Смекни!
smekni.com

Выявление и определение основ конституционно-правового регулирования интеллектуальной собственности в России (стр. 6 из 26)

В соответствии со статьей 19 Конвенции государства-участники вправе предоставлять более высокий уровень охраны в соответствии с национальным законодательством.

В соответствии со статьей 20 Конвенции «Правительства стран Союза оставляют за собой право вступать между собой в специальные соглашения, когда эти соглашения будут предоставлять авторам более широкие права, чем установленные настоящей Конвенцией, или будут содержать другие положения, не противоречащие настоящей Конвенции. Положения действующих соглашений, удовлетворяющие этим требованиям, остаются подлежащими применению». Эта норма является крайне важной для прогрессивного развития системы международной охраны авторского права. Она была использована для разработки Соглашения ТРИПС[25] 1994 г., Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г. и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.

Первоначальная редакция Бернской конвенции, как уже говорилось, претерпела значительные изменения. Будучи изначально приспособленной к нуждам и требованиям промышленно развитых стран Европы, позднее, когда система Бернской конвенции начала распространяться на другие районы земного шара, количественный рост системы повлек за собой и качественные изменения.

Хотя необходимость охраны прав авторов была практически общепризнанной, возникло и осознание того, что новые независимые развивающиеся государства столкнулись с реальными проблемами в деле получения более широкого и легкого доступа к произведениям, охраняемым авторским правом, в особенности для удовлетворения их потребностей в области техники и образования. Огромная и насущная проблема обеспечения развивающихся стран педагогической литературой требовала своего разрешения. Росло осознание необходимости достижения международного соглашения, которое обеспечивало бы развивающимся странам более свободный доступ к охраняемым произведениям, не ущемляя в то же время интересов их авторов.

Парижская конференция 1971 г. по пересмотру Конвенции в основном была посвящена поиску решений, которые позволили бы обеспечить универсальный характер Конвенции и заложить соответствующую базу для ее функционирования. Встал вопрос о том, насколько справедливо и целесообразно требовать от развивающихся государств обеспечения такого высокого уровня охраны авторского права, какой достигнут в экономически развитых государствах. Единственным способом урегулирования данной проблемы были взаимные компромиссы, в результате чего были приняты специальные положения, относящиеся к развивающимся странам, которые фигурируют в дополнительном разделе Конвенции и являются ее неотъемлемой частью.

Дополнительный раздел Парижского (1971 г.) акта Бернской конвенции предусматривает специальные льготы для развивающихся стран. В соответствии с ним страны, считающиеся в соответствии с установившейся практикой Генеральной ассамблеи ООН развивающимися, могут при определенных условиях не выполнять требования о минимальном уровне охраны, предусмотренном Конвенцией. Этот исключительный режим распространяется на два права: права перевода и права воспроизведения и осуществляется через механизм выдачи неисключительных и непередаваемых обязательных лицензий для использования в области систематического обучения.

Для получения лицензии любой гражданин страны, которая должным образом воспользовалась одной или обеими льготами, должен подать заявку в соответствующий орган своей страны. Лицензии должны предусматривать справедливое вознаграждение владельцу авторского права. Иными словами, такое вознаграждение должно быть соизмеримо с обычными гонорарами, выплачиваемыми по лицензиям, сторонами которых являются свободно договорившиеся между собой граждане двух соответствующих стран — статья IV(6)(i) Дополнительного раздела.

В национальном законодательстве также надлежит предусмотреть обеспечение правильности перевода и точности воспроизведения произведения, а также указание фамилии автора на всех экземплярах переводимых и/или воспроизводимых произведений. Вывоз из страны переводов или экземпляров произведений, изготовленных с использованием соответствующей льготы, за пределы страны и их выпуск в свет не разрешается - статья IV(3,4,6(b)) Дополнительного раздела.

Проводится различие между языками, общеупотребимыми в одной и более развитых странах (английский, французский, испанский), и местными языками. В первом случае подача заявки на принудительную лицензию на перевод может быть подана лишь по истечении трехлетнего периода после даты первого выпуска в свет произведения. В случае языка, не являющегося общеупотребимым в развитой стране, соответствующий период составляет один год статья II (3)(а) Дополнительного раздела.

Общее правило устанавливает срок в пять лет, до истечения которого не могут выдаваться принудительные лицензии на воспроизведение. Однако в случае произведений по естественным и точным наукам, включая математику и технику, этот период составляет три года, а для художественных, поэтических и драматических произведений этот период составляет семь лет – статья III(3) Дополнительного раздела.

В соответствии со ст.1 Бернской конвенции страны, присоединившиеся к ней, образуют Союз для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения.

Союз имеет собственные бюджет и органы управления, предусмотренные Конвенцией. Это Ассамблея, Исполнительный комитет, и Международное бюро ВОИС, выполняющее административные задачи Союза для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения, также как и задачи Союза по охране промышленной собственности.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ВОИС, на 21 февраля 2005 г. членами Бернской конвенции являлись 159 государств.

Участие России в конвенциях по авторскому праву. Первым крупным международно-правовым соглашением, в котором участвовала наша страна являлась Всемирная (Женевская конвенция об авторском праве)1952 г., к которой СССР (правопреемником которого является Россия), присоединился 27 мая 1973 г.

Впоследствии Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. - с 9. марта 1995 г. и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - с 13. марта 1995 г.

При этом присоединение Российской Федерации к Бернской конвенции было осуществлено в нарушение правил самой Конвенции. В Постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1224 было сделано уведомление, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (согласно действовавшему на тот момент законодательству[26] это были произведения, в отношении которых истек срок охраны, и произведения, которым правовая охрана никогда не предоставлялась).

Это заявление, хотя и не оформленное в виде оговорки, противоречило статье 18 Конвенции, устанавливающей так называемый принцип ретроохраны (согласно ст. 18 охране подлежат все произведения, в том числе и впервые опубликованные до момента присоединения к Бернской конвенции, если они не перешли в общественное достояние вследствие истечения сроков охраны). Таким образом, на территории России согласно положениям Бернской конвенции охраняются лишь произведения, созданные после ее присоединения к Конвенции, то.е. после 13. марта 1995 г.

Россия в очень значительной степени сузила круг произведений, которым на ее территории предоставляется охрана согласно Бернской конвенции, а, значит, продолжают оставаться неохраняемыми иностранные произведения, созданные до присоединения России к Всемирной конвенции об авторском праве (т. е. до 1973 г.).

Кроме того, новые конвенции, административные функции которых осуществляет ВОИС, а также соглашение ТРИПС в качестве принципа охраны ссылаются на статью 18 Бернской конвенции. Поэтому для России существуют сложности для присоединения к этим международным соглашениям в будущем.


Глава 2. Конституционно-правовые основы регулированияинтеллектуальной собственности в РФ

2.1 Интеллектуальная собственность в праве РФ

Существование и правовое признание в России прав на результаты интеллектуальной деятельности закреплено прежде всего Конституцией[27]:

Часть 1 статьи 44 провозглашает: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к сфере исключительной компетенции Российской Федерации.

То место, которое занимает интеллектуальная собственность в российском праве, определяется не только Конституцией, но и международными договорами в области интеллектуальных прав, в которых участвует Российская Федерация.

Важнейшие из них это:

Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.,

Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г.,

Всемирная (Женевская) конвенция по авторскому праву 1952[28] г.,

Стокгольмская конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 [29]г.,

Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков 1891г[30].,

Страсбургское соглашение о международной патентной классификации 1971г.[31], и другие.

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.