Смекни!
smekni.com

Наследственное право 14 (стр. 12 из 19)

Поскольку принятие наследства является тем актом, в результате которого наслед­ник становится носителем конкретных прав и обязанностей, принадлежавших ранее наследодателю, требование о восстановлении срока принятия наследства (по ГК РСФСР 1964 г. — о продлении срока для принятия наследства) означает требование о признании за «опоздавшим» наследником прав, вытекающих из наследственного право­преемства. Само по себе требование о восстановлении срока уже свидетельствует об очевидном намерении лица приобрести наследство. Поэтому восстановление пропу­щенного срока на принятие наследства исключает надобность совершения наследни­ком каких-то других, дополнительных действий по принятию наследства.

Различие формулировок ст. 1155 нового Кодекса и ст. 547 ГК РСФСР 1964 г. орга­нично связано с изложенным пониманием существа восстановления срока для при­нятия наследства и его последствий. Новая формулировка о восстановлении срока, установленного для принятия наследства, заменила прежнюю — «продление срока для принятия наследства». Кроме того, в п. 1 ст. 1155 обозначено полное содержание судеб­ного акта, принимаемого судом: восстановление установленного срока принятия на­следства должно быть соединено с признанием наследника принявшим наследство и соответствующим присуждением наследственного имущества.

Ранее практика судов, которые, принимая решения о продлении срока для приня­тия наследства, предоставляли наследнику дополнительное время для принятия на­следства и последующего нотариального оформления права на наследство, признава­лась ошибочной как противоречащая существу дела и положениям ст. 547 ГК РСФСР 1964 г.[27] Ст. 1155 ГК РФ устраняет почву для подобной судебной практики.

Необходимо отметить, что законодательные решения института судебного восста­новления пропущенного срока принятия наследства и института судебного восстанов­ления срока исковой давности схожи по существу: согласно нормам этих институтов суд, восстанавливая пропущенный срок, одновременно признает за лицом принадле­жащее ему субъективное право. Такой подход к правовому регулированию имеет кон­цептуальное значение, несмотря на принципиальные отличия давностных сроков от сроков принятия наследства.

Основанием восстановления в судебном порядке срока, установленного для принятия наследства, по заявлению наследника, пропустившего этот срок, закон признает обсто­ятельства, свидетельствующие об уважительности пропуска.

Что же касается наследников, признанных безвестно отсутствующими, то в случае их явки решение вопроса о признании их принявшими наследство, по-видимому, дол­жно зависеть от характера обстоятельств, вызвавших их безвестное отсутствие. Если по стечению обстоятельств безвестно отсутствовавший наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, либо причинами пропуска срока принятия наслед­ства послужили другие обстоятельства, которые будут расценены как уважительные, безвестно отсутствовавший наследник может быть признан принявшим наследство пос­ле истечения установленного срока. Однако само по себе признание судом лица без­вестно отсутствующим и отмена судебного решения об этом не являются бесспорно уважительными причинами для восстановления в правах на наследство наследника, пропустившего срок принятия наследства в связи с безвестным отсутствием.

Обстоятельства второго рода — тяжелая болезнь наследника, пребывание его в бес­помощном состоянии, неграмотность, длительная командировка с условиями, огра­ничивающими возможности совершения юридических актов, передачи личных доку­ментов, поручений и др. (По поводу определения уважительности причин пропуска срока для принятия наследства.[28] Оценка обстоятельств с точки зрения признания их уважительными причинами про­пуска срока является предметом судебной деятельности. С учетом выяснения всех обстоятельств суд решает вопрос о том, действительно ли обстоятельства, на которые ссыла­ется «опоздавший» наследник, создали физическую или юридическую невозможность совершения им актов принятия наследства, и, следовательно, являются ли уважитель­ными причины пропуска наследником срока принятия наследства.

В отличие от судебного порядка признания пропустившего срок наследника при­нявшим наследство согласительный порядок не связан с установлением уважитель­ности причин пропуска наследником срока принятия наследства.

