Смекни!
smekni.com

Богомолье (стр. 27 из 28)

Сходим по лесенке в овражек, заходим в "блинные" Смотрим по всем

палаткам: везде-то едят-едят, чад облаками ходит. Стряпухи зазывают:

- Блинков-то, милые!.. Троицкие-заварные, на постном маслице!..

- Щец не покушаете ли с головизной, с сомовинкой?..

- Снеточков жареных, господа хорошие, с лучком пожарю... за три

копейки сковородка! Пирожков с кашей, с грибками прикажите!..

- А карасиков-то не покушаете? Соляночка грибная, и с севрюжкой, и с белужкой... белужины с хренком, горячей?.. И сидеть мягко, понежьтесь после трудов-то, поманежьтесь, милые... и квасок самый монастырский! .

Едим блинки со снеточками, и с лучком, и кашнички заварные, совсем сквозные, видно, как каша пузырится Пробуем и карасиков, и грибки, и - Антипушка упросил уважить - редечку с конопляным маслом, на заедку. Домна Панферовна целую сковородку лисичек съела, а мы другую. И еще бы чего поели, да Аксенов обидится, обед на отход готовит. Анюта большую рыбину там видала, и из соленого судака ботвинья будет - Савка нам говорил,- и картофельные котлеты со гладким соусом, с черносливом и шепталой, и пирог с изюмом, на горчичном масле, и кисель клюквенный, и что-то еще...- загодя наедаться неуважительно.

Во всех палатках и под навесами плещут на сковородки душистую блинную опару - шипит-скворчит! - подмазывают "кошачьей лапкой",- Домна Панферовна смеется. А кто говорит - что заячьей. А нам перышками подмазывали, Горкин доглядывал, а то заячьей лапкой - грех. И блинные будто от Преподобного повелись: стечение большое, надо народ кормить-то. Глядим - и певчие наши тут: щи с головизной хвалят и пироги с солеными груздями. Завидели нас - и накрыли бумажкой что-то. Горкин тут и сказал:

- Эх, Ломшачок... не жалеешь ты себя, братец!

И Домна Панферовна повздыхала:

- И во что только наливаются... диви бы какое горе, а то кондрашке одному на радость.

Ну, пожалели-потужили, да тужилом-то не поможешь, только себя

расстроишь.

Тележка наша готова, помахивает хвостом Кривая. Короб с игрушками весело стоит на сене, корзина с просфорами увязана в чистую простыньку. Все провожают нас, желают нам доброго пути, Горкин подносит Аксенову большую просфору, за полтинник, и покорно благодарит за ласку и за хлеб-соль: "Оченно вами благодарны!" Аксенов тоже благодарит, что радостьму привезли такую: не ждал - не гадал.

- Ну, путь вам добрый, милые...- говорит он, огдывая тележку,-

приведет Бог, опять заезжайте, всегда вам рад. Василий на ярмарку поедет скоро, буду в Москве с ним, к Сергею Ивановичу побываю, так и скажите хозяину. Ну, вот и хорошо, надо принять во внимание... овсеца положили вам и сенца... отдохнула ваша лошадка.

И все любуется на тележку, поглаживает по грядке.

- Да,- говорит он задумчиво,- надо принять во внимание... да,

тележка... таких уж не будет больше. Отворяй ворота! - кричит он дворнику, натягивает картуз и уходит в дом.

- Расстроился...- говорит нам Горкин, шепотом, чтобы не слыхали.- Ну, Господи, благослови, пошли.

Мы крестимся. Все желают нам доброго пути. Из-за двора смотрит на нас розовая колокольня-Троица. Молча выходим за ворота.

- Крестись на Троицу,- говорит мне Горкин,- когда-то еще увидим!..

Видно всю Лавру-Троицу: светит на нас крестами. Мы крестимся на синие купола, на подымающийся из чаши крест:

Пресвятая Троица, помилуй нас!

Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!..

Вот и тихие улочки Посада, и колокольня смотрит из-за садов. Вот и ее не видно. Выезжаем на белую дорогу. Навстречу - богомольцы, идут на радость. А мы отрадовались - и скучно нам. Оглядываемся, не видно ли. Нет, не видно. А вот и перелески с лужайками, и тропки. Мягко потукивает тележка, попыливает за ней. А вот и место, откуда видно - между лесочками. Видно между лесочками, позади, в самом конце дороги: стоит колокольня-Троица, золотая верхушка только, будто в лесу игрушка. Прощай!..

- Вот мы и помолились, привел Господь... благодати сподобились...- говорит Горкин молитвенно.- Будто теперь и скушно, без Преподобного... а он, батюшка, незримый с нами. Скушно и тебе, милый, а? Ну, ничего, косатик, обойдется... А мы молитовкой подгоняться станем, батюшка-то сказал, Варнава... нам и не будет скушно. Зачни-ка тропарек, Федя,- "Стопы моя направи", душе помягче.

Федя нетвердо зачинает, и все поем:

Стопы моя направи по словеси Твоему,

И да не облада-ет мно-о-ю-у...

Вся-ко-е... безза-ко-ни-и-е-э!..

Потукивает тележка. Мы тихо идем за ней.

Июнь 1930 - декабрь 1931.

Париж - Копбретон.

ПРИМЕЧАНИЯ

Впервые - Шмелев Ив. Богомолье. Белград, Русская библиотека, 1931. Печатается по тексту: Шмелев Ив. Богомолье. Изд. 2. Париж, 1948.

