Смекни!
smekni.com

Содержание наследования по Гражданскому кодексу России (стр. 9 из 18)

Обеспечение интересов наследников, имеющих право на обязательную долю, служит правило содержащееся в статье 1138 ГК РФ о том, что если на такого наследника возложен завещательный отказ, его обязанность исполнять отказ ограничивается пределами стоимости перешедшего к нему наследственного имущества, превышающими размер причитающейся ему обязательной доли.

В соответствии со статьей 1148 ГК РФ для включения в состав обязательных наследников иждивенцев, которые не входят в круг наследников по признаку кровного родства необходимо совместное проживание с наследодателем не менее года до его смерти. Размер обязательной доли составляет часть законной доли, то есть той, которую наследник получил бы, если не было завещания. По ГК РСФСР – это не менее 2/3 законной доли, а по новому ГК РФ – не менее половины.

При удостоверении завещания нотариус обязан разъяснить завещателю это правило и отметить в завещании, что оно разъяснено. В том случае, если при открытии наследства окажется, что интересы необходимых наследников изменены завещателем, каждый из них вправе требовать в установленном порядке ½ законной доли от наследников по завещанию, к которым перешло наследственное имущество. Завещание в этой части должно быть признано недействительным.

Обязательная доля необходимых наследников должна быть не менее ½ от доли, которая причиталась бы таким наследникам при наследовании по закону. Следовательно, для определения обязательной доли наследника нужно прежде всего выяснить круг наследников по закону и объем наследственной массы.

Из содержания статьи 1149 ГК РФ следует, что наследники, имеющие право на обязательную долю, получают не вещи домашней обстановки и обихода, а денежную компенсацию их стоимости в разрезе причитающейся им доли. Вещи не остаются у лица, которое проживало совместно с завещателем. Однако представляется правильным, что если совместно проживающий с наследодателем наследник пожелает передать обязательному наследнику вещи обихода и обстановки в натуре, а не выплачивать их стоимость, то вряд ли есть основания ограничивать его в этом.

Если завещана часть имущества, обязательная доля исчисляется от стоимости всего наследственного имущества, как завещанного, так и не завещанного. Эта доля должна быть выплачена обязательному наследнику из той части имущества, которая осталась вне завещания, а если данного имущества недостаточно, то недостающие суммы могут быть удержаны из завещанной части имущества. Если помимо наследников по завещанию имеются наследники по закону, в том числе такие, которые имеют право на обязательную долю в наследстве, то, прежде всего, определяется доля обязательного наследника. Она выделяется из имущества, оставшегося вне завещания, а остальная часть имущества делится поровну между наследниками по закону.

Если завещатель распорядился своим имуществом, соблюдая норму об обязательной доле в наследстве, то нет оснований выделять обязательную долю из завещанной части имущества и тем самым ограничивать в большей степени, чем установлено законом, свободу завещания.

Правило об обязательной доле по действующему законодательству имеет императивный характер: такое право возникает у соответствующих лиц вне зависимости от их имущественного положения, фактической трудоспособности (в соответствии с законом нетрудоспособными считаются лица, достигшие пенсионного возраста и инвалиды любой группы инвалидности).[20] На практике это приводило к тому, что обязательная доля выделялась и тогда, когда «обязательные наследники» не нуждались в конкретном наследственном имуществе, были материально обеспечены, работали, то есть имели постоянный источник дохода в отличие от тех, в пользу которых было составлено завещание. Чаще всего это касалось жилых помещений. В результате возникала ситуация, когда реализация нормы об обязательной доле не соответствовала целям ее введения. Именно в связи с этим в новый ГК РФ включена норма, содержащаяся в части четвертой статьи 1149, в соответствии с которой в определенных законом случаях допускается уменьшение размера обязательной доли или отказ в ее выделении. Такое решение может быть принято судом с учетом имущественного положения обязательного наследника при условии, что осуществление права на обязательную долю повлечет за собой невозможность передать наследнику по завещанию имущество, которым он пользовался для проживания или которое использовал в качестве основного источника получения средств к существованию (орудия труда, творческая мастерская), а обязательный наследник этим имуществом при жизни наследодателя не пользовался.

