Смекни!
smekni.com

Богомолье (стр. 24 из 28)

Я спрашиваю: а теперь как, возьмет Аксенов тележку нашу?

- Нет, дареное не берут назад. У нас останется, поедем на ней домой. Прибрали ее, почистили здешние мастера... промыть хотели, да старик не дозволил... Господним дождем пусть моет - так и сказал. Каждый день на нее любуется - не наглядится. И молодчик-то его залюбовался. Только такой уж не сделают, на нее работы-то уйдет сколько! И терпенья такого нет... ты погляди-ка, как резана-а. Одной рукой да глазом не сделаешь, тут душой радоваться надо... Пасошницы вот покойный Мар- тын резал, попробуй-ка так одним топориком порезать... винограды какие!.. Это дело особое, не простое.

Мы слушаем, как сказку. Птичка поет в кустах. Говорят,- барышня Домне Панферовне сказала,- соловьи к вечеру поют здесь, в самом конце, поглуше. И Федя слыхал - ночью не мог заснуть. Горкин выходит на крылечко и радостно говорит, вздыхая:

- А как тихо-то, хорошо-то как здесь... и Троица глядит! Све-те

Тихий... святыя славы...

Высвистывает птичка. В Лавре благовестят к вечерням.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Только еще заря, сад золотисто-розовый, и роса,- свежо, не хочется подыматься. А все уже на ногах. Анюта заплетает коску, Антипушка молится на небо, Горкин расчесывается перед окошком, как в зеркальце. Говорят - соловей все на зорьке пел. В дверь беседки вижу я куст жасмина, осыпанный цветами - беленькими, с золотым сердечком. Домна Панферовна ахает над кустом:

- А-ах, жасминчик... люблю до страсти!

И на столе у нас, в кувшине, жасминчик и желтые бубенцы - Федя вчера нарвал - и целый веник шиповнику.

Федя шиповник больше уважает - аромат у него духовный. И Горкин тоже шиповник уважает, и я. Савка несет самовар с дымком и ставит на порожке - пусть прогорит немножко. Все говорят: "Ах, хорошо... шишечкой-то сосновой пахнет!" Савка доволен, ставит самоварчик на стол в беседке. Говорит:

- Мы всегда самовар шишечками ставим. А сейчас горячие вам колобашки будут, вот притащу.

Анюта визжит от радости:

- Бабушка, горячие колобашки будут!..

А Домна Панферовна на нее:

- Ори еще, не видала сроду колобашек?..

По-царски нас прямо принимают: вчера пироги с кашей и с морковью, нынче горячие колобашки,- и родных так не принимают.

Пьем чай с горячими колобашками, птички поют в саду. Федя чем свет поднялся, просвирный леестрик правит: всех надо расписать - кого за упокой, кого за здравие, кому просвирку заколько,- дело нелегкое.

- Соломяткина-то забыли, в Мытищах-то угощал...- припоминает Горкин,- припиши, Федя: раба божия Евтропия, за пятачок.

Приписываем еще Прокопия со чады - трактирщика Брехунова,- супруги-то имя позабыли. Вспомнили, хорошо, раба божия Никодима, Аксенова самого, и при нем девицу Марию,- ласковая какая барышня! - и молодчика, погнал-то который нас: Савка сказал, что Васильем Никитичем зовут,- просфору за полтинник надо. И болящего Михаила приписали, расслабного, за три копейки хоть. Увидим - отдадим, а то и сами съедим за его здоровье. Упаси Бог, живых бы с покойниками не спутали, неприятности не избыть. Напутали раз монахи, записали за здравие Федосью, а Федосея за упокой, а надо наоборот было; хорошо - дома доглядели, выправили чернилками, и то боялись, не вредные ли: тут чернилки из орешков монахи сотворяют, а в Москве, в лавочке, кто их знает.

Идем в Лавру с большой корзиной, ягодной-пудовой,- покупали в

игрушечном ряду, об столбик били: крепок ли скрип у ней. Отец просфорник велит Сане-заике понаблюсти - выпросили мы его у отца квасника помочь-походить с нами, святыни поглядеть, нам показать,- а нам говорит:

- Он с писцами просфорки все проверит и к вам подойдет... а вы покуда идите, наши соборы-святыни поглядите, а тут ноги все простоите, ждамши.

Горкин указывает Сане, как понимать леестрик: первая мета - цена, крестик за ней - за упокой, а колечко - за здравие. За долгими чистыми столами в просторных сенцах служки пишут гусиными перьями: оскребают с исподцев мучку и четко наводят по-церковному.