С. 98. Александр I Карагеоргиевич (1888-1934) - с 1921 г. король

Югославии (до 1929 - Королевство сербов, хорватов и словенцев). Будучи женат на русской, симпатизировал и широко помогал эмигрантам из России, деятелям науки, культуры, писателям, в частности Шмелеву (учреждение денежных стипендий, издания книг). В своей внешней политике ориентировался на союз с Францией, носивший антигитлеровский характер; внутри страны преследовал фашистскую организацию хорватов-националистов - усташей. Вместе с французским министром иностранных дел Барту убит в Марселе террористом-усташем.

Исайя - ветхозаветный пророк, живший между 759 и 698 гг. до н. э. Ему приписывается создание одной из книг Ветхого Завета, в которой он возвещает суд над земным величием и роскошью, призывает грешников к покаянию и обещает прозревшим последнее спасение.

С. 100. ...к Сергию Преподобному сходить...- в Троице-Сергиеву лавру, место паломничества православных, древнерусский монастырь, основанный Сергием Радонежским в середине XIV в. Сергий Радонежский (ок.1321-1391) благословил в 1380 г. князя Дмитрия Московского (Донского) на решительную битву с ордами Мамая и уничтожение татарского ига, много способствовал возвышению и упрочению Московского княжества и всей Руси. По смерти канонизирован и стал одним из наиболее почитаемых святых православной церкви.

С. 101. ...к Иверской сорок раз сходить...- Имеется в виду икона

Иверской Божьей Матери, величайшая святыня Афона, точная копия которой была привезена и Москву в 1648 г. Хранилась в часовне у Воскресенских ворот Красной площади; часовня была разобрана в 1930-е годы.

С. 102. "Хождения по мытарствам преподобной Феодоры".- Речь идет о так называемом видении Феодоры из византийского "Жития Василия Нового" (X в.). В православно-христианских представлениях души умерших искупают свою греховность мытарствами или муками соответственно количеству грехов. Видение Феодоры насчитывает 20 грехов (празднословие, лень, тунеядство, воровство и т. д.) и соответственно - 20 мытарств.

...очень старинный крест с "адамовой главой"...- В христианском

богословии и иконографии образы "первого человека" Адама и Христа часто совмещались; так, место распятия Христа - Голгофа (букв, "место черепа") подчас изображалось и как могила Адама; у ног распятого (на иконах и крестах) часто изображался череп.

С. 104. Лестовка - кожаные четки раскольников, с кистью кожаных же лепестков.

С. 105. Работали мы по храму Христа Спасителя...- Храм Христа

Спасителя - грандиозное сооружение, воздвигнутое на народные пожертвования в 1837-1883 гг. в память Отечественной войны 1812 г. (архитектор К. А. Тон, скульпторы П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов, Ф. П. Толстой, роспись В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова и др.). Взорван в 1931 г. Восстановлен в 90-х годах.

...царю-освободителю, Лександре Николаичу нашему.- В царствование императора Александра II манифестом от 19 февраля 1861 г. было отменено крепостное право.

Долгоруков Владимир Андреевич (1810-1891) - государственный деятель, с 1856 г. до конца жизни московский генерал-губернатор.

С. 107. ...на Фоминой вышло-то.- Вторая неделя по Пасхе в

православной церкви; согласно вероучению, Фома, один из двенадцати

апостолов, не хотел верить воскресению Христа, и тогда Иисус явился к нему через восемь дней и дал ему ощупать свои раны.

С. 111. "Дуб и трость" (1806) и "Стрекоза и муравей" (1808) - басни И. А. Крылова.

С. 112. "Ну, тащися, сивка... красавица зорька в небе загорелась..." - Здесь и далее цитируется "Песня пахаря" (1831) А. В. Кольцова.

Он и медведю радовался, медведь к нему хаживал...- Житие преподобного Сергия Радонежского рассказывает, как Сергий приручил медведя и делился с ним хлебом; этот эпизод стал символическим для образа основателя Троице-Сергиевой лавры, нашел отражение в иконописи и живописи.

С. 115. ...к Николе-на-Угреши молиться...- Речь идет о

Николо-Угрешском монастыре, основанном в конце XIV в. Дмитрием Донским, который в 1380 г., двигаясь с войсками на Куликово поле, останавливался здесь. Основанием монастыря Дмитрий Донской хотел увековечить память о Куликовской победе над татарским ханством.

С. 119. "И-зве-ди из темницы ду-шу моюууу!.." - Псалтырь, псалом 141, 7: "Выведи из темницы душу мою..." С. 120. "Кресту Твоему..." - молитва из Триодей Постной и Цветной, кондак, глас 8-й ("Аще и во гроб снизошел еси...").

С. 121. ...за Крестовской...- Крестовская застава (ныне Рижская

площадь) являлась в то время частью городской черты.

...с Воробьевки на Болото...- Воробьевы горы (см. комм. к с. 19) - место огородов и садов старой Москвы. Болото - в XV-XIX вв. название низменной местности в Замоскворечье, напротив Кремлевского холма, за Москвой-рекой, место Болотного рынка (ныне площадь Репина).

С. 122. ...и к Савве Преподобному доспеет.- Савва Звенигородский (ум. 1406), ученик Сергия Радонежского, был приглашен князем Юрием Звенигородским и основал около 1380 г. Сторожевский (после 1652 г. Саввино-Сторожевский) монастырь.

С. 125. В голубой башенке - Великомученик Пантелеймон.- Часовня