Смекни!
smekni.com

Искусство судебной речи (Жук) (стр. 1 из 29)

ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦКУРСУ «ИСКУССТВО СУДЕБНОЙ РЕЧИ»

для студентов специальности Г 09.01.00 - Правоведение

Автор-составитель М.Г.Жук, канд. юрид. наук.

Рецензенты: зав. каф. спец. юрид. дисциплин Гроднен. филиала Белорус, и-та правоведения, канд. юрид. наук, проф. С.И.Журомский;

канд. юрид. наук, доц. каф. гос., труд, и аграрного права ГрГУ им. Я.Купалы И.А.Белова.

Рекомендовано советом юридического факультета ГрГУ им. Я.Купалы.

Практикум по спецкурсу «Искусство судебной речи»/

П69 Авт.-сост. М.Г.Жук. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 147 с.

ISBN 985-417-259-7.

На материале, изложенном в практикуме, рассматриваются назна­чение и характерные особенности судебной речи как жанра ораторского искусства, раскрывается значение, понятие, предмет судебной речи.

Предназначено студентам специальности «Правоведение».

340.113.1 ББК 67.7

© Учреждение образования

«Гродненский государственный ISBN 985-417-259-7.университет имени Янки Купалы», 2001

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.. 5

Тема 1. История ораторского искусства и определение понятий судебного красноречия. 5

Тема 2. Предмет судебной речи. Виды и цели судебных речей и их роль в осуществлении процессуальных функций.. 5

Тема 3. Подготовка судебной речи.. 7

Тема 4. Произнесение судебной речи.. 8

Тема 5. Речь прокурора по уголовным делам в суде I инстанции.. 8

Тема 6. Речь адвоката по уголовным делам в суде I инстанции.. 9

Тема 7. Речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде I инстанции.. 9

Тема 8. Речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде II инстанции.. 10

Тема 9. Полемика в суде. 10

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 10

Тема 1. Судебная речь как жанр ораторского искусства.. 10

Тема 2. Композиция судебной речи.. 11

Тема 3. Произнесение судебной речи.. 12

Тема 4. Обвинительная речь прокурора по уголовным делам в суде I инстанции.. 13

Тема 5. Речь адвоката по уголовным делам в суде первой инстанции.. 14

Тема 6. Речи прокурора и адвоката по гражданским и уголовным делам в суде II инстанции.. 15

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 17

РЕЧЬ АДВОКАТА И. Р. ЖУРАВЛЕВА ПО ДЕЛУ М. А. КОТОВА.. 17

Приложение 1. Речь адвоката И. Р. Журавлева по делу

М. А. Котова.............................................................................25

Приложение 2. Речь адвоката В. И. Поганкина в защиту В.М. Хилкова...........................................................................34

Приложение 3. Кони А. Ф. Обвинительная речь по делу

об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем..................39

Приложение 4. Киселев Я. С. Речь в защиту Бердникова...55 Приложение 5. Россельс В.Л. Речь в защиту Семеновых....72

Приложение 6. Громницкий М.Ф. Обвинительная речь

по делу о бывшем студенте Данилове....................................78

Приложение 7.Урусов А.И. Речь в защиту Волоховой........89

Приложение 8. Дервиз О.В. Речь в защиту Васильевой......96

Приложение 9. Обнинский П.Н. Обвинительная речь

по делу Качки...........................................................................103

Приложение 10. Плевако Ф.Н. Речь в защиту Качки..........118

Приложение 11. Плевако Ф.Н. Речь по делу рабочих Коншинской фабрики...............................................................126

Приложение 12. Спасович В.Д. Речь в защиту Дементьева................................................................................133

ВВЕДЕНИЕ

Владение ораторским искусством имеет особо важное зна­чение в деятельности юристов. Ораторское мастерство юри­стов, выступающих в судебных прениях, часто называют су­дебным красноречием. Судебное красноречие, основное на­значение которого - способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-правовой характер речи.

Искусство судебного оратора проявляется в умении по­строить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства пре­ступления и причины его совершения, дать глубокий психо­логический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом суд и аудиторию.

Произнесение речей в судах - необходимая часть работы прокуроров и адвокатов; повышение их профессионального мастерства немыслимо без постоянной работы над повыше­нием общей и юридической культуры судебных прений. Тре­бования к языку судебной речи в определенные эпохи пре­терпевают изменения, однако говорить рекомендуется только языком закона. Ведь оратор не только человек, который про­износит речь, он и занимается правовой пропагандой, про­водит беседы, читает лекции и доклады. Поэтому он должен обладать навыками работы над речью и общения с аудитори­ей, уметь убеждать, говорить доходчиво, выразительно, со знанием дела. Юристу необходимо быть хорошим оратором. Это является одним из главных профессиональных качеств. Постоянно растущий культурный уровень населения так же обязывает юристов овладеть высокой речевой культурой. Для того, чтобы поднять судебное ораторское искусство на долж­ную высоту и возродить славу судебного красноречия, необ­ходимо большая целенаправленная работа по подбору кадров работников прокуратуры и адвокатуры.