Предусмотрено, что суд может восстановить пропущенный срок принятия наслед­ства при условии, если наследник, пропустивший срок, установленный для приня­тия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (п. 1 ст. 1155). Введение этого срока выгодно отличает новые правила от правил ст. 547 ГК РСФСР 1964 г., недостаток которых усматривался, в частности, в отсутствии временных ограничений для продления срока принятия на­следства.[29]

Установленный шестимесячный срок исчисляется с момента, когда перестали дей­ствовать обстоятельства, препятствовавшие своевременному принятию наследства. Та­кой момент устанавливается судом в каждом конкретном деле в зависимости от ха­рактера причин пропуска срока. Это может быть день, в который наследник получил сведения об открытии наследства, или день, когда после тяжелой болезни он был до­пущен к работе, день возвращения из командировки особого назначения и т.д.

Указанный срок, совпадающий по продолжительности с общим сроком принятия наследства, не является добавочным сроком принятия наследства, так как в границах этого срока наследнику предоставляется возможность обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока, но не возможность совершить предусмотрен­ные законом действия, направленные на принятие наследства.

Вместе с тем данный срок, предоставленный наследнику для обращения в суд, яв­ляется одновременно периодом времени для осуществления права на наследование после истечения установленных сроков принятия наследства. Полагаем, что этот срок не мо­жет быть восстановлен в случае, если наследник в течение него не воспользуется осо­бым способом реализации своего права на наследование. Поэтому он может быть с полным основанием признан погашающим право на обращение в суд с заявлением о восстанов­лении пропущенного срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство. Следовательно, истечение именно этого срока погашает право на наслед­ство наследника, пропустившего установленный срок принятия наследства.

Законом предусматривается обязательная письменная форма данного каждым на­следником согласия. Достоверность письменного согласия каждого наследника под­тверждается либо тем, что оно дается в присутствии нотариуса, удостоверяющего факт дачи согласия, либо засвидетельствованием подписи давшего согласие наследника на выдаваемом документе. Подпись наследника, давшего согласие на принятие наслед­ства «опоздавшим» наследником, должна быть официально удостоверена лицами, указанными в ч. 2 п. 1 ст. 1153 ГК.

При соблюдении всех указанных в законе условий согласительный порядок обес­печивает юридически полноценное признание «опоздавшего» наследника принявшим наследство.

Имущественные последствия признания наследника, пропустившего срок принятия наследства, принявшим наследство заключаются в установлении новых наследствен­ных долей всех наследников, принявших наследство, определении права восстанов­ленного наследника на получение причитающегося ему наследства и изменении запи­сей о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Имущественные последствия принятия наследства после истечения установленно­го срока определяются судом — в случае применения судебного порядка восстановле­ния пропущенного срока принятия наследства, либо соглашением наследников — в случае применения согласительного порядка.

Вынося решение о признании наследника принявшим наследство, суд обязан в со­ответствии с ч. 2 п.1 ст. 1155 заново определить доли всех наследников в наследствен­ном имуществе, включая наследника, признанного принявшим наследство.

Если признание наследника принявшим наследство приводит к отпадению осно­вания наследования имущества всеми другими наследниками, принявшими наслед­ство, суд определяет того наследника, который признан принявшим наследство пос­ле истечения установленного срока, единственным правопреемником наследодателя. Так, если к наследованию по закону были призваны наследники второй очереди — вследствие того, что единственный наследник по закону первой очереди не принял наследства, и суд признал наследника первой очереди принявшим наследство, отпа­дает основание наследования имущества наследниками второй очереди. В этом случае суд выносит решение о принадлежности всего наследства единственному наследнику первой очереди.

Согласно п. 3 ст. 1155 решения по вопросам возврата наследственного имущества или компенсационных выплат могут быть приняты наследниками самостоятельно, по своему усмотрению, однако с учетом правил об охране интересов несовершеннолет­них, недееспособных и ограниченно дееспособных наследников (ст. 1167 ГК). Наслед­ники вправе представить суду письменное соглашение, которое было достигнуто ими по вопросам передачи восстановленному наследнику имущества или выплаты компен­саций в счет его доли в наследстве. В этом случае суд обязан решить вопрос о присуж­дении наследственного имущества этому наследнику в соответствии с указанным пись­менным соглашением наследников.