Смекни!
smekni.com

Наследственное право 14 (стр. 10 из 19)

Расходы на содержание имущества являются, как правило, текущими, периоди­ческими и относятся к необходимым затратам на оплату услуг по электро- , газо- и водоснабжению, оказание иных коммунально-бытовых услуг, за устранение неслож­ных повреждений, неисправностей инженерных систем квартир, домов, дач, на оп­лату необходимых ветеринарных услуг, оказанных животным, и др. Производство рас­ходов на содержание имущества за свой счет свидетельствует об отношении наслед­ника к наследственному имуществу как собственному, что требует необходимых затрат.

Фактическое принятие наследства подтверждается действиями наследника, который произвел за свой счет оплату долгов наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Наследник, который получает причитавшиеся наследодателю денежные средства от арендаторов (нанимателей) имущества, входящего в состав наследства, от заказ­чиков за работу и услуги, выполненные и оказанные наследодателем при жизни, от покупателей проданного при жизни наследодателя имущества и др., действует как хозяин наследственного имущества. Равным образом проявляет свое хозяйское отно­шение к наследству наследник, который за счет своих собственных средств погашает задолженность наследодателя по оплате жилищно-коммунальных услуг, уплате нало­гов, страховых платежей по договорам имущественного страхования, погашает денеж­ный заемный долг наследодателя, подтвержденный его собственноручной распиской, и другие долги.

Наследник обязан доказать факт принятия наследства неформальным способом в случаях получения свидетельства о праве на наследство или спора о наследстве.

Согласно § 101 действовавшей ранее Инструкции о порядке совершения нотари­альных действий государственными нотариальными конторами РСФСР[23] нотариус, который выдавал свидетельство о праве на наследство, был обязан принимать документы, подтвержда­ющие совершение наследником действий, свидетельствующих о фактическом приня­тии наследства. В качестве доказательств фактического принятия наследства могли быть, в частности, представлены: справка жилищно-эксплуатационной организации по месту открытия наследства о проживании наследника совместно с наследодателем, справка о том, что наследником было взято имущество наследодателя, документ об оплате налогов, расчетные документы об оплате жилищно-коммунальных услуг и другие.

При отсутствии необходимых доказательств фактического принятия наследства такой факт может быть установлен судом в порядке особого производства по делам об уста­новлении фактов, имеющих юридическое значение, в соответствии со ст. 247—251 ГПК РСФСР.

Действия наследника, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, со­здают законную презумпцию принятия им наследства.

Если объективный характер действий наследника не соответствовал его внутрен­нему намерению и наследник совершал эти действия не в своих интересах и не в целях принятия наследства для себя, он не лишается права свободного выбора между при­нятием наследства и отречением от него.

Наследник вправе отречься от наследства. Доказательствами отречения от наслед­ства являются соответствующее заявление об отказе от наследства либо судебное ре­шение, принимаемое по заявлению отказавшегося наследника (см. комментарий к ст. 1157 ГК).

Вместе с тем законом прямо не исключено, что фактическое принятие наследни­ком наследства может быть оспорено другими наследниками. Для этого потребуется доказать, что действия наследника, имеющие в соответствии с законом признаки фактического принятия наследства, были совершены этим наследником не ввиду приобретения наследства.

Учитывая, что действия, обнаруживающие фактическое принятие наследства, не могли совершаться помимо сознательной воли дееспособного наследника, отрыв по­будительной воли наследника от указанных действий как ее внешнего выражения в целях оспаривания установленной презумпции представляется задачей трудной, гра­ничащей с невыполнимой. Не случайно ряд авторов отмечал, что презумпция приня­тия наследства наследником может быть допущена только со стороны самого наслед­ника, но никак не со стороны других лиц, независимо от их заинтересованности в таком опровержении. Эта презумпция установлена в интересах самого наследника, в связи с чем и ее опровержение или оспаривание может быть предоставлено только ему самому.

Понимание установленной законом презумпции принятия наследства как гарантии свободы наследника относительно приобретения наследства представляется весьма важ­ным для защиты прав наследника, принявшего наследство неформальным путем. Но особенно важен такой подход в случаях, если эта презумпция оспаривается после смер­ти наследника, принявшего наследство путем фактических действий и умершего после истечения сроков для принятия наследства без оформления своих прав на наследство. Упрощенный подход к ситуациям, складывающимся при оспаривании третьими лица­ми презумпции принятия наследства, грозит опасностью нарушения имущественных прав как наследника, так и собственных правопреемников такого наследника, который сам, при своей жизни не опровергал презумпции принятия им наследства.