Красноречие как умение говорить красиво является со­ставной частью судебного ораторского искусства - эффектив­ным средством эмоционального воздействия. Чтобы стать хорошим судебным оратором, нужно овладеть логикой рас­суждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедитель­ной речи, особенно в условиях состязательности процесса. Для этого необходимо изучать теорию красноречия, опыт извест­ных судебных ораторов, учиться на образцах судебного ора­торского мастерства.

Общение в правовой сфере должно отвечать требовани­ям правовой культуры, которая тесно связана с культурой речи.

Большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвините­ля или защитника, представителя гражданского истца или ответчика, а для этого важно владеть навыками публичной речи А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, А.И. Урусо­ва, О.В. Дервиз, М.Ф. Громницкого.

Умение говорить грамотно - обязанность судебного ора­тора. «Речь должна быть коротка и содержательна», - указы­вал П.С. Пороховщиков. Для того, чтобы говорить о судебном красноречии, необходимо изучить выступления лучших судеб­ных ораторов прошлого, а именно: Горгия, Лисия, Исократа, Демосфена, Марка Туллия Цицерона и др.

Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкно­венная, исключительная ясность. Слушатели должны пони­мать без усилий. Оратор может рассчитывать на их вообра­жение, но не на их ум и проницательность (Сергеич П. Искус­ство речи на суде).

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. История ораторского искусства и определение понятий судебного красноречия

Судебное публичное говорение - один из древнейших ви­дов ораторского искусства. Место рождения судебного красно­речия - Древняя Греция. Основные виды ораторского искусст­ва в Сицилии: политическое и судебное и их практическое при­менение. Первые теоретики судебного красноречия - Горгий, Лисий, Исократ, Трасимах и основные черты ораторской речи. Знаменитый греческий оратор Демосфен и предмет его дея­тельности. Расцвет судебного красноречия в Древнем Риме и его представители - Марк Порций Катон Старший, Гай Папи-рий Карбон, Гай Скрибоний Курион-дед, Марк Антоний, Кра­са, Квинт Гортензий Тортал, Марк Туллий Цицерон, что ново­го они внесли в развитие судебного красноречия.

Искусство судебной речи в Древней Грузии и Армении и его представители - Фартадзе, Давид Анахт.

Французские судебные ораторы и их вклад в историю мирового судебного ораторского искусства-Жуль Фавр, Лашо, Беррье, братья Дюпен, Кремье, Морнар и др.

Русское судебное красноречие и его школа: А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, М.П. Карабчевский, К.К. Арсеньев, А.И. Уру­сов, П.А. Александров, С.А. Андреевский, В.И. Жуковский, Ф.Н. Плевако, М.Г. Казаринов.

Искусство судебной речи советского судопроизводства и его представители: Н.В. Крыленко, В.А. Руденко, И.Д. Брауде, В.Л. Роселье, Я.С. Киселев, И.М. Кисенишский, М.М. Кисе-нишский, Г.М. Резник.

Значение слова «красноречие» по М.В. Ломоносову, М.М. Сперанскому, А.Ф. Кони, словарю В.И. Даля, С.И. Оже­гова и в словарях русского современного литературного языка.

Ораторское искусство как комплекс знаний и умений ора­тора по подготовке и произнесению публичной речи: умение подбирать материал, искусство построения речи и публично­го говорения с целью оказания определенного воздействия на слушателей, умение доказывать и опровергать, умение убеждать, речевое мастерство.

5

Судебное ораторское искусство как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и применению судебной речи сообразно с требованиями УПК, как умение построить объек­тивно аргументированное рассуждение, формирующее науч­но-правовые убеждения, как умение воздействовать на пра­восознание людей.

Судебное ораторское искусство и его связь с требовани­ем логичности, убедительности, доказательности.

Тема 2. Предмет судебной речи. Виды и цели судебных речей и их роль в осуществлении процессуальных функций

Судебная речь как публичная речь, обращенная к суду и всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уго­ловного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании, представляющая собой изложение выводов ора­тора по данному делу и его возражения другим ораторам. Монолог и диалог в судебной речи.

Предмет судебной речи и перечень вопросов, которые суд, исследуя конкретное преступление или правонарушение, разре­шает при постановлении приговора, решения или определения и которые оказывают влияние на внутреннее убеждение судьи.