Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания (стр. 9 из 11)

5. Дает дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, а также утверждает постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

Данная форма надзорной деятельности прокурора выражает с одной стороны способ процессуального руководства организацией проведения дознания, с другой – является средством принятия мер к полному, всестороннему и объективному проведению расследования.

Для реализации этой формы надзора применяют следующие основные методы ее осуществления:

а) систематическое ознакомление с материалами расследования уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, путем непосредственной проверки и изучения материалов уголовных дел либо ознакомления с наблюдательным производством по уголовному делу. Следует иметь ввиду, что в наблюдательном производстве должны находиться копии важнейших процессуальных документов.

б) обобщение практики расследования преступлений за определенный период времени или по отдельным категориям уголовных дел. Обобщение практики расследования уголовных дел позволяют выявить типичные ошибки в правоприменительной деятельности органов дознания при осуществлении ими расследования.

Использование указанных методов прокурорского надзора в рамках реализации этой формы прокурорско-надзорной деятельности позволяет прокурору давать дознавателям четкие, конкретные письменные указания о направлении расследования, производстве соответствующих следственных и иных процессуальных действий, посредством которых гарантируется полнота, всесторонность и объективность проведения расследования.

Утверждение прокурором постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу возможно только на основе уяснения прокурором вопроса насколько полно, всесторонне и объективно проведено расследование по всему предмету доказывания на основе соблюдения законности. При выявлении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания, которые не позволяют сделать обоснованный вывод о наличии оснований к прекращению уголовного дела и (или) уголовного преследования в соответствии с требованиями ст.ст.24-28 УПК РФ, прокурор принимает постановление об его отмене в связи с его незаконностью и (или) необоснованностью. В случае утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям в отношении подозреваемых по основаниям, установленным п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, прокурор обязан принять установленные УПК РФ меры по реабилитации этих лиц.

Такое сочетание системных, взаимосвязанных и взаимообусловленных процессуальных полномочий прокурора позволяет ему обеспечивать режим законности при принятии решения по результатам расследования уголовных дел органами дознания[43].

6. Отстраняет дознавателя от дальнейшего производства расследования в случае нарушений процессуального законодательства, допущенного в ходе дознания.

Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания, вправе отстранить дознавателя от дельнейшего расследования дела, если им будет допущено нарушение уголовно-процессуального законодательства (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Вопрос о том, за какие нарушения закона дознаватель подлежит отстранению, прокурор решает в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела и характера нарушения.

Кроме того, прокурор отстраняет дознавателя в случае его отвода или самоотвода по основаниям, предусмотренным в законе.

7. Изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает его следователю.

Прокурор вправе произвести изъятие у органа дознания любого уголовного дела и передать его следователю. Как правило, необходимость изъятия у органа дознания уголовного дела и передача его в производство следователя вызывается сложностью решения задачи по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, причастных к совершении данного преступления, а максимально установленный 6 или 12-месячный срок для производства дознания не позволяет успешно решить эти задачи[44].

8. Утверждает обвинительный акт по уголовному делу. Возвращает уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Уяснение сущности обозначенной формы прокурорско-надзорной деятельности необходимо осуществлять через уяснение цели и задач, стоящих перед прокурором на данной, завершающей досудебной стадии уголовного производства.

Перед прокурором, получившим уголовное дело с обвинительным актом, венчающим предварительное расследование по уголовным делам, стоит цель – определить, насколько законно и обоснованно сформулировано обвинение. Для этого прокурор должен решить такие задачи, как: 1) уяснить объективную реальность наличия установленного расследованием события преступного деяния и выявленных в нем соответствующих признаков преступления; 2) проверить проведено ли расследование полно, всесторонне и объективно, а собранные доказательства по предмету доказывания относимы, допустимы, достоверны и достаточны для формирования обвинения[45].

Прокурор, по поступившему к нему от органа дознания уголовному делу с обвинительным актом, наделен полномочиями в течение 2 суток реализовать свою обозначенную форму прокурорской деятельности, либо посредством принятия решения о возбуждении государственного обвинения, т.е. утверждения обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд, либо при наличии к тому оснований, вынести постановление о возвращении уголовного дела дознавателю для производства дополнительного дознания. При этом устанавливается срок: для производства дополнительного дознания – не более чем на 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – не более 2 суток.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование темы дипломной работы позволило сделать следующие выводы.

Внесенные в УПК РФ новации связаны с существенным изменением статуса прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, лишением его большинства властно-распорядительных полномочий и передачей большинства из них руководителю следственного органа, о чем, прежде всего, свидетельствует новая редакция ст. 37 и 39 УПК РФ.

Хотя ч. 1 ст. 37 УПК РФ устанавливает функции прокурора в уголовном судопроизводстве, изменение его полномочий в ч. 2 этой статьи оставило у него возможность осуществлять процессуальное руководство и прокурорский надзор лишь в отношении органов дознания.

Внесенные в ч. 2 ст. 37 УПК РФ изменения лишили прокурора права возбуждать уголовное дело, а также возможности участвовать в производстве предварительного следствия, либо производить их лично. Прокурор не может давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела

Вместо важных властно-распорядительных полномочий прокурор получил от законодателя некоторые новые полномочия: вносить мотивированное постановление о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания.

Представляется, сто некоторые полномочия прокурора сформулированы недостаточно четко, что затрудняет их единообразное понимание. Например, неясно, что имеет в виду законодатель под мотивированным постановлением о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании. Согласно п. 25 ст. 5 УПК РФ постановление - это решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования. Прокурор выявил нарушение закона, однако в связи с изменением в УПК РФ он уже не вправе лично его устранить, решить вопрос по существу, а должен направить материал для этого дознавателю, которым будет приниматься соответствующее решение. Поэтому составляемый прокурором документ уже нельзя называть постановлением. Это будет сопроводительное письмо либо еще что-то, но не постановление.

С момента как законодатель изъял у прокурора полномочия по избранию меры пресечения в виде заключения подозреваемого под стражу и передал их суду, положение прокурора стало в какой-то мере более легким, в определенной же степени осложнилось. С одной стороны прокурор больше не испытывает всей полноты ответственности за обоснованность заключения под стражу подозреваемого. Если посмотреть на проблему иначе, с точки зрения перспективы возбужденного в отношении конкретного лица уголовного дела, то лишены права ареста лиц, чья причастность к совершенному преступлению не вызывает ни малейших сомнений, прокуроры оказались некоторым образом ограничены в возможности противодействия тем из подозреваемых, кто свое нахождение в режиме подписки о невыезде и надлежащем поведении использует для воспрепятствования производства по делу.

Такая неоднозначность новых законодательных установлений, разность их восприятия в сфере юридической общественности, в т.ч. работниками правоохранительных органов, а также учеными процессуалистами, заставила предпринять попытку исследования проблемных вопросов организации уголовного преследования и осуществления надзора за исполнением уголовно-процессуального законодательства в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации и изменения полномочий прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.