Смекни!
smekni.com

Международное частное право (стр. 5 из 27)

3. Закон местонахождения вещи (lexreisitae). Предусматривает необходимость применения права государства, на территории которого находится вещь, являющаяся объектом соответствующего правоотношения. Например, «Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяются по праву страны, где это имущество находится» (ч. 2 ст. 1119 ГК).

4. Закон места совершения акта (lexloci actus). Данный тип коллизионной привязки оговаривает применение права того государства, на территории которого имел место юридический факт. Среди ее основных разновидностей данного типа коллизионной привязки являются следующие:

а) закон места совершения договора (lexlocicontractus). В данном случае подлежит применению право того государства, где заключен договор;

б) привязка, устанавливающая форму акта гражданско-правового характера и отсылающая к закону места его совершения (locus regit actum). «Форма сделки подчиняется праву места ее совершения» (ч. 1 ст. 1116 ГК);

в) закон места исполнения обязательства (lexlocisolutionis). В соответствии с этим типом привязки для регулирования договорных обязательств сторон применяется право того государства, где подлежит исполнению обязательство, вытекающее из договора, или сам договор. Если таких мест несколько, то должно быть применено право страны, где исполняется основное обязательство (основная часть договора);

г) закон места причинения вреда (lexlocidelicticommissi). В соответствии с этой привязкой для регулирования отношений, возникающих вследствие причинения вреда, должно применяться право государства, на территории которого был причинен вред;

д) закон места совершения брака (lexlocicelebrationis). Этот тип привязки используется, как правило, при регулировании вопросов, связанных с формой заключения брака.

5. Закон страны продавца (lexvenditoris). Этот принцип закреплен в п. 1 ст. 8 Гаагской конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи (1986): «Если стороны договора международной купли-продажи не выбрали применимое право, то тогда сделка регулируется правом государства, в котором продавец имел свое коммерческое предприятие в момент заключения договора».

6. Закон, избранный сторонами правоотношения (lexvoluntatis).

Данный коллизионный принцип означает применение права того государства, которое выберут сами стороны – участники частного правоотношения. Такой способ выбора права используется в одной группе частных правоотношений – в договорных обязательствах. Как национальное коллизионное право, так и международные договоры исходят из того, что при решении всех коллизионных вопросов в сфере договорных обязательств, решающей является воля сторон. Суд или иной правоприменительный орган, рассматривающий спор должен учитывать волеизъявление сторон, но при условии, что такое волеизъявление не противоречит императивным нормам соответствующего государства.

7. Закон флага (lexflagi). Эта привязка применяется, главным образом, при регулировании отношений, возникающих в сфере торгового мореплавания, а также при регулировании трудовых отношений на транспорте.

8. Закон суда (lexfori). Оговаривает необходимость применения закона страны, где рассматривается спор. В соответствии с этим типом привязки, судебный орган, несмотря на наличие иностранного элемента в рассматриваемом деле, не применяет иностранное право, если речь идет о гражданско-процессуальных его аспектах, а обращается к собственному правопорядку. Например, «Признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим подчиняется праву страны суда» (ст. 1105 ГК).

Разновидностью данного принципа выступает lexarbitrii – закон страны арбитража, т. е. страны соответствующего постоянно действующего арбитража, или государства, в котором проводится арбитраж.

9. Закон, с которым данное правоотношение наиболее тесно связано (РrореrLaw). Эта формула прикрепления сложилась и применяется преимущественно в доктрине и практике международного частного права англосаксонских стран при регулировании договорных правоотношений, а также деликтных отношений.

10. - Закон места выполнения работы (lexlocilaboris).

Представляет собой разновидность коллизионного принципа, имеющего специальный характер. Данная формула прикрепления находит применение в трудовых отношениях. Практически все имеющиеся кодифицированные акты по международному частному праву различных государств, если они содержат в своем составе нормы, рассчитанные на регулирование

В числе других типов коллизионных привязок, существующих в современном международном частном праве, можно назвать закон валюты долга (lex monetae); закон места осуществления трудовой деятельности (lex loci laboris) и др.

