Смекни!
smekni.com

Судебная власть и реализация её в уголовном судопроизводстве (стр. 5 из 8)

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК только судом в ходе досудебного производства решается вопрос о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, поскольку это связано с определенным ограничением прав и свобод гражданина. При избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу экспертиза может быть назначена следователем самостоятельно (ст. 195 УПК). Для этого еще одного судебного решения о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар не требуется.

В соответствии со ст. 108 УПК заключение под стражу в качестве меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого применяется за преступления, относящиеся к категории средней тяжести, тяжким и особо тяжким, т.е. за которые может быть назначено наказание свыше двух лет лишения свободы. При этом содержание под стражей допускается при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях (ч. 1 ст. 108 УПК) может быть избрана мера пресечения в виде содержания под стражей за преступления, за которые может быть назначено наказание менее двух лет лишения свободы.

Заключение под стражу в отношении несовершеннолетних может быть избрано за преступления, относящиеся к тяжким или особо тяжким. Несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые, за преступления указанных категорий заключение под стражу применяться не должно. При избрании в отношении несовершеннолетних меры пресечения в виде заключения под стражу недопустимо ухудшение их положения по сравнению с взрослыми лицами[12].

Порядок рассмотрения ходатайства определен ч. 6 ст. 108 УПК. По результатам рассмотрения суд может вынести одно из следующих решений: об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; об отказе в удовлетворении ходатайства; о продлении срока задержания. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение.

Продление срока задержания допускается на срок не более 72 часов, при этом суд должен проверить и установить, что само задержание было законным и обоснованным. Этот вывод должен быть сделан в постановлении судьи.

Следует иметь в виду, что дополнительные 72 часа предоставляются помимо 48 часов, в течение которых лицо может быть задержано без судебного решения. Срок задержания по судебному решению может быть продлен по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности (необоснованности) избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. По собственной инициативе суда такое решение принято быть не может. Судья, продлевая срок задержания, должен указать в постановлении дату и время, до которых продлевается срок задержания. Не обязательно использовать все 72 часа, это время может быть любым по длительности (12, 25, 30 часов и т.п.), но не более 72 часов. Поскольку закон предоставляет возможность дополнительно использовать 72 часа, судья, предоставивший первоначально более короткое время для представления дополнительных материалов, может по ходатайству стороны вновь принять решение о продлении срока задержания в рамках 72 часов, однако для этого сторона должна представить веские основания (материалы доставляются из другой местности, неисправность технических средств, при помощи которых доставляются или предоставляются материалы, и т.д.).

Если сторона в указанное в постановлении судьи время не представляет дополнительных доказательств, задержанный должен быть незамедлительно освобожден.

Судья при отказе в удовлетворении ходатайства прокурора об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, а также обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК, может по своей инициативе избрать подозреваемому или обвиняемому меру пресечения в виде залога или домашнего ареста.

Постановление судьи подлежит немедленному исполнению.

Если кассационная инстанция отменяет постановление судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, ее решение подлежит немедленному исполнению. Лицо должно быть немедленно освобождено. Решение кассационной инстанции может быть обжаловано в порядке надзора по правилам, предусмотренным гл. 48 УПК.

Повторное обращение с ходатайством о заключении под стражу по тем же основаниям в отношении одного и того же лица закон запрещает, и только если возникли новые обстоятельства, обосновывающие необходимость заключения под стражу, ходатайство может быть рассмотрено вновь.

УПК строго регламентирует сроки содержания под стражей в ходе предварительного расследования. Этот срок не может превышать двух месяцев. Однако на практике зачастую по делу необходимо провести значительный объем следственных действий в силу многоэпизодности совершенных деяний, большого количества привлеченных к уголовной ответственности лиц, большого количества экспертиз и т.д. В этих случаях закон позволяет продлевать срок содержания под стражей обвиняемому, если отсутствуют основания для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. ч. 2, 3 ст. 109 УПК). Решение о продлении срока содержания под стражей принимает судья районного суда или военного суда соответствующего уровня на срок до шести месяцев. Порядок рассмотрения такого ходатайства тот же, что и при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу[13].

Закон допускает и дальнейшее продление срока содержания под стражей, но это можно сделать только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, и в случае особой сложности уголовного дела. Такое ходатайство должно быть представлено в районный суд следователем с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора. После рассмотрения ходатайства судья районного суда может либо отказать в его удовлетворении, либо продлить срок содержания под стражей до 12 месяцев.

Закон запрещает возложение полномочий по рассмотрению ходатайства о заключении под стражу на одного и того же судью на постоянной основе. Исключение составляет случай, когда в районном суде работает один судья. В остальных же случаях такие ходатайства рассматриваются по принципу распределения уголовных дел между всеми судьями районного суда (ч. 13 ст. 108 УПК). В порядке ст. 125 УПК действия должностных лиц могут быть обжалованы только в ходе досудебного производства. Если уголовное дело уже передано в суд для рассмотрения по существу, такие жалобы могут рассматриваться только как ходатайства стороны в ходе судебного разбирательства. Вместе с тем допустимо рассматривать указанные судебные решения в порядке надзора.

§ 2. Принятие судом по делу окончательного решения

Процедуре подготовки к судебному разбирательству посвящена гл. 33 УПК. Еще до рассмотрения дела по существу судья должен принять решение о возможности разрешения уголовного дела судом.

Основанием к рассмотрению дела является надлежаще составленное и утвержденное соответствующим прокурором обвинительное заключение. Из правовой позиции, содержащейся в п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 г. N 7-П, следует, что при рассмотрении уголовного дела суд во всяком случае связан с теми выводами, которые приведены в обвинительном заключении. О значимости этого процессуального документа в стадии принятия судом решения по поступившему уголовному делу свидетельствуют те вопросы, которые разрешает суд в соответствии с ч. 1 ст. 227 УПК, каждый из которых может быть рассмотрен исключительно по результатам изучения и оценки фактических обстоятельств, приведенных в обвинительном заключении[14].

В ч. 1 ст. 227 УПК законодатель называет решения, одно из которых должен принять суд, причем в той последовательности, в которой рассматриваемые вопросы разрешаются судом.

Первым из них является решение о подсудности уголовного дела суду, в который оно было передано соответствующим прокурором. Право на рассмотрение дела тем судом, которому оно подсудно, является конституционным (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) и принадлежащим каждому. Нарушение этого права и невыполнение положений, предусматривающих порядок определения подсудности (ст. ст. 31 - 36 УПК), влечет безусловную отмену состоявшихся по делу судебных решений и, как следствие, дезавуирует доказательства, полученные судом в стадии судебного разбирательства. Поэтому неслучайно, что вопрос о подсудности уголовного дела суду должен быть разрешен на первоначальном этапе.

Подсудность уголовного дела определяется местом совершения преступления, категорией преступления и субъектом преступления.

Поскольку все перечисленные обстоятельства могут быть установлены судом исключительно посредством изучения обвинительного заключения, суду уже на этой стадии необходимо обращать внимание на соответствие данного процессуального документа тем требованиям, которые предъявляются к нему законом, в частности на факт его утверждения прокурором и на правомочие последнего выполнить это процессуальное действие.

Вторым из названных в ч. 1 ст. 227 УПК решений суда является решение о проведении предварительного слушания. Оно может быть принято как по ходатайству стороны, так и по собственной инициативе суда.