Смекни!
smekni.com

Общая характеристика основных теорий происхождения го сударства (стр. 4 из 7)

В юридической литературе вполне обоснованно предлагается раз­личать под­ходы к насильственному сценарию образования государ­ства у Каутского и Гумпловича, с одной стороны, и у Дюринга- с другой. Поли­тическим госу­дар­ствообразующим факто­ром обеих моделей происхождения государства был акт насилия, но у Каутского и Гумпловича – внешнего (в виде покорения сильным племенем более слабого), а у Дюринга- внутреннего (в форме пора­бощения од­ними социальными группами других в рамках од­ного общества). Именно этим фактором и объясняется научная традиция рас­смотрения ука­занных моделей под единым названием «теория насилия».

Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы поли­ти­ческих отношений, а экономические явления - это следствие политических ак­тов. Первоначальный фактор возникно­вения государства следует искать в не­посредственной политической силе. Общество, по мне­нию Дюринга, со­стоит по меньшей мере из двух человек. Для объяснения происхождения го­сударства Дюринг образно при­влекает третьего человека, так как без него нельзя прини­мать реше­ние большинством голосов, а без подобных решений, то есть без гос­под­ства большин­ства над меньшинством, не может возникнуть государ­ства. По его мнению, собствен­ность, классы и государство возни­кают как результат на­силия одной части общества над другой.

Гумплович, например, считал, что история не представляет нам ни одного при­мера, где государство возникало бы не путем насилия.Согласно теории внеш­него насилия, государство образуется вследствие за­воевания сильного племени более слабого. В итоге завоевания возникает раб­ство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потер­певшее по­ражение, теряет свободу и оказывается в положении ра­бов. Рабство в свою очередь ведет к по­явлению частной собственно­сти и классов. С частной же собствен­ностью свя­зан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земле­дельческому, оседлому быту. Го­сударственная власть, по Гумп­ло­вичу, воз­никает из физической силы: господство племени, осно­ванное вначале только на физиче­ском преобладании над другим племенем, посте­пенно пре­вращается в государство класса, опираю­щегося на экономическое могуще­ство последнего. По мнению автора, только из раз­личных «человеческих групп, из различных племен возникает госу­дарство и из них лишь состоит». Победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - «класс рабочих и служа­щих».

Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе по­бежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем прину­ждает его систематически ра­ботать на себя, платить дань или по­дати. В результате такого завоевания возни­кает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый побе­дителями для управле­ния побежденными, превращается в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, « возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразде­ления, но вследствие со­единения в одно двух общин, из которых одна делается гос­подствующим и экс­плуатирующим, другая - угнетенным и эксплуатируемым клас­сом».

Теория внутреннего и внешнего насилия совершенно разные. То, что теория Дюринга называется теорией насилия, связано с идеологиче­ской борьбой с его учением в нашей стране. Такую точку зрения поддерживают многие со­времен­ные исследователи. С теоретической точки зрения их роднит только то, что обе эти теории признают пер­вичным политический фактор в образо­вании государ­ства. Само по­нимание насилия, понимание проблемы проис­хождения государ­ства совершенно разнится, поэтому объединять эти теории под общим назва­нием не совсем правильно. Если Гумплович говорит о том, что его теория по­строена исключительно на исторических прецедентах (практике государствен­ного строительства), то Дюринг не акценти­рует на этом внимание.

Таким образом, ни общественный договор, ни божественное прови­дение, ни «высшие» идеи, ни «известные потребности» или «рацио­налистические и нрав­ственные мотивы», как это следует из других учений о происхождении госу­дарства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних племен другими - одним словом, прямое на­силие - «вот родители и повивальная бабка государ­ства» - являются основ­ной причиной, согласно теории насилия, возникно­вения данных источников.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формаль­ных сооб­ра­жений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что за­воевание одних народов другими являлось ре­альным фактором суще­ствования государственности исторически длительное время (например, Зо­лотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность, объективно присутство­вали и со­провождали процесс любого государства (римское, древнегерман­ское государство, Киевская Русь). В более позднее время

непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании амери­кан­ского государства: борьба между Севером и рабовладель­ческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты историче­ской дей­ствительности лишь частично подтверждают истинность теории на­силия, но не по­зволяют игнори­ровать ее научные положения.

