Смекни!
smekni.com

Содержание наследования по Гражданскому кодексу России (стр. 15 из 18)

Одной из новелл, касающейся наследования жилого помещения, является осуществление права на обязательную долю в наследстве. Согласно ст.535 ГК РСФСР 1964 года право необходимых наследников было безусловным. Закон не предусматривал основание уменьшение их обязательной доли и тем более ее лишения (они могли быть лишены обязательной доли если являлись недостойными наследниками). Пункт 4 ст.1149 действующего ГК допускает такую возможность, и она связана с наследованием жилого помещения или имущества, которое использовалось наследником по завещанию в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская и т.п.). Уменьшить обязательной доли или отказать в ее присуждении может только суд при наличии рядов юридических фактов: во-первых, наследник по завещанию пользоваться данным жилым помещением при жизни наследодателя; во-вторых, наследник имеющий право на обязательную долю, не проживал в нем до открытия наследства; в-третьих, осуществление право на обязательную долю повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию данное жилое помещение (например, все имущество состоит из неделимой квартиры); в-четвертых, суд должен учитывать имущественное положение наследников, имеющих право на обязательную долю. Заметим, что данная норма распространяется на наследование обязательной доли не только в отношении жилого помещения, но и дачи. В этой норме усматриваются не только забота о защите прав наследника, проживающего в жилом помещении, но стремление придать первостепенное значение воле завещателя. Такая идея явно прослеживается во многих положениях нового наследственного права. Это может породить довольно странные ситуации. Например, в случае невозможности передать наследнику по завещанию жилое помещение доля обязательного наследника может быть уменьшена или в ее присуждении может быть отказано. Вместе с тем столь же затруднительным или невозможным для использования может оказаться завещательный отказ, возлагающий на наследника по закону, имеющего преимущественное право на получение жилого помещения, обязательность предоставить право пожизненного пользования этим помещением легатарию. Однако закон не предусматривает в этом случае возможности ограничения его прав и, тем более, отказа в их реализации. Значит права отказополучателя, предусмотренные завещательным распоряжением наследодателя, будут исполняться даже в ущерб основанному на законе праву собственности наследника.

Наследование жилого помещения, находящегося в общей совместной собственности.

Статья 35 Конституции РФ декларирует право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Данное право сохраняется законом.

Вступил в силу Федеральный закон от 26 ноября 2002 г. № 153-ФЗ
«О внесении дополнения в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Закон регулирует отношения, связанные с передачей по наследству приватизированных жилых помещений, которые находятся в общей совместной собственности граждан.

На заре приватизации жилья большинство россиян, решивших воспользоваться этим правом, не задумывались, какую форму собственности им следует избрать. Обычно квартиры приватизировались всеми проживающими в общую совместную собственность, то есть без определения долей каждого участника приватизаций. При этом люди надеялись, во-первых, исключить появление претендентов на наследство «со стороны», во-вторых, избежать хлопот, связанных с наследование долей. В представлении граждан при выбытии участников совместной собственности по естественным причинам, то есть в результате смерти, в конце концов остался бы единственный собственник, который мог бы распоряжаться общим имуществом как своей личной собственностью. Эти представления были вызваны плохим знанием наследственного права, которое не устанавливает никаких особенностей наследования жилья, в том числе и его долей. Иначе говоря, что бы передать долю по наследству, необходимо сначала ее определить. Но как можно определить долю умершего человека? На практике нотариусам приходилось устанавливать долю, как бы предполагая волю покойного и считая его долю равной долям других собственников. В мае 2000 года в Закон «О приватизации жилья» были внесены изменения, в соответствии приватизацию жилья несколькими собственниками разрешалось проводить только в общую долевую собственность с определение доли каждого участника приватизации. Что касается ситуации, когда квартира была уже приватизирована в совместную собственность, то согласно принятым изменениям доли участников признавались равными.

Однако вопрос с определение доли умершего собственника жилья, приватизированного до 31 мая 2001 года, то есть до несения этих поправок, по-прежнему неурегулированным. Теперь, с выходом закона от 26 ноября 2001 года № 153-ФЗ, это пробел в законодательстве ликвидирован.

В соответствии с законом в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, происходит определение долей участников общей собственности. Включая и долю умершего, на данное помещение. При этом все доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными. Эти правила применяются, если для отдельных видов совместной собственности и федеральными законами не установлено иное.

