Смекни!
smekni.com

Выявление и определение основ конституционно-правового регулирования интеллектуальной собственности в России (стр. 19 из 26)

Исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных может быть передано полностью или частично другим физическим или юридическим лицам по договору.

Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать следующие существенные условия: объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора.

Исключительное (имущественное) право на программу для ЭВМ или базу данных переходит по наследству в установленном законом порядке.

Ст. 12 Закона о правовой охране программ для ЭВМ содержит понятие служебных, созданных работником (автором) в связи с выполнением трудовых обязанностей или по заданию работодателя программы для ЭВМ и базы данных. Исключительное право на них принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное.

В случае, если исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит работодателю, работник (автор) имеет право на вознаграждение, порядок выплаты и размер которого устанавливаются договором между работником (автором) и работодателем.

Использование программы для ЭВМ и базы данных. Использование программы для ЭВМ или базы данных третьими лицами (пользователями) осуществляется на основании договора с правообладателем.

Договор на использование программы для ЭВМ или базы данных заключается в письменной форме.

При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных[84].

Исключение из этого правила составляет перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр, которая допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения[85].

Защита прав на программы для ЭВМ и базы данных. За защитой своих прав авторы и иные правообладатели в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона о правовой охране программ для ЭВМ вправе обратиться в суд, арбитражный или третейский суд. При этом в соответствии со ст.49 Закона об авторском праве автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:

- признания прав;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- возмещения причиненных убытков, в размер которых включается сумма доходов, неправомерно полученных нарушителем;

- выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. в случаях нарушения с целью извлечения прибыли вместо возмещения убытков;

- принятия иных, предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

Суд (арбитражный суд) может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении либо о передаче их в доход республиканского бюджета Российской Федерации либо истцу по его просьбе в счет возмещения убытков.


2.4 Ноу-хау

Понятие «ноу-хау» применяется к незапатентованной информации (независимо от того, является ли она патентоспособной или нет), которая содержит сведения о формуле, рецепте, устройстве или способе, а также о каком-либо методе, применение которых делает возможным производство определенной продукции или оказание определенных услуг, или обеспечивает решение конкретных практических вопросов, связанных с производством. Ноу-хау может состоять в добавочной информации, получаемой при использовании запатентованных технологий, которая, не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.

Несмотря на всемирную распространенность термина «ноу-хау» (англ. «know-now» -"знать как", т.е. "знать как что-то сделать"), до сих пор не существует единой концепции этого понятия. Оно по-разному определяется в документах международных организаций, в национальных нормативных актах, и даже в различных научных школах в пределах одного государства.

Правовой базой регулирования ноу-хау в России являются в настоящее время ГК РФ и Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне).

Одна из функций гражданского права состоит в установлении режима использования объектов необщедоступной (конфиденциальной) информации, т.е. информации, составляющей коммерческую тайну (ноу-хау). Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие подобную информацию, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору (контракту), и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору (п. 2 ст. 139 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о коммерческой тайне коммерческая тайна - это "конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду".

В статье 139 ГК РФ, определяющей правовой режим конфиденциальной информации в виде коммерческой тайны, в отличие от аналогичной по содержанию ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. термин "ноу-хау" не употребляется. Это решение законодателя не совсем понятно, так как во всем мире подобные сведения обычно именуются ноу-хау.

Кроме того, термин "ноу-хау" используется в других федеральных законах, например в п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне и в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в редакции от 20 января 2002 г.

Что касается Закона о коммерческой тайне, то в нем также без достаточных причин термином "ноу-хау" обозначена только "информация, составляющая секреты производства", тогда как к этой категории можно отнести и любую другую, в том числе научно-техническую, технологическую, производственную и финансово-экономическую информацию, если она находится в режиме коммерческой тайны и отвечает всем признакам подобной информации, закрепленным в ст. 139 ГК РФ и в п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне.

Функция защиты (охраны) ноу-хау реализуется путем закрепления за разработчиками ноу-хау права на неразглашение их конфиденциальной информации с запретом ее получения третьими лицами незаконными методами под угрозой возмещения убытков или применения иных правовых санкций.

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, преследуется в уголовном порядке (ст. 183 УК РФ). Подобные уголовно наказуемые деяния традиционно называют промышленным шпионажем. Кроме того, в число правовых средств, препятствующих незаконному получению сведений, составляющих ноу-хау, входят имущественная (гражданско-правовая) ответственность в форме возмещения убытков; санкции, применяемые по законодательству о недобросовестной конкуренции (преимущественно в виде возмещения убытков) и ответственность работников по трудовому законодательству.

По смыслу п. 1 ст. 139 ГК РФ и п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне закон пресекает посягательства на имущественные и личные интересы обладателя ноу-хау со стороны третьих лиц при наличии как минимум четырех условий: 1) техническая, финансовая или иная информация представляет реальную или гипотетическую коммерческую ценность; 2) эта информация, в том числе так называемые "секреты производства", не известна третьим лицам, т.е. является конфиденциальной; 3) у третьих лиц нет свободного доступа к этой информации на законном основании; 4) обладатель информации принимает необходимые меры к охране ее конфиденциальности. Иными словами, ноу-хау как правовая категория существует, а законные интересы его обладателя защищаются лишь до тех пор, пока сохраняются все эти условия.

Часть IV Гражданского кодекса РФ, которая вступает в силу с 1 января 2008 г., в числе прочих изменений, содержит и закрепление единого правового института секретов производства (ноу-хау).


3. Некоторые международные проблемы охраны авторских и смежных прав в сети Интернет

Развитие научно-технического прогресса затронуло все сферы жизни общества. Особенно значительным его влияние в последние годы оказалось в сфере информационных технологий. Появление сети Интернет (далее в качестве синонима будет использоваться слово «Сеть») оказалось революционным событием для мирового информационного и культурного обмена. Важная черта сети Интернет – отсутствие в ней какого-либо подобия государственных границ. В результате, в Сети возможен свободный обмен информацией между гражданами разных стран; размещение произведений науки; литературы и искусства, с которыми потенциально может ознакомиться самая широкая аудитория. Большая часть информации, размещаемой в сети Интернет, охраняется авторским правом и смежными правами.