Смекни!
smekni.com

Право Древнего Китая (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение. 3

1.Основные периоды государственно-правового развития Древнего Китая. 4

2.Характеристика Китая в период правления разных династий. 5

3.Общественный и государственный строй Древнего Китая. 8

4.Изменения в государственном устройстве в период правления династии Хань 17

5.Древнекитайское право. 20

Заключение. 25

Список литературы.. 27


Введение

Возникновение государства в Древнем Китае связывают обыкновенно с тем, что в XVIII столетии до н. э. союз племен, из­вестный под названием Шань или Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем».

Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земле­дельческой техники той эпохи: соха и плуг (с металлическим сошником), борона, мотыга и пр. Земледелие стало основной от­раслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение.

«Ныне в Поднебесной, - сообщает древний китайский автор, -все стало частным, каждый стал считать родителями только сво­их родителей, сыновьями только своих сыновей, ценностями и трудом стали пользоваться только для себя, установился обычай, по которому власть сановников стала передаваться по на­следству; были устроены валы в качестве укреплений».

Актуальность темы определена тем, что история государства и права Китая представляет большой интерес, т.к. отличается специфичностью развития, особенностью государственного и правового строя.

Объект изучения – история Древнего Китая.

Предмет изучения – особенностью государственного и правового строя Древнего Китая.

Цель работы – охарактеризовать особенности государственного и правового строя Древнего Китая.

Задачи работы:

1. Рассмотреть

2. Показать

3. Охарактеризовать

4. Изучить

1. Основные периоды государственно-правового развития Древнего Китая

Китай – большая и древняя страна. Его территория лишь не­много уступает Европе и превосходит США. Колыбелью ки­тайской цивилизации является обширный район вокруг места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ, где уже в V тыс. до н.э. возникли сельскохозяйственные общины. Ее жители умели строить не­большие дома с глинобитными полами, выращивали просо, рис, ячмень, пшеницу и различные овощи, приручали собак, разво­дили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Они первыми в мире стали разводить шелковичных червей, положив тем самым начало производству шелка. Их техника сельскохозяйственного производства основывалась на подсечно-огневом земледелии [3, с. 125].

К XXII в. до н.э. относятся дошедшие до нас бамбуковые и деревянные дощечки, содержащие информацию о первой китай­ской династии Ся. По-видимому, это была правящая династия наиболее крупного из нескольких десятков мелких государств.

Китайская легенда гласит, что на протяжении 216 000 лет 12 небесных императоров управляли Вселенной. После них было три правителя с человеческими головами и змеиными телами, которые дали жизнь династии земных императоров. Самый зна­менитый из них – Хуан-ди, или Желтый император, взошедший на трон в 2628 г. до н.э., считается героем-основателем Китая. Его первый министр придумал письменные символы.

Считается, что время правления Желтого императора и его последователей отличалось мудростью и справедливостью, гар­монией с окружающим миром. В то время были изобретены ка­лендарь, проводились астрономические наблюдения, помогавшие в ирригационных работах. Престол занимали люди не по праву родства, а по человеческим качествам. Так, однажды на престол взошел мудрый крестьянин Шунь, который затем передал его Юю, усмирившему потоп и положившему начало династии Ся, в котором было 17 правителей. Последний из них – жестокий тиран, который был свергнут. На смену в 1750 г. до н.э. пришла династия Шан, основанная, согласно легенде неким Ли, главой племени Шан, принявшим имя Чен-Тана.

Начиная с династии Шан, позднее получившей название Инь, историю древнего Китай принято делить на четыре периода:

1) царство Шан (Инь) – XVII–XII в. до н.э.;

2) царство Чжоу – XII в. до н.э. – 221 г. до н.э.;

3) царство Цинъ – 221–206 гг. до н.э.;

4) царство Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.

Источники, содержащие сведения о первой документальной династии Шан (Инь), указывают различные даты ее пребывания на китайском троне – XVIII–XII вв. до н.э., XVI–XI вв. до н.э. Происхождение шанских ванов (императоров) также окрашено легендами, по которым можно судить, что они происходили из северных охотничьих племен. Их религией был тотемизм, а глав­ную роль играл дух Земли. Территория империи Шан была до­вольно обширной и управление ею из центра было делом слож­ным, поэтому у провинциальных правителей имелись достаточ­но широкие, делегированные центром полномочия. От них тре­бовалось соблюдение верности императору, которая проявлялась в принесении даров и военной поддержки.

