Смекни!
smekni.com

История русского права (стр. 3 из 9)

Условия совершения брака

а) Возраст. Определение его в законе необходимо не только ввиду физических целей брака, но и моральных, т.е. для того, чтобы можно было предположить в брачущихся ясное сознание и свободную волю при решении вопроса о браке.

Византийские источники колебались в определении возраста: Прохирон назначает для мужчин 14, для женщин 12; Эклога - 15 и -13 л. Сроки эти не исполнялись на Руси; браки совершались в возрасте гораздо низшем: даже мужчины женились в 11 лет, а женщины выходили замуж в 10 лет. По словам Олеария, "это довольно обыкновенно в Московии"; примеры браков малолетних в княжеских семействах многочисленны. Русское каноническое право (Стоглав) установило свои сроки, взяв для мужчин высший возраст (по Эклоге) 15 лет, а для женщин - низший (по Прохирону) 12 лет. Этот закон при сильной борьбе с обычным правом не получил всеобщего признания не только в XVII, но и к концу XVIII в. (что можно, между прочим, видеть из приведенного свидетельства Олеария и из случаев XVIII в). Вопрос о брачном возрасте в XVIII и начале XIX в. колеблется: по указу о единонаследии (см. выше), брачный возраст определен для мужчин в 20 лет, а для женщин - в 17. Но с отменой указа, надо думать, исчезло и это определение брачного возраста: в 1774 г. синод предписывал духовенству, между прочими обстоятельствами, разведывать, "чтобы они возраст имели, юноши не менее 15 лет, а девицы в 13 лет" (П. С. 3., N 14229), т.е. синод возвращается к постановлениям Эклоги*. Возраст, назначенный указом 1774 г., в XIX в. признан чрезмерно низким: в 1830 г. не церковным, а уже государственным законом (указом 19 июня, данным синоду) установлены новые сроки. "Желая предохранить, - говорит указ, - верноподданных от тех известных по опыту вредных последствий, кои происходят от сочетания браков между несовершеннолетними и потрясают добрые нравы, признали мы за благо повелеть, дабы воспрещено было священникам отныне впредь венчать браки, если жених и невеста не достигли еще первый 18, а последняя 16 лет". Вредные последствия, которые здесь видит закон, двоякого рода: физические и нравственные; последние состоят в неприменимости свободного волеизъявления к мальчику и девочке. Но в том же указе сделано исключение для природных жителей Закавказского края, где дозволен брак для мужчине 15 лет, а для женщин - в 13, т.е. согласно с постановлениями Эклоги, но не согласно с древнерусскими каноническими постановлениями.

_____________________

* В проекте брачного права, составленном в св. синоде (архиеп. Петербургским Гавриилом, 1765-1767). положено: "не венчать жениха, коему нет от рождения 17. також и невесту, коей нет же 15" (см. Павлова, стр. 346).

_____________________

Что касается определения крайнего старческого возраста, за пределами которого запрещается брак, то ни в византийских узаконениях светских и церковных (кроме правила Василия В.), ни в законах древнерусских не находим об этом никаких определений. В инструкции поповским старостам 26 декабря 1697 г. (П. С. 3., N 1612) патриарха Адриана приказывается писать в венечной памяти, чтобы "попы узнавали о женихах и невестах разыскивали, вдовцы мужи и жены не в престарелых ли летах". Но точного обозначения возраста престарелости, препятствующего совершению брака, указано не было. Да притом в инструкции почему-то говорится только о вдовцах. Мы не имеем также фактов для уяснения, как справлялась с этим древнерусская практика.

После Петра, при знакомстве с узаконениями Западной Европы, появляются в обществе запросы и на этот счет. Петр повенчал известного Никиту Зотова, имевшего возраст более 70 лет. Когда потом сын Зотова Конон поссорился с мачехой, то писал Петру: "Ученейшие меня легислаторы во Франции положили, что человек, который перешел за 70 лет, не может ничем и ни в чем определять, и тако женитьба в летах отца нашего весьма не почитается женитьбою, что надлежит до наследства. Дай Боже, чтобы сенат все сии права знал". Но желание Зотова и других в его положении о введении у нас французского легислаторства исполнилось не скоро: постановление о старческом возрасте дано было лишь в 1744 г., но по частному случаю вступления в брак 82 лет от роду. Синод разлучил брак на следующих основаниях: I) брак от Бога установлен для умножения рода человеческого, "чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно", ибо, по словам псалмопевца, человек может быть в силах только до 80 лет, "а множае труд и болезнь, которые труд и болезнь клонят к смерти человека, а не к умножению рода человеческого". 2) Правило 24-е св. Василия Великого гласит: "Аще по 60 летам вдовица идет замуж, без сообщения да будет, дондеже отступить нечистоты". Получил ли этот указ уже тогда и общее применение в смысле запрещения брака, заключенного в возрасте свыше 80 лет, неизвестно: но свод законов, устанавливая это общее правило, сослался на указ синода 1744 г. Следовало бы ожидать, что из упомянутого указа будет сделан и другой вывод: крайний старческий возраст будет установлен неодинаковый для мужчин и женщин; ибо правило Василия Великого, единственное каноническое основание, приводимое синодом, говорит именно о женщинах и назначает предел брачного возраста в 60, а не в 80 лет; поэтому, если уже не распространять это правило на мужчин, следовало бы думать, что оно будет оставлено для женщин*.

