Смекни!
smekni.com

Понятие и виды некоммерческих организаций (стр. 10 из 12)

Прекращение деятельности Организации может быть произведено путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации.

Реорганизация Организации осуществляется по решению Общего собрания и принимается большинством голосов, но не менее 2/3 голосов от полного численного состава членов Организации.

В случае реорганизации Организации составляется передаточный акт и разделительный баланс, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной Организации в отношении ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Имущество Организации переходит после ее реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Организации [31].

Ликвидация Организации проводится по решению Общего собрания его членов или суда, принявшего решение о ликвидации Организации.

Ликвидация Организации считается завершенной, а Организация прекратившей свою деятельность, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Организация может быть ликвидирована по решению суда:

в случае признания судом недействительной регистрации Объединения в связи с допущенными при его создании нарушениями действующего законодательства;

в случае осуществления деятельности Организации без надлежащего разрешения (лицензии) на этот вид деятельности, либо деятельности, запрещенной действующим законодательством, либо с иным неоднократными или грубыми нарушениями действующего законодательства, либо при осуществлении деятельности Организации, противоречащей ее уставным целям;


ГЛАВА 3. Особенности становления и развития третьего (некоммерческого) сектора

3.1 Некоммерческий сектор и реформы в России

Основные экономические и социальные преобразования общества в ходе последнего десятилетия в России строились практически без опоры на конструктивные общественные инициативы. В развитых же странах некоммерческий сектор является неотъемлемым участником большинства реформ. И в России третий сектор сейчас является пространством, где в наибольшей степени сформированы условия и предпосылки для становления гражданского общества.

По результатам различных социологических опросов последних лет свыше 70-75 % россиян выступают за реформы и примерно столько же — против того, как они проводятся. Результаты реформ отвечают интересам лишь небольшой части наших сограждан. Свои надежды (но не уверенность) с реформами связывает около 30% населения)[24].

Многие авторы справедливо указывают на то, что исторической ошибкой реформаторов на Руси (не только нынешних, но и предыдущих) было отношение к нашей ментальности, культурной "необщности выражения" не как к реальности, "обладающей собственной весьма жесткой структурой, глубоко укорененной системой ценностных ориентации и значительной сопротивляемостью к посторонним влияниям"[5], а как к пластичному материалу; "взгляд на человека как на чистый лист бумаги". Именно на эти скрытые пласты реальности — специфику культуры тех, кто должен был эти реформы реализовывать — реформаторы часто "налетали как корабль на рифы"[3].

В. Попов сформулировал даже "закон ментальной идентичности", который выражает степень соответствия содержания реформ менталитету российского народа, если "менталитет" — это глубинные, вековые константы социального и национального характера, архитипические представления, ценности, идеалы жизни народа, а идентичность — соответствие, тождество[26].

На протяжении десятилетия в идеологии реформ господствовала тоталитарная по своему смыслу установка. Пожалуй, до июня 2001 года, когда началась подготовка к Гражданскому форуму (даже в "мягких формах" проведения социальной политики) люди с их проблемами рассматривались как объекты нормативного регулирования, а не как субъекты собственной жизни — субъекты самоорганизации, самозанятости и взаимной поддержки. "Как социальных инвалидов государство оценивало и женщин, и детей, и инвалидов, и пенсионеров, то есть основную массу всего населения страны"[18].

Артели, товарищества, общества взаимного кредита, — исторически признанные в нашей стране формы организации производства и распределения доходов указывают на ту "очевидно наиболее приемлемую для России" модель, которая позволяет "реализовать личный интерес в коллективе и при помощи коллектива"[27].

