Смекни!
smekni.com

Наследственное право 14 (стр. 5 из 19)

Приобретение наследства на основе принципа единого акта принятия наследства в двух его аспектах согласуется с принципом недопустимости принятия наследства под условием или с оговорками, поскольку совершение самого акта принятия наследства, по какому бы основанию ни был призван наследник и в соответствии с каким бы основанием он ни принимал наследство, не должно быть поставлено под выдвинутые условия и заявленные оговорки.

ГК РФ, предусматривая последствия принятия части наследства, не допускает, как и ГК РСФСР 1964 г., принятия наследства под условием или с оговорками и исходит из начал универсального правопреемства.

Наследник не вправе принимать наследство под отменительным или отлагательным условием на случай, если бы его воля, направленная на принятие наследства, сформи­ровалась под влиянием искаженных сведений о составе и стоимости наследства, других наследниках и иных обстоятельств, имеющих существенное значение для его заинтере­сованности в имуществе умершего. Наследнику разрешено отозвать акт принятия им на­следства (ст. 1157 ГК), либо он вправе требовать признания его недействительным в судебном порядке в соответствии с правилами о недействительности сделок.

Принимая наследство, наследник может не знать о конкретном составе наследствен­ного имущества, размере долговых обязанностей наследодателя, других имеющихся наследниках, принятии ими наследства, месте его нахождения и других обстоятель­ствах, которые потребуют от наследника определенных усилий и затрат для управле­ния имуществом, осуществления права собственности, исполнения обязательств. Од­нако и в этом случае он не вправе выдвигать какие-либо условия и делать какие-то оговорки относительно принятия наследства.

Принятие наследства рассматривается законом как обдуманное решение наслед­ника принять его в составе любых прав и обязанностей наследодателя, в чем бы они ни заключались, и в составе любого имущества, где бы оно ни находилось — на терри­тории Российской Федерации или за ее пределами, компактно в одном месте или в разных местах.

Принятие наследником наследства действует и в отношении таких прав и обязан­ностей, которые станут достоверно известными и подтвержденными после принятия наследства, иногда — спустя продолжительное время после получения свидетельства о праве на наследство. Имея сведения о принадлежавших наследодателю движимых и недвижимых вещах и предполагая принятие в составе наследства именно этого иму­щества, наследник тем не менее одновременно приобретает также другие активы и все обременения имущества, установленные, например, в виде залога определенных вещей или в виде права пользования лиц, проживающих в жилом помещении.

Наличие других наследников по завещанию или по закону оказывает определен­ное ограничительное действие на результаты принятия наследства, поскольку умень­шает размер доли каждого наследника в наследстве. Но и в этом случае принятие на­следства каждым наследником может быть совершено и как намерение приобрести все наследство в целом — во всей совокупности прав и обязанностей, составляющих имущество умершего, и как намерение приобрести наследство, причитающееся на­следнику в соответствии с основанием наследования.

Учитывая отмеченные особенности принятия наследства в порядке универсально­го правопреемства, В.И. Серебровский весьма точно отметил такое важное его свой­ство, как недробимость.[6]

Принцип единого акта принятия наследства действует по отношению ко всему на­следству в целом независимо от конкретных оснований, по которым наследник был при­зван к наследованию, и по отношению к наследству, причитающемуся наследнику по отдельным основаниям, с предоставлением ему права альтернативного выбора участия в наследстве по определенному основанию (п. 2 ст. 1152 ГК).

