Смекни!
smekni.com

Наследственное право 14 (стр. 2 из 19)

Наследование по закону есть наследование без завещания (ab intestate). Определяя круг лиц, имеющих право в этом слу­чае на получение наследственного имущества, законодательство как бы восполняет отсутствующую волю наследодателя. К числу наследников по закону относятся в первую очередь ближайшие родственники наследодателя, которым он предположительно ос­тавил бы имущество в случае составления завещания. В то же время круг наследников по закону и очередность призвания их к наследованию в разных странах неодинаковы.

Во Франции, согласно традиции римского права, в основу классификации наследников по закону и определения последо­вательности призвания их к наследованию положена система разрядов (ordres), разделяющая кровных родственников на группы в зависимости от их предполагаемой близости к наследо­дателю. К первому разряду относятся нисходящие наследодате­ля (дети, внуки и т.д.). Второй разряд образуют родители насле­додателя, а также его братья и сестры и их нисходящие родст­венники. В третий разряд включены прочие восходящие наследодателя (кроме родителей), то есть дед, бабка, прадед, прабабка и т.д. К последнему, четвертому, разряду отнесены прочие боковые родственники (кроме братьев и сестер) до шес­той степени родства, то есть двоюродные братья и сестры, дяди, тетки и т.д.

Наличие хотя бы одного из родственников предыдущего раз­ряда устраняет от наследования родственников всех последую­щих разрядов. Внутри разряда родственник более близкой сте­пени родства устраняет от наследования более дальних родст­венников. Последнее правило применяется, однако, с учетом так называемого права представления, в силу которого права на­следника, умершего ранее наследодателя, переходят к его нис­ходящим. Так, внуки наследодателя получают по праву представления ту долю наследства, которая причиталась бы их отцу (т.е. сыну наследодателя), если бы он не умер ранее самого на­следодателя. Наследовать по праву представления могут лишь прямые нисходящие наследодателя, а также нисходящие его братьев и сестер.

Если у наследодателя нет нисходящих, то наследственное имущество может быть разделено поровну между наследниками по отцовской и материнской линиям. Такая ситуация имеет ме­сто в том случае, если после смерти наследодателя будут живы один из его родителей и восходящий по другой линии (напри­мер, отец и бабушка по материнской линии), а также если к на­следованию призываются родственники третьего и четвертого разрядов из разных линий (например, двоюродные братья по от­цовской и троюродные по материнской линиям).

Все нисходящие одинаковой степени родства наследуют в равных долях. В случаях, когда наследственное имущество де­лится между отцовской и материнской линиями, внутри каждой из них призываемые к наследованию родственники также полу­чают равные доли. Если к наследованию призываются родители, а также братья и сестры наследодателя, то каждый из родителей (даже если другого нет в живых) имеет право на четверть иму­щества, остальное делится поровну между братьями и сестрами.

Наследственные права пережившего супруга, как уже отме­чалось, были несколько расширены. Не будучи включен фор­мально ни в один из разрядов, он, тем не менее, идет впереди на­следников четвертого разряда, устраняя их от наследования и приобретая имущество в полную собственность. Если имеются наследники более высокого разряда лишь в одной из линий (от­цовской или материнской), то переживший супруг приобретает право собственности на половину имущества. В других случаях он получает только узуфрукт на часть имущества (на четверть — при наличии наследников первого разряда, на половину — во всех остальных случаях). При этом наследники могут требовать превращения узуфрукта в пожизненную ренту.

В ФРГ и Швейцарии для определения очередности призва­ния к наследованию по закону используется система «парантелл». Парантеллой называется группа кровных родственников, образуемая общим предком и его нисходящими. Первая парантелла включает самого наследодателя и его нисходящих, вто­рая — родителей наследодателя и их нисходящих, третья — деда и бабку (по отцовской и материнской линиям) и их нисходя­щих, четвертая — прадедов и прабабок и их нисходящих и т.д. Родственники призываются к наследованию по парантеллам. Наследниками первой очереди являются, таким образом, нисхо­дящие наследодателя; наследниками второй очереди — входя­щие во вторую парантеллу и т.д. Наличие родственников в пред­шествующей парантелле устраняет от наследования все после­дующие парантеллы.