Ходим из церкви в церковь, прикладываемся и ставим свечи. В большом соборе смотрим на Страшный суд - написано во всю стену. И страшно, а не оторвешься. Монах рассказывает, за какие грехи что будет. Толстый зеленый змей извивается к огненной геенне, и на нем все грехи прописаны, и голые грешники, раскаленные докрасна, терзаются в страшных муках; а эти, с песьими мордами и с рогами, наскакивают отовсюду с вилами,- зеленые, как трава. А наверху, у Бога, светлые сонмы ангелов вешают на златых весах злые дела и добрые - что потянет? - а души взирают и трепещут. Антипушка вздыхает:

- Го-споди... и царей-королей в ад тащут, и к ним не снисходят, из уважения!..

Монах говорит, что небесная правда - не земная взыщется и с малых, и с великих. Спрашиваем: а толстые кто, в бархатных кафтанах, за царями идут, цепью окручены, в самую адову пучину?

- А которые злато приобретали и зла-то всякого натворили, самые

богачи купцы. Ишь сколько за ними бесы рукописании тащут!

Горкин говорит со вздохом:

- Мы тоже из купцов...

Но монах утешает нас, что и праведные купцы бывают, милостыню творят, святые обители не забывают - украшают, и милосердный Господь снисходит.

Я спрашиваю, зачем раскаленная грешница лежит у "главного" на

коленях, а на волосах у ней висят маленькие зеленые. Монах говорит, что это бесстыдная блудница. Я спрашиваю, какие у ней грехи, но Горкин велит идти, а то ночью бояться будешь - насмотришься.

- Вон,- говорит,- рыжий-то, с мешочком, у самого! Иуда Искариот это, Христа продал, с денежками теперь терзается... ишь скосился!

Монах говорит, что Иуде муки уготованы без конца: других, может,

праведников молитвы выкупят, а Искариоту не вызволяться во веки веков, аминь. И все говорят - этому нипочем не вырваться.

Смотрим еще трапезную церковь, где стены расписаны картинками, и

видим грешников, у которых сучок и бревно в глазу. Сучок маленький и кривой, а бревно толстое, как балка. Монах говорит:

- Для понимания писано: видишь сучец в глазе брата твоего, а

бревна-то в своем не чувствуешь!

Я спрашиваю, зачем воткнули ему бревно... ведь больно? Монах говорит:

- Для понимания, не больно.

Еще мы видим жирного богача, в золотых одеждах и в бархате, за

богатой трапезой, где жареный телец, и золотые сосуды-кувшины с питиями, и большие хлебы, и под столом псы глотают куски тельца; а на пороге лежит на одной ноге убогий Лазарь, весь в болячках, и подбирает крошки, а псы облизывают его. Монах говорит нам, что так утешается в сей жизни немилостивый богач, и вот что уготовано ему на том свете!

И видим: стоит он в геенне-прорве и высовывает кверху единый перст, а высоко-высоко, у старого Авраама на коленях, под розанами и яблочками, пирует у речки Лазарь* в блистающих одеждах и ангелы подносят ему блюда и напитки.

- "Лазарь-Лазарь! омочи хоть единый перст и прохлади язык мой!" - взывает немилостивый богач из пламени,- рассказывает монах,- но Лазарь не слышит и утешается... не может суда Божьего преступить.

В соборе Троицы мы молимся на старенькую ризу Преподобного, простую, синюю, без золотца, и на деревянную ложечку его за стеклышком у мощей. Я спрашиваю - а где же келейка? Но никто не знает.

Лезем на колокольню. Высота-а...- кружится голова Крутом, куда ни глянешь, только боры и видно. Говорят, что там и теперь медведи; водятся и отшельники Внизу люди кажутся мошками, а собор Преподобного - совсем игрушечный. Под нами летают ласточки, падают на кресты. Горкин стучит пятачком по колоколу - гул такой! Говорят, как начнут звонить, рот надо разевать, а тоолову разорвет от духа, такое шевеленье будет.

Отец просфорник выдает нам корзинс просфорами-

- Бог милости прислал! По леестрику все вписали и вынули... благословиас Преподобный за ваше усердие.

Саня-заика упрашивает нас зайти в квасную, холодненького выпить,- такого нигде не делают:

- На...на-на...ме-местниковский ква-ква...сок! Отец Власий

благословил попотчевать вас.