Наследник может оказаться призванным к наследованию одновременно по несколь­ким основаниям. Некоторые из случаев призвания лица к наследованию одновремен­но по нескольким основаниям указаны в ч. 2 п. 2 ст. 1152. Нельзя исключить и иных подобных случаев. Отметим, в частности, следующие из оснований, которые могут привести к такой ситуации:

• по завещанию и по закону, если завещана часть имущества наследнику, который в составе наследников по закону участвует в наследовании незавещанной части иму­щества;

• до праву наследника по завещанию или по закону в связи с открытием наследства и по праву на принятие открывшегося наследства в порядке наследственной трансмис­сии. Так, при наследовании по закону к наследству призваны мать, супруга и дочь наследодателя; после открытия наследства и до истечения срока для принятия на­следства умерла супруга наследодателя; право последней на открывшееся наследство перешло в порядке наследственной трансмиссии к ее дочери, являющейся также до­черью наследодателя и наследующей в имуществе отца по собственному праву; кро­ме того, дочь является наследницей по завещанию, согласно которому отец оставил ей определенную вещь из наследства. При таких обстоятельствах дочь наследодателя оказалась призванной к наследованию по завещанию, по закону и в порядке наслед­ственной трансмиссии;

• по завещанию и по праву наследования обязательной доли, если доля при насле­довании по завещанию оказалось менее обязательной доли; этот случай не отмечен в п. 2 ст. 1152, но подпадает под его действие. Так, все имущество в целом завещано в равных долях трем лицам, из которых одно имеет право на обязательную долю в наследстве. Необходимый наследник является единственным наследником первой очереди по закону. Обязательная доля этого наследника составляет 1/2 часть на­следства, доля же его по завещанию — 1/3 часть наследства, т.е. менее обязатель­ной доли. Необходимый наследник имеет право наследовать также часть имуще­ства, дополняющую размер его обязательной доли в наследстве за счет уменьшения долей других наследников по завещанию (ст. 1149 ГК).

Таким образом, если при указанных и других подобных обстоятельствах наследник призван к наследованию по различным основаниям одновременно, вопрос о приня­тии наследства таким наследником требует специального решения.

Опираясь на принцип свободного осуществления лицом принадлежащего ему субъек­тивного права «по своему усмотрению», закон предоставил наследнику, имеющему право наследования по разным основаниям одновременно, право альтернативного выбора осуществления права наследования по любому из этих оснований.

Единое значение акта принятия наследства применительно к принятию наследни­ком причитающегося наследства по отдельным основаниям его призвания к наследо­ванию заключается в том, что принятие наследства лицом по одному из оснований не должно распространяться на принятие им наследства по другим основаниям, если это противоречит воле наследника. Закон не требует, чтобы наследство было обязательно принято по всем основаниям призвания к наследованию в совокупности.

Предусмотренное законом право наследников принять наследство, ограничиваясь или не ограничиваясь основаниями призвания к наследованию, не разрушает принципа уни­версального правопреемства, поскольку этот принцип не исключает неделимости иму­щества, приобретенного по праву наследования, не разрушает принципа безусловного и безоговорочного принятия, так как право принять наследство лишь по отдельному основанию сохраняет целостность принятия наследства по выбранному основанию.

Вместе с тем в каждом конкретном случае открытия наследства, переходящего к наследникам по разным основаниям, особого внимания требует вопрос о последствиях выбора наследником одного, нескольких или всех оснований для принятия наследст­ва. Правовые последствия непринятия наследником причитавшегося ему наследства, к которому он был призван по иным основаниям, нежели те, в силу которых он при­нял наследство, должны определяться в соответствии с общими правилами о послед­ствиях непринятия наследства призванными к наследству наследниками.

Принятие наследства должно осуществляться каждым наследником в отдельности.

Право на наследство является субъективным гражданским правом каждого наслед­ника в отдельности и осуществляется каждым из них самостоятельно, по своему ус­мотрению, в том числе путем принятия наследства. Принятие наследства выражает волю и намерения исключительно того наследника, которому принадлежит право на на­следство. Поэтому эффект принятия наследства одним наследником не может быть рас­пространен на других наследников.

В соответствии с этим установлено, что принятие наследства одним или несколь­кими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками (п. 3 ст. 1152). Эта норма находит свое продолжение в других правилах, в соответствии с которыми наследник признается пропустившим срок для принятия наследства, даже если другие наследники приняли наследство, и может принять наследство после ис­течения установленного срока лишь с согласия всех остальных наследников, приняв­ших наследство (п. 2 ст. 1155).