Отказополучатели

В завещании можно установить так называемый завещательный отказ. Вот что об этом сказано в законе: завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (завещательный отказ).[21]

Например, завещатель может передать в собственность третьего лица (наследника) все имущество, в том числе домовладение, обязав при этом третье лицо предоставить дочери завещателя право проживать на втором этаже этого дома или передать ей денежные сбережения в определенной сумме.

В связи с тем, что завещательный отказ является одним из видов завещательных распоряжений, указание о нем должно быть облечено в завещательную форму. Назначение отказа вне завещания не имеет силы. Так как назначение отказа является составной частью завещания, оно должно быть сделано самим завещателем и не может включаться в завещание путем его толкование судом.

Завещательный отказ может быть связан с передачей определенной денежной суммы, прощением долга, предоставлением права пользоваться каким-либо имуществом, передачей какой-либо вещи из наследственной массы отказополучателю, возложением на наследника обязанности купить какую-то вещь и передать ее отказополучателю.

Объект завещательного отказа предоставляется отказополучателю не непосредственно, а в форме обязательства, возложенного на наследника.

Обязанность исполнить завещательный отказ может перейти на наследников по закону. Рассмотрим пример: наследодатель завещал все свое имущество единственной дочери, которая к моменту открытия наследства умерла. Поскольку других наследников по закону первой очереди не было, к наследованию были призваны братья и сестры наследодателя. Они становятся должниками племянницы завещателя, которая по завещанию являлась отказополучателем.

В том случае, когда наследство, оформленное завещательным отказом, переходит к государиз наследственноотказополучателя становится соответствующий финансовый орган.

В качестве третьего субъекта (кроме наследодателя или наследника) рассматриваемого правоотношения является отказополучатель. Если ранее в ГК РСФСР содержалась норма, указывающая на то, что отказополучателями могут быть лица, как входящие, так и не входящие в число наследников по закону, то и сейчас мы видим, что из смысла статьи 1137 ГК РФ это правило, касающееся самих отказополучателей сохраняется. Таким образом, отказополучателем может быть не только родственник или иждивенец наследодателя, входящий в число наследников первой или второй очереди, но равно и любое постороннее лицо, государственная, коммерческая или общественная организация либо само государство. Так как способность быть отказополучателем определяется (аналогично правоспособности быть наследником) не на момент составления завещания, а на момент открытия наследства, необходимо учитывать требования части 5 статьи 1117 ГК РФ о том, что не могут быть отказополучателями лица, которые своими противозаконными действиями, направленными против наследодателя, какого-либо из наследников или против последней воли завещателя, способствовали назначению их отказополучателями.

В силу этого, между наследниками и отказополучателями устанавливаются обязательственные правоотношения, где наследник выступает в качестве должника, а отказополучатель, соответственно – кредитора. В связи с этим, отказополучатель имеет право требования не по поводу наследственного имущества вообще и не по всем наследникам, а только к тому наследнику по завещанию, доля которого обременена отказом.

Из вышеизложенного ясно, что в рассматриваемом правоотношении просматривается наличие трех строго определенных субъектов: наследодатель, наследник по завещанию, доля которого обременена завещательным отказом, отказополучатель.

Способность лица сделать завещательный отказ определяется аналогично способности к составлению завещания.

Наследник по завещанию, доля которого обременена отказом, становится должником в возникшем правоотношении только в том случае, если он призывается к наследованию. Таким наследником может быть как гражданин, так и юридическое лицо.

В соответствии со статьей 1140 ГК РФ, если вследствие обстоятельств, предусмотренных законом, доля наследства, причитавшаяся наследнику, на которого была возложена обязанность исполнить завещательный отказ, переходит к другим наследникам, последние, поскольку из завещания или закона не следует иное, обязаны исполнить такой отказ. Отсюда следует, что в случае смерти до открытия наследства обязанность исполнения завещательного отказа переходит на других наследников, получивших его долю. Но возможен и другой случай, когда наследник, доля которого обременена отказом, будет отстранен от наследования, как недостойный[22], и его доля вместе с обремененной перейдет к другим наследникам по закону или завещанию.