Смекни!
smekni.com

Виктимология 2 (стр. 4 из 19)

В виктимологическом плане потерпевший – это непосредственная жертва преступления, а значит, в криминальной виктимологии могут и должны использоваться оба термина, обозначающие феномен жертвы.

Л.В. Франк полагал, что виктимологическое понятие «жертва» более объемно, чем «потерпевший». Оно охватывает не только непосредственных жертв, но и жертв от покушения на преступления, близких родственников погибших жертв и «виновных» потерпевших.

В отличие от уголовно-процессуального, понятие потерпевшего в виктимологии основывается на объективном критерии, отражающем реальное событие – наличие вреда, ущерба, причиненного преступлением. Если лицо, фактически пострадавшее от преступления, не признано потерпевшим, оно независимо от этого является таковым. Судебно-следственное решение, будучи формальным актом, не может «отменить» факт причинения вреда.

Таким образом, виктимологическое и уголовно-процессуальное понятия потерпевшего не совпадают. Они близки, но выполняют разные функции. Кроме того, необходимо уточнить, что есть и уголовно-правовое понятие потерпевшего.

Виктимология изучает различные проблемы, связанные с причинением вреда. И в первую очередь, она обращается к личностным качествам поведению жертв, в большей или меньшей степени детерминирующим преступные действия причинителей вреда, к ситуациям, чреватым опасностью его причинения. Именно поэтому среди терминов и понятий виктимологии наиболее важное значение имеют «потерпевший», «жертва», «виктимность», «виктимизация», «виктимогенная» и «виктимологическая» ситуация.

Итак, что же понимается под жертвой преступления в виктимологическом смысле? Здесь следует указать на две позиции, имеющие своих сторонников и противников. Первая – это физическое лицо, человек, которому непосредственно преступлением причинен физический, моральный или материальный вред. Вторая – это человек или определенная общность людей в любой форме их интеграции, которым прямо или косвенно причинен вред преступлением.

В западной виктимологии ряд ученых относят к жертвам не только физических и юридических лиц, но даже в целом общество, государство и международный порядок. Представляется, что сторонники второй точки зрения смешивают две вещи – понятие жертвы и предмет виктимологического изучения. Этот предмет действительно включает не только отдельного человека, но и общности людей.

Понятие жертвы как общности мало что даст виктимологической теории, оно оторвано и от реальных потребностей практической профилактики.

Во-первых, такой объект виктимологической профилактики, как «общность людей в любой форме их интеграции», просто нереален, поскольку в этом случае в качестве жертвы можно рассматривать все что угодно, в том числе и общество в целом.

Во-вторых, если даже ограничить размеры общностей до сравнительно приемлемых: трудовой коллектив, семья, соседи по месту проживания и т.п. – нетрудно увидеть, что ущерб от преступных действий, даже направленных против той или иной группы лиц, не может быть иным, как причиненным непосредственно лицам, составляющим эту группу. Поэтому общность людей, представляемая как жертва, – это совокупность жертв, физических лиц.

В-третьих, если относить к жертвам в виктимологическом смысле отдельных лиц, общности, которым вред причинен косвенно, исчезает специфика виктимологической профилактики, основанная на учете эмоциональных, волевых, моральных качествах, социального положения людей, оказывающихся непосредственными участниками, действующими лицами ситуаций преступлений.

Жертва преступления может быть активной и пассивной; осознающей сущность и последствия своего поведения или остающейся в неведении; близко связанной с причинителем вреда и вовсе с ним не знакомой; способной или не способной к сопротивлению и т.д.

Следует также различать потенциальных (в отношении которых реального причинения еще не произошло), реальных (уже понесших ущерб), а также латентных (реальных, но по тем или иным причинам оставшихся вне официального учета) жертв преступлений.

Любой потерпевший, любая жертва преступления, как потенциальная, так и реальная, обладают определенными качествами, делающими ее в большей или меньшей степени уязвимой.

