Смекни!
smekni.com

Анализ процесса банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг (стр. 19 из 23)

Этой же цели служит новая норма, внесенная в п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, согласно которой обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.

В связи с отмеченными новыми законоположениями, внесенными в ст. 149 Закона о банкротстве, Пленум ВАС РФ (п. 42 Постановления от 23.07.2009 N 60) разъяснил арбитражным судам, что до истечения 30-дневного срока со дня получения конкурсным управляющим определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства последний не вправе представлять указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Арбитражным судам также рекомендовано учитывать, что предусмотренное п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве приостановление исполнения определения о завершении конкурсного производства происходит непосредственно в силу прямого указания Закона и не требует заявления какого-либо ходатайства об этом. На приостановление исполнения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства арбитражный суд указывает в определении о принятии жалобы на определение о завершении конкурсного производства, каковое (определение о принятии жалобы) арбитражный суд также направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

1. Законодатель уделяет особое внимание именно процедурам внешнего управления и конкурсного производства, что можно объяснить существенностью последствий их введения для дееспособности профессионального участника фондового рынка. Отмеченные последствия в гораздо большей степени, нежели при наблюдении и финансовом оздоровлении, влияют на правоспособность профессиональных участников фондового рынка.

2. Специальные правила, предусмотренные для внешнего управления и конкурсного производства профучастников в зависимости от стадии их применения условно можно разделить на три группы: применяемые только при внешнем управлении, применяемые только в рамках конкурсного производства и применяемые на обеих стадиях процедуры банкротства.

3. В ходе внешнего управления арбитражный управляющий с согласия и от имени клиентов профучастника вправе передать ценные бумаги, находящиеся у последнего в управлении, во владении, на хранении и (или) учете другому профучастнику, имеющему соответствующую лицензию. При этом дать согласие на передачу ценных бумаг в контексте распоряжений, направляемых арбитражному управляющему в ответ на уведомление о введении внешнего управления или конкурсного производства, клиенты профучастника не могут.

4. В рамках конкурсного производства профучастников специальные правила о передачи ценных бумаг установлены только в отношении депозитариев и регистраторов. Передаче подлежат, во-первых, ценные бумаги, находящиеся на хранении у депозитария, или ценные бумаги, права по которым учитываются депозитарием или регистратором; во-вторых, информация и документы, входящие в состав реестров владельцев именных ценных бумаг, владельцев паев паевых инвестиционных фондов, участников негосударственного пенсионного фонда или реестра требований кредиторов. Подобная передача является уже не правом, а обязанностью профучастника или арбитражного управляющего.

5. В конкурсную массу, формируемую при проведении конкурсного производства профучастников не включается следующее имущество: 1) ценные бумаги и иное имущество клиентов, включая ценные бумаги и денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги, находящиеся у управляющего, а также ценные бумаги депонентов; 2) денежные средства и ценные бумаги, входящие в состав специальных фондов, предназначенных для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами и сформированных организаторами торгов или клиринговыми организациями.

6. Ключевым институтом при проведении внешнего управления и конкурсного производства в отношении профучастников является возврат находящихся у профучастников ценных бумаг клиентов. Данный возврат своим юридическим последствием имеет отказ от договоров с клиентами профучастника и имеет ряд отличий от отказа от исполнения договора в соответствии со ст. 102 Закона о банкротстве.

7. Возврат ценных бумаг может последовать и по требованию самих клиентов. Требования должны исполняться по мере их поступления. В случае, если они удовлетворены быть не могут, то в неудовлетворенной части они признаются денежными обязательствами. На них распространяется режим текущих обязательств.

8. Законодатель не уделяет должного внимания правовому регулированию заключения мирового соглашения при банкротстве профучастников. В рамках данной процедуры имеют место общие особенности банкротства профучастников.

Заключение

Обобщая результаты проведенного исследования, можно прийти к нескольким выводам.

Правое регулирование банкротства и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являются самостоятельными сферами действующего законодательства и не могут применяться по принципу простого «суммирования» необходимых норм при упорядочивании отношений, возникающих в процессе банкротства профучастников.

И если в отношении целей и задач, построения и изложения правовых норм, регулирующих общие вопросы и общий порядок применения процедур, институт банкротства представляется ученым вполне совершенным[120], то в отношении специальных правил банкротства профучастников следует сделать прямо противоположный вывод – положения Закона о несостоятельности 2002 г. весьма скупо и чрезмерно казуистично регламентируют данные отношения. Это приводит, в свою очередь, к определенному противоречию как с общими положениями банкротного законодательства, так и внутри самих норм права, специально посвященных банкротству профучастников.

Выходом из сложившейся проблемы может послужить скорейшее принятие федерального закона, регулирующего отношения, возникающие при банкротстве финансовых организаций. О необходимости подобного нормативного правового акта говорит сам законодатель в статье 180 Закона о несостоятельности 2002 г. В этом законе отдельная глава должна быть посвящена банкротству профучастников. При чем в ней должны найти отражение не только вопросы применения процедур банкротства, но и общие вопросы – в частности о признаках несостоятельности профучастников.

В настоящий момент банкротство последних в большей части проходит по правилам банкротства юридических лиц. Соответственно и признаки несостоятельности профучастников почти полностью аналогичны признакам для юридических лиц.

Профессиональные участники как самостоятельные субъекты гражданского оборота могут быть определены как участники рынка ценных бумаг посреднического характера, действующие в качестве юридических лиц, осуществляющие виды профессиональной, в основном предпринимательской деятельности, указанные в главе второй Закона о рынке ценных бумаг, и получившие соответствующую лицензию в установленном законом порядке.

Можно выделить следующие их виды: основные (брокер, дилер, управляющий ценными бумагами, клиринговая организация, депозитарий, реестродержатель, организатор торговли на рынке ценных бумаг) и производные (андеррайтер, финансовый консультант, агент по управлению капиталом, управляющая компания инвестиционных фондов, специализированный депозитарий, номинальный держатель, фондовая биржа).

Признаками предполагаемой несостоятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг являются: наличие профучастника как самостоятельного субъекта гражданского права; неспособность в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей; срок просрочки исполнения должен, по общему правилу, составлять более трех месяцев, а для профучастника - кредитной организации, за исключением депозитария, - 14 дней; минимальный размер требований кредиторов должен составлять в совокупности не менее ста тысяч рублей (для профучастника – кредитной организации, за исключением депозитария); отзыв у кредитной организации – профучастника, за исключением депозитария, лицензии на осуществление банковских операций; стоимость имущества (активов) профучастника - кредитной организации, за исключением депозитария, недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (данный признак может использоваться в качестве альтернативы признаку четырнадцатидневной просрочки исполнения).

К признакам фактической несостоятельности, помимо признаков предыдущей группы, следует отнести: отсутствие возможности восстановления платежеспособности профучастника; признание в установленном порядке несостоятельности профучастника арбитражным судом.

При определении признаков несостоятельности профучастников используется как критерий неплатежеспособности (общее правило), так и критерий неоплатности (для профучастников - кредитных организаций, за исключением депозитариев, в качестве альтернативы критерию неплатежеспособности).

В Законе о несостоятельности 2002 г. отсутствует комплексное специальное регулирование процедур, применяемых в деле о банкротстве профессиональных участников фондового рынка. Предусмотренные некоторые особенности применения этих процедур должны рассматриваться в качестве некоего дополнения, не изменяющего общего порядка.