Смекни!
smekni.com

Административная ответственность как вид юридической ответственности (стр. 8 из 15)

Объективная сторона правонарушения может характеризоваться и такими признаками, как повторность, систематичность, злостность. Так, ст. 3.8 КоАП предусматривает, что «лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом». Однако в статьях Особенной части КоАП, закрепляющих составы административных правонарушений, нет указаний на данные признаки объективной стороны. Только в одной статье – 15.11 КоАП – говорится о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учёта. Из анализа статей, предусматривающих административное наказание в виде лишения управления транспортным средством, можно сделать вывод, что вопрос о признании правонарушения грубым решается по усмотрению уполномоченного должностного лица либо судьи.

Признаки объективной стороны имеют большое значение для классификации административных правонарушений.

Субъектом правонарушения, а значит и субъектом административной ответственности, является тот, кто совершил административное правонарушение. Субъектами административной ответственности признаются: физическое лицо (достигшее на момент совершения административного правонарушения возраста 16 лет); лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, за нарушения в области налогов, сборов и финансов, несут ответственность на общих основаниях; граждане-предприниматели; иностранные граждане; лица без гражданства; должностные лица; юридические лица; иностранные юридические лица.

В рамках общего субъекта – физического лица – КоАП определяет и специальных субъектов. К ним относятся несовершеннолетние, лица в возрасте от 16 до 18 лет (ч.2 ст.2.3), должностные лица (ст. 2.4), военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5), иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 2.6). Выделение специальных субъектов обусловлено особым порядком привлечения их к административной ответственности, который определяется КоАП и специальными нормативными актами.

Обязательными признаками субъекта административного правонарушения – физического лица является достижение установленного законом возраста – 16 лет (ст. 2.3 КоАП) и вменяемость. КоАП РФ, впрочем, так же как и УК РФ не даёт определения вменяемости субъекта ответственности, но содержит определение невменяемости.

Как следует из ст. 2.8 КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

В рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В статье указаны четыре такие формы:

а) хроническое психическое расстройство – когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.;

б) временное психическое расстройство – кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, то есть расстройство психики, вызванное тяжёлым душевным потрясением;

в) слабоумие – дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врождённым – олигофрения или приобретённым в результате изменений мозга при различных заболеваниях – деменция;

г) иное болезненное состояние психики – различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) – интеллектуальный момент и руководить ими – волевой момент. Физическое лицо, признанное на момент совершения правонарушения находящимся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

Субъективная сторона правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное деяние наступает юридическая ответственность. Что касается виновности физических лиц, то она отражает психическое отношение лица к совершаемым действиям и их последствиям.

Сложнее обстоит дело с установлением вины юридического лица. В последние годы было принято много законодательных актов об административной ответственности юридических лиц, но ни в одном из них юридическое лицо не определялось как субъект правонарушения, а его вина определялась через вину должностного лица. В связи с этим необходимо определить содержание термина «вина юридического лица».

Проблема в том, что понятие вины применительно к юридическим лицам трактуется совсем иначе, чем в отношении физических лиц. Выяснение характера вины юридических лиц через призму умысла или неосторожности, через интеллектуальный и волевой моменты в ряде случаев может оказаться бессмысленным, поскольку юридическое лицо не обладает рассудком и психикой, которые есть у физического лица.

В административном праве существует двоякое понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы. Объективная вина – вина организации в зависимости от характера конкретного противоправного деяния юридического лица, то есть это вина, обусловленная объективной стороной состава правонарушения.

Субъективная вина – отношение организации в лице её представителей (работников, администрации, должностных лиц и т.д.) к противоправному деянию, совершённому этой организацией.

В настоящее время в соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП вина юридического лица признаётся в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Ответственность юридического лица возможна только в случаях, если она прямо предусмотрена в конкретных составах. Например, ст. 5.3 устанавливает наложение штрафа на юридических лиц за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; ст. 14.7 предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа за обман потребителей.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Особенности административной ответственности юридических лиц устанавливаются ст. 2.10 КоАП РФ.

Таким образом, единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 КоАП является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

2.3 Отличие административного правонарушения от иных правонарушений

Разграничение административного правонарушения от иных правонарушений является одной из первых задач лица, применяющего нормы административного права.

Сложность решения этой задачи обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения. Все они являются опасными или вредными для общества и государства, и все они нарушают те или иные нормы, но они различаются по иным существенным признакам.

По основному признаку – общественной опасности все правонарушения делятся на: представляющие общественную опасность – преступления; не представляющие общественную вредность, но являющиеся общественно вредными – административные правонарушения.

Различие проводится в основном по двум признакам: общественной опасности и противоправности.

Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Таким образом, основным критерием, позволяющим отграничить административное правонарушение от преступления, является общественная опасность, признак, которым административное правонарушение не обладает. Преступление – деяние, закреплённое уголовным законом, а административное правонарушение – деяние, запрещённое административным и некоторым другим законодательством.