Лекция 4. Проблемы действия коллизионных норм

4.1 Квалификация и установление содержания иностранного права

Квалификация коллизионной нормы - это толкование и применение коллизионной нормы. В процессе применения коллизионной нормы правоприменитель сталкивается с проблемой квалификации. Суть ее состоит в том, что правовые категории, употребляемые в объемах и привязках коллизионных норм, не всегда одинаково понимаются во внутригосударственных правовых системах различных стран. Поэтому при применении иностранного права суды вынуждены постоянно сталкиваться с «конфликтом квалификаций». Коллизионные нормы различных государств, даже если они сформулированы терминологически одинаково, могут содержать скрытые коллизии, которые и порождают проблему квалификации.

В МЧП выделяют первичную и вторичную квалификации.

Первичная квалификация осуществляется еще до применения коллизионной нормы. На этом этапе правоприменителю необходимо выявить в правоотношении наличие иностранного элемента; посредством коллизионной нормы определить подлежащее применению право; определить будет ли применяться иностранное право вследствие действия императивных норм в соответствующем государстве.

В Республике Беларусь при определении права, подлежащего применению, суд основывается на толковании юридических понятий в соответствии с белорусским правом. Если юридические понятия, требующие правовой квалификации, не известны нашему праву или известны под другим названием или с другим содержанием и не могут быть определены путем толкования по белорусскому праву, то при их квалификации может применяться право иностранного государства (ст. 1094 ГК).

Вторичная квалификация происходит уже после использования коллизионной нормы, когда она в качестве применимого называет право другого государства. На этом этапе возникает проблема установления содержания выбранного и используемого иностранного права.

Выделяют следующие основные способы квалификации:

1) по праву страны суда (lexfori) и

2) по применяемому праву (lexcausae).

В первом случае судья осуществляет квалификацию в соответствии со своим правом – правом страны суда. Большинство стран мира (в частности, суды Беларуси, ФРГ, Швейцарии, Бельгии, Италии, Франции) исходит из того, что подобный принцип должен использоваться при первичной квалификации.

Во втором случае иностранное право должно применяться так, как это принято в стране его происхождения.

В Республике Беларусь при применении иностранного права суд или иной государственный орган устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением к Министерству юстиции, иным компетентным государственным органам Республики Беларусь, в том числе находящимся за границей, либо привлечь экспертов. Лица, участвующие в деле, вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм. Если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые в разумные сроки меры, не установлено, применяется право Республики Беларусь (ст. 1095 ГК).

В начале 30-х гг. XX в. была выдвинута теория так называемой «автономной квалификации». Ее сущность состоит в единовременном обобщении и анализе юридических понятий различных внутригосударственных правопорядков, предпринимаемых на основе и в рамках принципа сравнительного правоведения.

4.2 Обратная отсылка и отсылка к третьему закону

Одной из проблем в МЧП является вопрос: подлежат ли применению в силу указания коллизионной привязки только материальные, регулятивные нормы иностранного законодательства или же все это законодательство в целом, включая и его собственные коллизионные нормы. При включении в МЧП иностранных коллизионных норм существует большая степень вероятности возникновения ситуации, которая получила наименование обратная отсылка или, в некоторых случаях, отсылка к третьему закону (трансмиссия).

Ситуация, когда коллизионные нормы одного государства в качестве применимого права указывают на законодательство другого государства, а коллизионные нормы другого законодательства на исходную правовую систему либо на законодательство третьего государства, то в первом случае - обратная отсылка, во втором – отсылка к третьему закону.

К примеру, согласно ст. 1133 ГК отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Если таким местом жительства является, скажем, Италия, законодательство которой подчиняет отношения по наследованию закону гражданства наследодателя, то получится, что белорусский закон отсылает к иностранному праву, а оно, в свою очередь, содержит обратную отсылку к белорусскому закону. Отсылка к закону третьей страны может возникнуть и в ряде других ситуаций, когда объект правоотношения связан с третьей страной.