2. Характеристика Китая в период правления разных династий

Государство периода империи Шан было рабовладельческим. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у госу­дарства. Господствующее положение в обществе занимала жре­ческая знать и светская аристократия подчиненных племен. Со­циальный статус человека определялся размером земельного владения, количеством рабов, но главным образом занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, да­вавшие определенные привилегии.

О раннем социальном расслоении свидетельствует и характер обнаруженных захоронений. Для царского захоронения в ог­ромной яме глубиной с современный 5-этажный дом строился огромный павильон высотой в 30 м, стены которого украшала резьба и роспись. Наряду с усопшим хоронили жен и сотни тел, принесенных в жертву домочадцев. Соответственно делались захоронения знатных людей согласно их рангу и имущественно­му положению [2, с. 166].

Государственный строй на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии, и только со временем вся полнота власти перешла к вану. Но и здесь ваннам приходилось вести постоянную борьбу с родовой знатью за укрепление своего влияния. Можно предположить, что статус вана был шире статуса просто правителя. Помимо военного вождя на нем ле­жали отдельные жреческие функции. Так, он отдавал распоря­жения относительно начала сельскохозяйственных работ, участ­вовал (скорее всего символически) в посевной кампании, что, по поверьям китайцев, сулило урожай.

После смерти правителя престол передавался брату, а в слу­чае отсутствия такового – сыну. Эта практика известна и дру­гим государствам, в частности Княжеству Московскому. Из цар­ского окружения формировалась знать, представителям которой жаловались земли. Земля была государственной собственностью, находящейся под императорской юрисдикцией. В период импе­рии Шан знать делилась на четыре ранга. Если сопоставить их с европейскими понятиями, то самой массовой категорией свет­ской аристократии были рыцари (нань), земли которых находи­лись в столице и ее ближайших окрестностях, на которые и рас­пространялась собственность императора. Это была своеобразная плата за службу. За пределами столицы земли получали бароны (цзы), еще дальше – графы (бо), на границах – маркизы (хоу). Торжественный и сложный обряд заключения договора вассала с сюзереном сопровождался смачиванием губ кровью жертвенных животных, а копия договора вместе с останками жертвенного жи­вотного сжигались, дабы навлечь немилость духов на того, кто нарушит условия договоренности. Это соответствовало в опре­деленной степени процедуре омажа в Европе с поцелуем мира и вручением перчатки.

Царь стоял во главе государственного аппарата. Высшие долж­ности занимали по восточной традиции близкие родственники царя. В Китае довольно рано сформировался профессиональный чиновничий корпус, который составляли писцы, сборщики нало­гов, судьи и др. Должностные лица в основном делились на три категории:

1) высшие гражданские чиновники;

2) военные чиновники;

3) советники, прорицатели [5, с. 144].

Основную часть населения составляли свободные общинни­ки. В шанский период была своеобразная система распределе­ния земли, которая одновременно была связана с формировани­ем армии. Это так называемая система колодезных полей, да­вавшая возможность осуществления строгого учета населения и его доходов. Сельскохозяйственные земли делились на квадратные уделы, ограниченные валами и деревьями. Квадраты дели­лись на девять участков (колодцев) площадью до 8 га. Восемь колодцев принадлежали отдельным семьям на правах пользова­ния и обрабатывались соответственно ими, а девятый обрабаты­вался совместно общиной, и урожай с него шел в пользу мест­ного господина. В административном отношении четыре колод­ца составляли город, четыре города – округ, четыре округа – район, четыре района – область. Каждый округ и район должны были поставлять в распоряжение своего господина определен­ное количество воинов, колесниц, лошадей, иного скота.

В частной собственности находились рабы, жилые помеще­ния и хозяйственные постройки, орудия труда. Рабы не имели ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были пленение, продажа в рабство за долги; обращение в рабство за отдельные виды преступлений; получение рабов от подчинен­ных племен в виде дани.

Империю Шан раздирали внутренние противоречия. Осо­бенно подорвал его устои жестокий и расточительный Чжоу Синь, на которого огромное влияние имела любимая наложница Дацзи. Воспользовавшись всеобщим недовольством правлением тирана, правители соседнего племени Чжоу, давно и тщательно в союзе с другими племенами готовившие нападение, разбили в 1050 г. до н.э. превосходящие силы Чжоу Синя, который бежал с поля боя и покончил с собой, бросившись в огонь.