Законодательство о наследовании жилого помещения требуют дальнейшего осмысления и сопоставления с другими нормами наследственного права. Например, раздел V ГК не дает ответа на такой вопрос: если два наследника были сособственниками жилого помещения вместе с наследодателем, причем один из них проживал в этом помещении и не имеет другого, кто пользуется преимущественным правом на получении данного помещения – оба (по отношению к другим наследникам) или тот, кто проживает в нем? Думается, что по логике п.3 ст.1168 ГК, если есть несколько наследников, отвечающих первому критерию (наличие общей с наследодателем собственности на жилое помещение), должен быть применен второй критерий (совместное с наследодателем проживание и отсутствие другого жилья). Однако следует признать, что из грамматического толкования названной нормы такой вывод с неизбежностью не вытекает.

Может ли наследник, имеющий преимущественное право на получение жилого помещения отказаться от него (если это помещение, конечно, составляет всю долю данного лица в наследственном имуществе) в пользу другого наследника, не имеющего преимущественного права? Видимо, нет, поскольку названное право носит личный характер. Оно может принадлежать лишь тому из наследников, который удовлетворяет определенным критериям. С этой точки зрения данное право схоже с легатом, отказ от которого в пользу другого лица не допускается (п.1 ст.1160 ГК).

Сложнее ответить на вопрос: переходит ли преимущественное право на получение жилого помещения в порядке наследственной трансмиссии? Как было отмечено, в силу личного характера данного права оно может быть передано его обладателям другим лицам. Оно одно дело – его передача при жизни и по воле его обладателя, а другое – переход этого права после смерти наследника. Во всяком случае, поставленный вопрос требует обсуждения.

Наследники, получившие имущество в общую долевую собственность, вправе разделить его. При этом надо иметь в виду, что изложенные выше нормы о преимущественном праве на получение жилого помещения при разделе имущества применяются в течение трех лет со дня открытия наследства (п.2 ст.1164 ГК). Соглашение о разделе наследства, в состав которого входит недвижимость, может быть заключено наследниками после выдачи им свидетельства о праве наследство.

Права наследников на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Она осуществляется на основании выданного свидетельства о праве на наследство и заключенного наследниками соглашения о разделе наследственного имущества. Если они же произвели государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании свидетельства, выданного нотариусом, а потом заключили соглашение о разделе наследства, то государственная регистрация прав, предусмотренных таким соглашением, осуществляется на основании соглашения о разделе наследства (ч.2 п.2 ст. 1165 ГК).

При разделе имущества наследники могут прийти к соглашению, по которому определенные таким соглашением доли не совпадут с указанными в свидетельстве о праве на наследство. В силу п.3 ст.1165 ГК такое несоответствие не может служить основанием для отказа в государственной регистрации прав наследников на недвижимое имущество, полученное в результате раздела наследства.

3.2. Наследование земельных участков

Принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельного участка входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный слой), замкнутые водоемы, находящийся на нем лес и растения.

Правила ст. 1181 следует применять с учетом положение ЗК, согласно которым граждане могут быть собственниками земельных участков; землепользователями, т.е. владеть и пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) владения или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами, т.е. владеть и пользоваться земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков, т.е. владеть и пользоваться земельными участками по договору аренды или по договору субаренды; обладателями сервитута, т.е. иметь право ограниченного пользования чужими земельными участками. ЗК предусмотрено, что после введения кодекса в действие, т.е. с 30 октября 2001 года, гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование или на праве пожизненного наследуемого владения не предоставляются. В тоже время право постоянного (бессрочного) пользования, равно как и право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, возникшее у граждан до введения Кодекса в действе, за ними сохраняется. В постановлении Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 года подчеркивается, что в отношении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки. Согласно ч. 3 ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Под своим имуществом в данном случае следует понимать имущество, принадлежащее лицу не только на праве собственности, но и на ином вещном праве. Следовательно, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Земельный участок является для землепользователя и землевладельца именно «своим имуществом» (что должно признаваться всеми субъектами права) и как таковое не может быть изъято иначе как на основании судебного решения и лишь при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно ГК РФ такие вещные права на земельные участки, как правило постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения, подлежат защите применительно к правилам о защите права собственности (Российская газета. 2001. 25 декабря. С. 5).