Психологическая теория.

Психологическая теория также обращается к общественному дого­вору как ис­точнику создания государства, однако в основе стремле­ния людей к объе­дине­нию называются их эмоциональные характе­ристики(Л.И.Петражицкий), свой­ственное человеку стремление подчиняться(Н.М.Коркунов) или ин­стинкты(З.Фрейд). Представи­тели данной теории объясняли появление госу­дарства и права про­явлением свойств человеческой психики: потребностью подчи­няться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобыт­ного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и от­ношений. Петражицкий весьма оригинально объяснял природу права. Он счи­тал, что основы права коренятся не в деятель­ности государства, а в пси­хике че­ловека, в эмоциях долга. Л.И.Петражицкий утверждал, что государ­ство явля­ется способом самовыра­жения эмо­циональной потребности людей находиться в рамках организован­ного общества: «В человеческих обществах имеется такое коорди­нированное и сообразованное с потребностями и бла­гом всего обще­ст­венного союза по­ведение разных его членов, которое со­стоит в руководстве и указаниях со стороны одних и подчинения этим ука­заниям со стороны других».

Тард, психологизируя общественные от­ношения, считал основными соци­аль­ными процессами конфликты, приспо­собление и подражание, с помощью кото­рых индивид осваивает нормы, цен­но­сти и нововведения.[8] Психологиче­ская тео­рия государства и права рас­смат­ривала народ как пас­сивную инертную массу, ищущую под­чинения.

Исходной позицией этой теории происхождения государства служит утвер­жде­ние, что человек имеет психологическую потребность жить в рамках ор­ганизо­ванного сообщества, ему свойственно чувство не­обходимости коллек­тивного взаимодействия. Какие это пережива­ния и потребности? Это потреб­ность вла­ствования у одних и по­требность подчинения у других. Это осозна­ние необхо­димости по­требность послушания, повиновения определённым лицами в обще­стве. Потребность следовать их указаниям.

Согласно этой теории предпосылкой процесса образования государ­ственных институтов управления служит психологическое различие отдельных инди­ви­дов. Все люди делятся на 2группы. К первой от­носятся те, кто склонен подчи­няться авторитету, имеет потребность к подражанию кому-либо, а ко второй - сильные личности, склонные повелевать и подчинять своей воли других. Именно из последних постепенно формируется группа людей, ис­полняющих важные для общества функции, из них образуются впоследствии институты го­сударственного управления. Первая же группа индивидов, при­нимая зависи­мость от более сильных, довольствуется осознанием справед­ли­вости их дейст­вий, что вносит в их жизнь успокоение и дает со­стояние ста­бильности. Право же в соответствии с этой теорией ис­ходит от индивида и существует как интуи­тивное.

Достоинством психологической теории считают обращение внима­ния на пси­хологические процессы, которые тоже выступают реаль­ностью наряду с про­цессами экономическими, политическими и т.д.Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психоло­гии.

Оценивая данную теорию, следует отметить, что действительно раз­личные ин­тересы людей, реализуемые через психику, сыграли большую роль в про­цессе образования государства. Особенно сле­дует выделить то, что именно из силь­ных, волевых по своим качест­вам людей уже в древнее время выдели­лась группа управляющих-основа будущих институтов государственного управле­ния. Но нельзя не обратить внимания на то, что сторонники психоло­гиче­ской теории игнорируют другие причины, влияющие на возникно­вение государства. А их точка зрения о возрожденном стремлении людей к обще­нию как одной из важнейших причин происхождения государства не соот­ветствует практике го­сударственного строитель­ства. На протяжении всей его истории человечество, к сожалению, сопровождали войны, борьба, вражда.

Шершеневич отмечал, что попытка свести всю общественную жизнь психо­ло­гическому взаимодействию людей, объяснить жизнь обще­ства и государ­ства общими законами психологии- такое же преуве­личение, как и все другие пред­ставления об обществе и государстве. Общеизвестно, что психологиче­ские ка­чества людей сами форми­руются под влиянием экономических, поли­тических, социальных, военных, религиозных факторов.