______________________

В упомянутом проекте архиеп. Гавриила читаем: "не венчать... коему уже 60. також и невесте, коей 50 лет от рождения миновало".

______________________

По вопросу о пропорциональности лет жениха и невесты ничего не находим в узаконениях, ни древних, ни новых, ни византийских, ни наших, хотя наше правительство не раз обращало внимание на этот вопрос, а именно еще в 1756,1765 и 1766 гг. (П. С. 3., jsro 10.676). В синоде стало известно, что в Белогородской и Воронежской епархиях между однодворцами есть "непотребный обычай, что они малолетних своих сыновей, лет 8,10,12 женят и берут за них девок лет по 20 и более, с которыми свекры их многие впадают в кровосмешение, за что несколько из них на украинской линии и к смерти приговорено". В 1774 г. синод узнал, что некая крестьянка Татьяна Иванова призналась в костромской провинциальной канцелярии, что умышленно удавила своего мужа, малолетнего крестьянина Ивана Гаврилова, которому было тогда 12 лет. И по другим делам, говорит синод, такие же поступки обнаруживаются; поэтому синод предписывает священно- и церковнослужителям не венчать, "в противность св. правил, таковых малолетних с возрастными девками"; за нарушение этого полагается лишение звания священникам и церковникам, а самый брак расторгается. Что собственно было предписано этим указом синода и как поняла его практика - не знаем: следовало ли не венчать браков по непропорциональности лет жениха и невесты или только не венчать браков при недостижении кем-либо из брачущихся узаконенных лет? По-видимому, практикой усвоенатольно последняя мысль указа; идея же о пропорциональности лет жениха и невесты не принесла никаких плодов в дальнейших узаконениях незаконного сочетания браков (П. С. 3., N 14.356)*, где указывается, что в жизни не соблюдается ни одного из постановлений о браке, и в частности, вступают в брак "б летах между собою весьма не сходственных; женят же в крестьянстве малолетних ребят с возрастными девками, а сии малолетних своих мужей умерщвляют, за что некоторые по гражданскому и к смертной казни были приговорены". Для предотвращения этих и других злоупотреблений синод предписывает завести метрические книги и соблюдать вообще канонические постановления, не указывая, какие именно, и в частности никак не определяя относительный возраст брачущихся.

_______________________

* Этот указ положен в основу постановлений о браке Свода законов.

_______________________

б) Правильность сознания (умственное здоровье). Византийские источники не оставили нам ясного учения об этом условии совершения брака. Правда, в них (в брачном праве) нередко упоминается о бесновании как явлении, имеющем значение для совершения правильного брака; но речь идет о бесновании родителей как обстоятельстве, уничтожающем родительскую власть; можно думать, что это понятие могло применяться и к брачущимся. Но прямых узаконений об этом не находим нив Византии, ни у нас до времени Петра I.

В 1722 г. (6 апреля, N 3949) вышел такой указ под заглавием "О свидетельствовании дураков в сенате": "Понеже как после вышних, так и нижних чинов людей движимое и недвижимое имение дают в наследие детям их таковым дуракам, что ни в какую науку и службу не годятся, а другие, несмотря на их дурачество, но для богатства отдают за оных дочерей своих и свойственниц замуж, от которых доброго наследия к государственной пользе надеяться не можно... того ради повелеваем как вышних, так и нижних чинов людям, и ежели у кого в фамилии ныне есть или впредь будут таковые, которые ни в науку, ни в службу не годились и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж идтить не допускать и венечных памятей не давать". Имущество же их отдается в опеку родственникам, "а их негодных с тех деревень кормить". Если же по свидетельству (в сенате) донесение не подтвердится, то употреблять их в службу и науку и жениться "в урочных летах" позволить. По толкованию государственного совета (18 июня 1815 г.), этот указ о дураках относится к людям, не имеющим здравого рассудка от рождения. При Петре и его ближайших преемниках, когда военная служба и профессиональное образование были обязательны для дворян, изложенный указ мог иметь применение именно к дворянскому сословию: неявка в школу и на службу оправдывалась только официальным признанием скудоумия у не явившихся. Но по освобождении дворян от службы и в отношении к прочим сословиям едва ли этот закон находил себе надлежащее применение. Священник, венчающий брак, или церковная власть, выдающая венечную память, не были компетентны в разрешении этого щекотливого и трудного вопроса. Та же трудность остается и ныне, когда в своде установлено: "запрещается вступать в брак с безумными и сумасшедшими"; такое запрещение может простираться только на тех, кто признан таковым по свидетельствованию надлежащей власти.