Смекни!
smekni.com

Реализация труда гражданами проходящими альтернативную гражданскую службу (стр. 6 из 15)

Федеральным же законом "Об альтернативной гражданской службе" в качестве таких "иных" случаев предусмотрены только граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами[25].

Тем не менее немало и других жизненных ситуаций, когда гражданам можно было бы предоставить право проходить альтернативную гражданскую службу и в отсутствие у них каких-либо не традиционных для российского общества убеждений или вероисповедания.

Такими случаями изобилуют, в частности, статьи 23 и 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", которые, как отмечено выше, проектировались в условиях отсутствия в Российской Федерации института альтернативной гражданской службы. Наиболее яркими примерами являются основания для отсрочки от призыва на военную службу по причине работы (службы) граждан в определенных организациях (органах) или по определенным профессиям[26].

Это и сельские учителя, и сельские врачи, и работники почти четырехсот организаций оборонно-промышленного комплекса, и сотрудники органов внутренних дел, и Государственной противопожарной службы МЧС России, и таможенных органов Российской Федерации, и федеральных органов налоговой полиции, и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

И это только категории, оговоренные непосредственно Федеральным законом. Помимо них имеется целый ряд указов Президента Российской Федерации, которыми предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу гражданам по причине их профессиональной принадлежности к определенным профессиям.

Нет никаких сомнений в том, что всем этим категориям работников (сотрудников) отсрочка от призыва на военную службу предоставлена лишь потому, что они со своим образованием, профессией и специальностью востребованы на другом, не менее важном для общества и государства, участке.

А в этом случае это и есть служба, альтернативная военной, то есть альтернативная гражданская служба, определение которой, данное в п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", только подтверждает это ("Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву").

С учетом этого пересмотр оснований для освобождения и отсрочки от призыва на военную службу необходим как с теоретической, так и с практической точки зрения. Тем более, что это было бы справедливо и в отношении самих граждан названных категорий.

5. В связи с тем, что принятие Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не было синхронизировано с масштабным внесением соответствующих изменений и (или) дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие так или иначе связанные с альтернативной гражданской службой правоотношения, со вступлением названного Федерального закона в силу неминуемо будет создан вакуум в комплексном правовом обеспечении организации прохождения гражданами альтернативной гражданской службы, возникнет неопределенность в понимании ряда аспектов этой службы.

В частности, остался нерешенным вопрос о формах и способах использования граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, в период мобилизации, в период военного положения и в военное время, а ст. 9 названного Федерального закона является отсылочной и ни к чему не обязывающей.

6. Статьей 24 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" одновременно предусмотрено и зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, и освобождение их от военных сборов[27].

Видно, что названные положения не лишены внутреннего противоречия.

Так, основной целью создания запаса Вооруженных Сил Российской Федерации является формирование мобилизационного ресурса, который может быть использован в период мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, а военные сборы проводятся для поддержания необходимой готовности такого ресурса к военной службе по мобилизации.

Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу и пребывающие в запасе, от призыва на военную службу по мобилизации не освобождены[28].

Таким образом очевидно, что граждане, зачисленные в запас должны проходить и военные сборы. Если же они автоматически освобождаются от военных сборов, то нет никакого смысла и зачислять их в запас.

7. Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, помимо граждан, несение военной службы которыми противоречит их убеждениям или вероисповеданию, предоставлено гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам, при условии, что эти граждане ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами.

Практическое применение указанной нормы неизбежно столкнется с рядом проблем. В частности, в настоящее время граждане не обязаны где-либо указывать свою национальность. Соответственно отсутствует и документ, удостоверяющий принадлежность гражданина к той или иной национальности.

В этой связи возникает вопрос о том, каким образом граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, будут подтверждать свою принадлежность к этим народам и реализовывать свое право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Ясно, что граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, могут реализовать свое право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не по факту принадлежности к указанным народам и занятия соответствующим видом деятельности, а в связи с наличием у них соответствующих убеждений или вероисповедания.

В силу же п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" указанные граждане тем не менее должны направляться для прохождения альтернативной гражданской службы только в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Учитывая, что сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов является их правом, а не обязанностью, такое положение дел вряд ли можно признать по отношению к ним справедливым.

8. Пунктом 7 ст. 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" призывной комиссии предоставлено право принимать решение "об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой".

Однако, в п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и, военной службе" приведен исчерпывающий перечень решений, которые могут быть вынесены призывной комиссией, среди которых решения "об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой" отсутствует (имеются только такие виды решений, как "о призыве на военную службу" и "о направлении на альтернативную гражданскую службу")[29]. При этом тем же пунктом установлено, что призывная комиссия вправе выносить только одно решение.

Наличие такой несогласованности между нормами федеральных законов "Об альтернативной гражданской службе" и "О воинской обязанности и военной службе" является причиной того, что первый из названных федеральных законов дублирует правовые нормы, относящиеся к предмету регулирования исключительно Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Это обусловлено, в первую очередь, тем, что вплоть до вынесения призывной комиссией решения о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу, несмотря на то, что он имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, такой гражданин считается подлежащим призыву на военную службу, а вопросы призыва граждан на военную службу как одного из элементов воинской обязанности регламентируются исключительно Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

9. Статья 21 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" запрещает гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, помимо прочего, "совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях", а также "заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами".

Такие запреты в большей степени характерны для государственной службы, каковой альтернативная гражданская служба по определению не является. Учитывая же, что прохождение альтернативной гражданской службы предполагается, как правило, на низкооплачиваемых работах, не связанных с государственной или муниципальной службой, наличие указанных запретов представляется необоснованным: важно, чтобы гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, на месте прохождения этой службы добросовестно выполнял свои должностные обязанности, а вовсе не то, чтобы он был всячески ограничен в возможностях получения дополнительного дохода из других источников.

10. Часть вторая ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы, в действующей редакции не позволяет в полной мере охватить все способы уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы, так как попросту не содержит их[30].