Внутри первой парантеллы имущество делится поровну меж­ду детьми наследодателя. Остальные нисходящие наследуют по праву представления, как и во Франции. Внутри второй паран­теллы имущество делится поровну между родителями наследо­дателя; если одного из них нет в живых, то его доля переходит к нисходящим по праву представления, а при их отсутствии — к оставшемуся в живых родителю. Внутри третьей и последующих парантелл действуют аналогичные принципы: восходящие име­ют преимущество перед нисходящими и отстраняют их от насле­дования; имущество делится поровну между отцовской и мате­ринской линиями; при отсутствии родственников в одной линии все имущество распределяется внутри другой; нисходящие на­следуют по праву представления.

Переживший супруг пользуется в ФРГ и Швейцарии значи­тельно более широкими наследственными правами, чем во Франции. Не будучи включен ни в одну из парантелл, он, тем не менее, призывается к наследованию наряду с родственниками, входящими в состав первых трех парантелл, устраняя от насле­дования всех остальных (а в ФРГ — также нисходящих деда и бабки). Если переживший супруг призывается к наследованию вместе с первой парантеллой, то он имеет право на четверть иму­щества; со второй парантеллой — на половину в ФРГ и на четверть в Швейцарии; с третьей парантеллой — на половину имущества. В Швейцарии переживший супруг может выбрать меж­ду правом собственности на указанную часть имущества и узуфруктом на имущество в большем размере. Узуфрукт может быть превращен в пожизненную ренту.

В Англии, в отличие от стран континентальной Европы, при­вилегированное положение в ряду наследников по закону зани­мает переживший супруг. Размер его доли в наследственном имуществе зависит от того, оставил ли наследодатель нисходя­щих, родителей, братьев и сестер (и их нисходящих).

При отсутствии пережившего супруга английское законода­тельство устанавливает следующую очередность призвания к на­следованию:

1) нисходящие;

2) родители;

3) полнородные братья и сестры;

4) неполнородные братья и сестры;

5) деды и бабки;

6) полнородные дяди и тетки;

7) неполнородные дяди и тетки. Совершеннолетние нисходящие и родители наследодателя

получают имущество в собственность, все остальные — на нача­лах доверительной собственности.

Право стран континентальной Европы, как уже отмечалось, исходит из понятия наследования как универсального правопре­емства, при котором к наследникам переходит совокупность прав и обязанностей наследодателя. Закон устанавливает, что такой переход осуществляется в момент смерти наследодателя и, как правило, не требует совершения каких-либо действий, на­правленных на принятие наследства. Это относится к наследова­нию как по закону, так и по завещанию.

Во Франции наследники по закону и универсальные легата­рии имеют так называемую сезину (saisine), то есть автоматиче­ски становятся собственниками наследственного имущества с мо­мента смерти наследодателя без специального постановления су­дебных органов. С этого же момента кредиторы наследодателя вправе предъявлять к ним требования. Однако универсальные легатарии, назначенные в собственноручном или тайном заве­щании, не имеют сезины и могут вступить во владение лишь на основании судебного постановления. Легатарии по универсаль­ному титулу и сингулярные также не имеют сезины и для осуще­ствления своих прав должны обратиться с требованием к наслед­никам по закону, наследникам «резерва» или универсальным легатариям.

Французское законодательство предоставляет наследнику возможность отказа от наследства, однако такой отказ не презюмируется (ст. 784 ФГК). Право на отказ реализуется посредст­вом формального заявления (регистрируемого в канцелярии су­да), которое может быть сделано в течение максимального давностного срока (30 лет).

В странах англо-американской системы права предусматри­вается принципиально иной механизм перехода наследственного имущества, центральной фигурой в котором является «личный представитель» наследодателя. Если он назначен в завещании, то именуется исполнителем завещания (executor), в остальных случаях — администратором (administrator). Полномочия «лич­ного представителя» возникают с момента утверждения его су­дом. К нему переходит все наследственное имущество, которым он управляет как доверительный собственник. Функции «лично­го представителя» могут выполняться как одним, так и несколь­кими лицами, в зависимости от содержания завещания или ре­шения суда. «Личный представитель» осуществляет ликвида­цию имущества наследодателя, погашая его долги в соответствии с установленной законом очередностью и предъявляя требова­ния к должникам наследодателя. Он вправе совершать и другие действия, связанные с управлением, вверенным ему имуществом, в частности необходимые для обеспечения нормального функционирования предприятия наследодателя. Ликвидация имущества осуществляется под контролем суда, который может потребовать представления описи имущества и отчета «личного представителя» о произведенных им действиях.