Презумпция принятия наследства, установленная законом в отношении наслед­ника, совершившего действия, свидетельствующие о фактическом принятии наслед­ства, не нарушает основного принципа приобретения наследства — свободы и добро­вольности его принятия. Но эта же презумпция не должна быть недобросовестно ис­пользована другими лицами в корыстных интересах, нарушающих права наследников.

Законом предусмотрены общие и специальные сроки принятия наследства, различа­ющиеся по основаниям призвания наследников к наследству, продолжительности срока и моменту, с которым связано начало их течения (п. 1 ст. 1154).

Общий срок принятия наследства установлен для наследников, право наследова­ния у которых возникает со времени открытия наследства и которые в силу этого призываются к наследованию со дня открытия наследства. В соответствии с Кодексом его продолжительность составляет шесть месяцев. Течение общего срока начинается со дня открытия наследства.

В случае, если гражданин был объявлен судом умершим, днем открытия наслед­ства является день вступления в законную силу решения суда об объявлении гражда­нина умершим (ст. 1114 ГК). Течение срока для принятия наследства в этом случае начинается со дня вступления в силу решения суда об объявлении гражданина умер­шим, поскольку именно указанный день признан днем открытия наследства.

Общий срок для принятия наследства применяется во всех случаях, за исключени­ем тех, для которых установлены специальные сроки принятия наследства.

К наследникам, в отношении которых действует общий срок принятия наследства, в частности, относятся:

• лица, назначенные наследниками в завещании, а также лица, подназначенные на­следникам по завещанию, если назначенный наследник (институт) умер до откры­тия наследства или не имеет права наследовать по основаниям недостойности, пре­дусмотренным п. 1 ст. 1117 ГК;

• лица, являющиеся наследниками по закону в порядке очередности, призванные при отсутствии завещания, в том числе признании его недействительным или при отсутствии наследников по завещанию, не оказавшихся в живых на момент открытия наследства, или не имеющих права наследовать по основаниям недостойности, пре­дусмотренным п. 1 ст. 1117 ГК;

• лица, являющиеся наследниками по закону первой очереди;

• лица, являющиеся наследниками по закону каждой последующей очереди, если все наследники предшествующей очереди отсутствуют, либо все они лишены наследст­ва, либо никто из них не имеет права наследовать по основаниям п. 1 ст. 1117 ГК. Специальным сроком принятия наследства является срок, установленный для приня­тия наследства, оставленного гражданином, который пропал без вести при обстоятель­ствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от опреде­ленного несчастного случая (п. 3 ст. 45 ГК).

Продолжительность этого срока — шесть месяцев, начало течения — день вступле­ния в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим.

В решении суда об объявлении такого гражданина умершим указывается день его пред­полагаемой гибели, каковой и признается днем открытия наследства (ст. 1114 ГК). Однако течение срока для принятия наследства начинается не со дня, признаваемого днем откры­тия наследства, а со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Такое законодательное решение направлено на охрану интересов всех лиц, кото­рые относились к кругу наследников на день предполагаемой гибели наследодателя, при­знанный днем открытия наследства, и которые могли не оказаться в числе наследников на момент вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим.

Той же целью охраны интересов наследников обусловлено правило о начале тече­ния срока для принятия наследства со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении умершим. Пока не принято судом решение об объявлении гражданина умершим и пока оно не вступило в законную силу, наследники не имеют правовой возможности осуществить право на наследство, оставленное гражданином, объявлен­ным умершим лишь с момента, когда решение суда стало юридическим фактом. Од­нако если бы срок принятия наследства начинался со дня предполагаемой гибели наследодателя, он оказался бы истекшим прежде, чем суд примет решение об объяв­лении гражданина умершим.

На день открытия наследства, совпадающий с днем предполагаемой гибели насле­додателя, устанавливается круг наследников и состав наследства. На день вступления в законную силу решения суда приходится начало течения срока для принятия уста­новленными наследниками указанного наследства.