По мнению Ю.А. Джахбарова, термин «личность жертвы преступления» должен употребляться условно, как относительное, собирательное определение личностных свойств и качеств совокупности всех пострадавших от преступных посягательств. Далее он отмечает, что относительность этого термина объясняется тем, что фактически невозможно сконструировать универсальное понятие «личности жертвы преступления», которое характеризовалось бы одним или несколькими общими качествами для всех лиц, пострадавших от преступления, т. к. социальные, психологические и биофизические характеристики, например, жертв убийств и краж, изнасилования и мошенничества далеко не идентичны [9].

Вопрос 2. Понятие виктимности

Термин «виктимность» введен в научный оборот Л.В. Франком, однако в литературе понятие виктимность трактуется различно. В основном, расхождения касаются:

а) структурных элементов виктимности;

б) ее оценки как состояния и объективного свойства лица;

в) момента возникновения потенциальной виктимности;

г) соотношения и зависимости потенциальной и реальной виктимности.

Первоначально Л.В. Франк определил индивидуальную виктимность «как реализованную преступным актом «предрасположенность», вернее, способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления или, другими словами, неспособность опасности там, где она объективно была предотвратима. В дальнейшем, с учетом критических замечаний он признал, что индивидуальная виктимность – это не только реализованная, но и потенциальная способность тех или иных лиц стать потерпевшими или, иными словами, неспособность избежать преступного посягательства там, где объективно это было возможно. При этом имеется в виду не усредненная, а повышенная способность стать жертвой в силу ряда субъективных обстоятельств.

Таким образом, с позиции Л.В. Франка, индивидуальная виктимность – это потенциальная, а равно реализованная повышенная способность стать жертвой преступного посягательства при условии, объективно это можно было избежать.

Критикуя определение Л.В. Франка, В.И. Полубинский приходит к выводу, что при определении виктимности конкретного человека речь должна идти не о всякой его повышенной способности становиться жертвой преступления, а лишь о такой, которая непосредственно связана с какими-либо особенностями личности и поведения самого пострадавшего или с его специфическими взаимоотношениями с причинителем вреда, и в свою очередь определяет индивидуальную виктимность как свойство данного человека, обусловленное его социальными, психологическими или биофизическими качествами (либо их совокупностью), способствующее в определенной жизненной ситуации формированию условий, при которых возникает возможность причинения ему вреда противоправными действиями.

Другими словами, виктимность конкретного индивида представляет собой потенциальную способность его оказаться в роли жертвы преступления в результате отрицательного взаимодействия его личностных качеств с внешними факторами.

Таким образом, индивидуальная виктимность – это обусловленное наличием преступности состояние уязвимости отдельного лица, выражающееся в объективно присущей человечеству (но не фатальной) способности стать жертвой преступления.

Помимо виктимности отдельного лица, существует виктимность массовая, т.е. виктимность как социальное явление. Это сложное явление, которое в зависимости от реализации определенных личностных и ситуативных факторов, сложившихся в определенное множество, выражается в различных видах. К ним относятся групповая виктимность (виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности); объектно-видовая виктимность (виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений); субъектно-видовая виктимность (виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников).

Массовая виктимность включает в себя три компонента:

а) совокупность потенций уязвимости, реально существующей у населения в целом и отдельных его групп (общностей);

б) деятельный, поведенческий компонент, который выражен в совокупности актов опасного для действующих индивидов поведения (позитивного, негативного, толкающего на преступление или создающего способствующие условия);

в) совокупность актов причинения вреда, последствий преступлений, т. е. реализации виктимности, виктимизации (виктимность – результат).

В содержательном плане виктимное поведение может быть нейтральным, положительным и негативным.

Массовая виктимность характеризуется состоянием, уровнем, структурой и динамикой.

Состояние виктимности это выраженное в абсолютных цифрах число преступлений, повлекших причинение вреда физическим лицам; число потерпевших от этих преступлений, а также случаев причинения вреда преступлениями, т. к. их может быть больше, чем преступлений и потерпевших (жертв).

Уровень виктимности (или коэффициент) по лицам, исчисляемый из количества потерпевших от преступлений (жертв) за определенный период времени на той или иной территории и общего количества населения на тысячу, десять тысяч, сто тысяч человек. Этот показатель выражается только в относительных цифрах и рассчитывается по формуле: