Смекни!
smekni.com

Общая характеристика основных теорий происхождения го сударства (стр. 5 из 7)

Таким образом, психологическая теория происхождения государства не в со­стоянии дать многоаспектный анализ практики возникнове­ния государств, по­скольку считает психологический фактор единст­венно решающим при возник­новении государства. Однако на этом основании не следует делать вывод о ее полной научной несостоя­тельности, ведь именно ее сторонники первыми обра­тили внимание на такой важный(но не решающий)фактор в процессе образо­вания государства, как психологический. То, что он имел значение в кон­крет­ных условиях,- бесспорно.

Расовая теория.

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оп­равдания существующего строя развивались идеи естественного деления насе­ления в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовла­дельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фа­шистской политики и идеологии. Одним из основателей ра­совой теории проис­хождения государства был немецкий философ и литера­тор Ф.Ницше(1884-1900), который в своей работе «Воля к власти» сформу­лировал те положения, которые в последст­вии стали расовым учением. Ницше делил всех индивидуу­мов на три типа. В каждом здоровом обществе, полагал он, имеются три раз­личных, но взаимо­тяготеющих физиологических типа: первый-гениальные люди, их немного; второй- исполнители идей ге­ниев, их правая рука и лучшие ученики, стражи права, порядка и безопасно­сти(цари, воины, судьи и другие блюстители за­кона); третий-масса посредст­венных людей. Всю всемирную со­циально-политическую историю он сводит к борьбе двух воль - воли сильных и воли слабых. Ницше отвергал все без ис­ключения концепции происхождения государств и считал, что государство является средством возникновения и про­должения того насильственного со­циального процесса, в ходе которого проис­ходит рождение привилегирован­ного культурного человека, господствующего над остальной массой. Госу­дарство, в соответствии с концепцией Ницше, слу­жит одним из служебных орудий, оно есть проявление борьбы сил и воль. Дру­гой представитель расо­вой теории - французский философ Ж.-А. де Го­бино(1816-1882). В своей ра­боте «Опыт о неравенстве человеческих рас» Го­бино дал расистскую модель происхождения государства. Основной предмет исследования в его работе - различия человеческих рас. Главенствующая идея расовой теории про­исхож­дения государства заключается в том, что человече­ские расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, ум­ственном и дру­гих отношениях. То есть их можно структурировать на высшие и низшие расы, и именно государство призвано обеспечивать постоянное гос­подство высших рас над низшими, полагал Гобино. Ж. Гобино объявлял арий­цев «высшей ра­сой», призванной господствовать над другими расами. Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного» унич­тожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо от­носив­шихся к фашизму национальных слоев. «Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говоря­щие на немецком языке, представ­ляют пол­ноценную нацию. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноцен­ная нация, должны гос­под­ствовать над другими нациями.

Современная наука считает, что нет оснований делить расы на высшие и низ­шие. Однако следует объяснить глубинные исторические причины воз­никнове­ния теорий Ницше и Гобино. На протяжении всей истории человече­ства расы различались в своем единомоментном развитии. Антропологиче­ские исследо­вания показали отсутствие связи между расовыми различиями людей и их мо­ральными и интеллектуальными характеристиками. Разнятся условия формиро­вания конкретной расы: различия в пройденном историче­ским пути объясня­ются климатическими, географическими, историческими, политическими, эко­номическими и социокульурными факторами. Различные уровни развития предполагают не безоговорочное подчинение отстающего более продвинутому, а помощь и поддержку последнего. То есть можно ска­зать, что данная теория сделала неверные, и причем радикальные, выводы из реальной исторической практики. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискре­дитиро­вана несколько десятилетий назад. Она не ис­пользуется больше как офици­альная или даже полуофициальная идеология . Но как «научная», акаде­миче­ская доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Органическая теория.

Первые упоминания о сходстве государства и человеческого орга­низма мы мо­жем найти еще у древнегреческих мыслителей. Органи­ческая теория пре­жде всего связана с именем Платона(427-347гг. до н.э.) и его сочинением «Государ­ство», в котором последнее сравни­вается с человеком, но взятом в ином, более масштабном измерении. Внутреннее устройство государства уподобляется строению чело­веческого организма с теми же важнейшими по функциям состав­ными частями и с такими же подчиненными отношениями частного к це­лому. Госу­дарство, по Платону, образуется в силу того, что ни­кто из лю­дей не спо­собен удовлетворить свои потребности сам по себе и по­тому они ищут по­мощи у других. В силу сложности создаваемого образова­ния возникают са­мые раз­личные потребности, что и ведет к появлению обо­собленных групп населе­ния, выполняющих свойст­венные только им назна­чения. Так, кресть­яне, ре­мес­ленники, тор­говцы и им подобные, обеспечи­вающие материальные ну­жды об­ще­ства, отнесены к низшему сословию. Воины, стоящие на страже го­сударства, выполняют более значимую функ­цию его организма. А выше всех те, что спо­собны им управлять, поскольку познали тайны «царского ис­кус­ства», постро­енного на идеалах добра, спра­ведливо­сти и прочих доброде­те­лей.Аристотель ар­гументировал свои взгляды следующим сравнением: как руки и ноги отня­тые от челове­ческого тела, не могут самостоятельно самостоятельно функ­цио­нировать, так и человек не может существовать без государства.

Во второй половине XIXв один из родоначальников позити­визма и основа­тель органической школы в философии Герберт Спен­сер(1820-1903) в своих «Опы­тах научных, политических и философских» ут­верждал, что объедине­ние пле­мен и их союзов в государственные образова­ния является плодом со­ци­альной эволюции. Спенсер рассматривал общество как своеобразный орга­низм, разви­вающийся по общему закону эволюции, утверждая, что эволю­ция- это переход от неопределенной, бессвязной одно­родно­сти к определен­ной, связ­ной одно­родности, сопровождающей инте­гра­цию материи. Появление обще­ства, а за­тем и государства, в со­ответствии с воззрениями Спенсера, и есть итог такой эволюции. Он сопоставлял биоло­гические орга­низмы и госу­дарство, перенося на последнее присущие таким организмам за­коны разви­тия: роста и на­копле­ния, естественного отборе, пе­рехода от про­стого к слож­ному, от однородно­сти(гомогенности) к разнород­но­сти(гетерогенности). «Причины, ведущие к увеличению объема любой части индивиду­ального тела». [9]В обществе подоб­ные процессы, по мнению англий­ского мыслителя, становятся поводом к по­этапному группированию первичных союзов людей в более сложные, что при­водит их посте­пенно к конечному результату-госу­дарству, где люди дифферен­ци­рованы в зависи­мости от сфер деятельности. В то же время и госу­дарство, как живой орга­низм, способно стариться и уми­рать, что становится обратной стороной лю­бого развития.

В те времена эта теория была востребована в связи с революцион­ным разви­тием естественных наук в XIXв. Спенсер одним из первых наиболее полно ис­пользовал аналогию между живыми организмами и обществом. При этом Спен­сер считал, что теория го­сударства и права станет науч­ной, только если вос­примет методологию и по­нятия естественных наук. Это утверждение не ли­шено объективного смысла:

-во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естест­вен­ными. Человек становится существом общественным, бу­дучи уже биоло­гиче­ски сформированным индивидом обладающим волей и сознанием. Пер­вично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражда­нином госу­дарства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одно­временно бу­дет означать гибель и общества, и государства. Следо­вательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и соци­альных зако­нов человеческого развития.

-во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обще­стве и государстве системный признак. Подавляющее боль­шинство ее сто­ронников считает, что общество и его государствен­ная организация - это сложная сис­тема, состоящая из взаимодейст­вующих и взаимообусловленных элементов.

-в-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) диф­ференциа­ция и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений со­стоит в том, что разделение труда ведет к дифферен­циации общества. С дру­гой сто­роны, интеграция объединяет людей в государство, посредством ко­торого они могут удовлетворять и за­щищать свои интересы.

Происхождение государства для С.М.Соловьёва, как представителя государ­ст­венной школы- поворотная точка истории. Идеал развития государства Со­ловьев видел в европейских христианских государст­вах, когда «государства при самом рождении своем вследствие пле­менных и преимущественно гео­гра­фических условий являются уже в тех же почти границах, в каких им предна­значено действовать впоследствии; потом наступает для все госу­дарств долгий, тяжкий, болезненный процесс внутреннего возрастания и ук­репления, в на­чале которого государства эти являются в видимом разделе­нии, по­том это разделе­ние мало-помалу исчезает, уступая место единству: государство образуется. Такое образование мы имеем право назы­вать выс­шим, органическим».[10]