"Третий сектор" отнюдь не является "западным" нововведением. Он органичен и для России, так как дает шанс соединить предпринимательскую инициативу и деловую сметку с ценностями взаимоподдержки и справедливости, приобрести самоуважение вне зависимости от наличия счета в банке, ощутить полезность своей деятельности. Речь здесь может идти и о благотворительных организациях, и о малом предпринимательстве. Многие инициативы в социальной сфере, где отсутствует платежеспособный спрос, сегодня вынужденно осуществляются на принципах самопомощи отдельных групп населения (например, многодетные семьи), с широким привлечением неоплачиваемого труда. Немного изменить обстоятельства — и они станут живительной средой для развития нормального рынка отечественных товаров и услуг для населения, обеспечат создание миллионов полноценных, приносящих и нравственное удовлетворение, и достойный доход рабочих мест.

3.2 Третий сектор: состояние, проблемы роста и развития

Социально-экономические и политические преобразования, проходящие сейчас в России, затрагивают все слои населения. Вместе с тем во многих сферах социальной жизни заявили о себе в полной мере общественные инициативы граждан, в своих новых проявлениях, существенно отличающиеся от действий общественных организаций.

Важной причиной развития некоммерческого сектора стало осознание: многие болезненные социальные проблемы не решаются и еще долго не будут эффективно и качественно решаться ни государственными силами, ни бизнесом. Поняв это, люди стали брать инициативу в свои руки. Многие из НКО нуждаются в помощи и поддержке по таким вопросам, как менеджмент, организационное строительство и развитие, сбор средств и привлечение ресурсов, планирование и проектирование [33].

По данным Госкомстата на 1 января 2000 года:

зарегистрировано около 485 тысяч некоммерческих организаций (НКО);

около 60 % (275 тыс.) из них — это неправительственные, негосударственные, немуниципальные НКО;

около 70 тыс. НКО ведут активную деятельность;

в них занято около 2,5 млн чел. (штатные сотрудники и добровольцы);

в 1998 году их услугами воспользовались до 30 млн россиян (консультации, курсы, семинары, зашита в суде, гуманитарная помощь и др.);

совокупный ежегодный бюджет всех НКО = сотням миллионам долларов.

среди сего сообщества некоммерческих, неправительственных и неполитических организаций выделяет ряд классов на основе различия целевых групп этих организаций (на кого или на какие проблемы направлена их деятельность) [30]:

1. ННКО, целевой группой которых являются сами члены этих организаций.

Среди них различаются два подкласса:

"организации взаимопомощи", объединяющие людей по принципу общей проблемы (организации инвалидов, ассоциации родителей больных детей и т.д.); в ряде случаев сюда же можно отнести и объединения людей по демографическому или тендерному признаку, а также по характеру сексуальной ориентации;

"организации клубного типа", включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т. д.

2. Организации, направленные на решение определенных проблем, непосредственно не связанных с проблемами самих их членов.

Здесь им также выделены два подкласса:

организации "социальной" направленности, или благотворительные организации, направленные на решение человеческих проблем, при этом часть из них направлена на решения комплекса проблем определенных категорий населения, например, престарелых, многосемейных или безработных, другая часть — на решение конкретных типов проблем - например, проблемы бездомности или проблемы СПИДа;

организации "экологической" направленности, особенно если понимать под "экологической деятельностью" защиту окружающей среды в широком смысле, т. е. не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т. д.;

3. Правозащитные организации, как традиционного типа, так и возникающие в последнее время группы гражданского контроля, включающие и контроль за действием исполнительной власти и контроль за процедурой выборов и т. д.;

4. Инфраструктурные организации, миссией которых является содействие деятельности других некоммерческих организаций в самом широком смысле: правовое обеспечение некоммерческого сектора; ННКО. совмещающие исследовательскую и образовательную деятельности; информационные и просветительские центры, действующие в рамках общественного движения (женского, экологического и т. п.); центры поддержки.

Отмечено [30], что предложенные четыре класса некоммерческих организаций различаются "по органичным для них формам взаимодействия с властью".

"Так, для организаций первого класса, особенно для объединений "товарищей по несчастью" властные структуры являются, прежде всего, источником финансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций".

Организации клубного характера и группы по интересам относятся к власти существенно более спокойно и в ряде случаев прекрасно без нее обходятся, арендуя где-нибудь помещения и оплачивая сами свои мероприятия и встречи.