Смекни!
smekni.com

История русского права (стр. 7 из 9)

Во всяком случае в Московском государстве церковь провела, наконец, в жизнь свое учение о сущности брака как таинстве и о единственно законной форме его совершения - венчании, делая исключение в этой форме для повторных браков, как мы видели выше; в последнем случае венчание заменилось простым благословением.

Самое совершение брака было обставлено в Московском государстве более сложными формами, чем ныне. Власть, разрешавшая брак, была тогда власть епархиального архиерея, а не местного священника; последний производил лишь сам обряди приводила исполнение решение архиерея. От этого последнего к первому давалась гак называемая венечная память. Венечная память, или "знаменные грамоты", не были установлены в греческой церкви, а утвердились обычаем в России; Стоглавый собор рассуждал о них так: "О знаменных грамотах... в божественном писании и в священных правилах, ниже в царских законах... не обретохом; то токмо писание глаголет: земский обычай - неписанный закон" (Стогл., гл. 46). Получив венечную память, священник должен совершить еще несколько действий чисто юридического (скажем - нотариального) характера: он должен произвести обыск, т.е. опрос брачущихся и свидетелей о неимении законных препятствий к совершению брака (ср. ак. юрид., N 403), и, кроме того, сделать известным предполагаемый брак своей приходской общине через троекратное оглашение в церкви (которое повторяется, если брак не был совершен по прошествии двух месяцев). Постановление о предварительном производстве оглашений в первый раз установлено печатной кормчей (1646-1653), а именно ее 501-й главой, которая в своей первой части заимствована не из древних канонических постановлений, а из требника Петра Могилы (1646), в этот же требник взята из ритуала римской церкви 1651 г. (польское издание 1634 г.). Тем не менее на 50-ю главу преимущественно опирается все последующее установление брачного права в России. Проф. Павлов (стр. 75 и ел.) полагает, что постановления об оглашении оставались мертвой буквой в XVII и даже XVIII вв., ссылаясь на то, что в указе св. синода 1765 г. (по поводу отмены венечных памятей) говорится, что желающие вступить в брак обязаны объявить о своем намерении за неделю, а по правилам кормчей, оглашения должны совершаться в три воскресных или праздничных дня до венчания. Как общая мера (по его словам), оглашение предписано синод, указом 5 августа 1775 г. Но сам проф. Павлов приводит наказную грамоту рязанского митрополита Павла 1683 г., где предписывается оглашать браки в приходских церквах по "Правильной книге" (т.е. кормчей; см.: Павлов. "50-я глава кормчей книги", стр. 76). Быть может, церковное оглашение не везде и не постоянно практиковалось (не будучи, однако, мертвой буквой). Следует думать, что постановление кормчей, как одна из мер публичности совершения брака, вполне соответствовало исконным формам брака, который и по обычному праву объявляется заранее.

Все эти формы введены в русской церкви; в византийских источниках о них не упоминается. Поэтому естественно ожидать, что они могут быть смягчены, и действительно упрощались в XVIII в. Так, по личному указу Екатерины II в 1765 г. (П. С. 3., N 12433) отменен сбор денег за венечную память; но затем синод не нашел уже резонов для самого существования венечных памятей и отменил их; совершение брака было полностью предоставлено приходским священникам. Что касается основного требования, чтобы брак совершался посредством церковного венчания, то оно не только остается в силе, но и получает новое подтверждение в XVIII в. Например, тогда до сведения синода дошло, что в Малороссии венчание и свадьба совпадают, что первое предваряет последнюю, а затем повенчанные не считаются мужем и женой; последняя возвращается в дом родителей впредь до свадьбы. В указе 16 октября 1744 г. (N 9052) читаем: "По отправлении церковном брачного таинства тогож времени разлучився по нескольку лет до называемого по их обычаю брачного веселия, живут в разных домах; а некие из них после оного таинства, к вечному между собою разлучению поступают". Синод осуждает этот обычай, который косвенно истекает из непризнания венчания определяющим моментов в браке.

Далее, в XVIII в. точнее определено правило, что обряд венчания совершается при личном присутствии брачущихся. Из этого правила сделано в 1796 г. (П. С. 3., N 17505) исключение в пользу особ императорского дома при женитьбах их на иностранных принцессах и обратно: синод сослался на известное уже нам постановление византийских светских законов о том, что "муж в отсутствии от дому своего может ходатаем или посланием писания, сиречь грамотами, брак сотворите и жену в дом свой привести" (Прох. гр., 4, ст. 5). При этом требуется только чтобы в брачных контрактах была обозначена доверенность брачущихся лиц присутствовать вместо них при обрядах обручения и браковенчания заочно, "потому что, - прибавляет синод, - обручение и бракосочетание по разуму благочестивой христианской веры, имеет все свое основание на взаимном сочетающихся согласии".

Точнее определено также, что браки могут совершаться только в церкви (ук. 1853 г., 2-е П. С. 3., N 27286), за исключением случаев прямой невозможности. Это есть подтверждение указа, данного еще в 1769 г. (П. С. 3., N 13334), "чтобы священники, мимо церкви, в часовнях никого не венчали; а если же где по весьма дальним расстояниям церквей, оказалась в том необходимая нужда, оное оставляется на собственное рассмотрение тех епархий преосвящ. архиереев". Тогда же (1775 г.) уяснено правило, что браки могут совершаться только в своей приходской церкви (П. С. 3., N 14356).

Но в то же время появились обстоятельства, принуждающие к отступлению от основного правила о совершении брака, т.е. требования церковного венчания. Появились смешанные браки лиц православных с лицами других христианских исповеданий; этого обстоятельства не было в Московском государстве, ибо и браки такие допускаемы не были. Смешанные браки в первый раз допущены при Петре: в 1721 г. от синода издано об этом особое "рассуждение", основанное на св. писании, именно, что "сие православной церкви противности не заключает"; приведены и примеры из истории греческой и славянской, а в частности примеры брака дочерей русских великих князей (что действительно и бывало часто в земскую эпоху, когда разлад между церквами восточной и западной не был еще так силен, но не в Москве). Однако это обстоятельство не заставило еще отступать от требования церковного венчания, ибо лица других признанных христианских исповеданий допущены были и в церковь для совершения венчания по православным обрядам. Но в XVII в. возник раскол; исповедание раскольников не признано государством: браки их между собою не признавались; поэтому и требование венчания при таких браках не имело уже места. Но так как в раскол перешла огромная масса граждан, то государство не могло не регулировать их брачного права ввиду большого значения брака для многих юридических отношений (преимущественно прав наследования). При Петре, во время наибольшего разгара расколоучения, вопрос этот был самым настоятельным. Но как относился к нему Петр, об этом существует разногласие в нашей литературе (Вельяминов-Зернов и Невелик). Дело в том, что в 1719 г. Петр велел брать с раскольников, женящихся тайно, не у церквей, без венечных памятей, по три рубля с человека, с богатых и больше (П. С. 3., N 3340). На этом основании современники Петра думали, как можно думать и ныне, что браки между раскольниками, не освященные церковью, утверждались государством со взятием изестных пошлин. Такое толкование, по-видимому, правильно. Недаром же между современниками Петра укоренилось мнение, что Петр и его сподвижник Феофан лишили брак значения таинства. Однако при том же Петре, в 1722 г. (П. С. 3., N . 4052), конференция сената и синода постановила, что раскольники не могут венчаться у своих священников, не придавая таким бракам и государственно-юридического значения. Такое состояние дел продолжалось в XVIII и в прошлом столетии до недавнего времени. Ясно, что из коллизии двух обстоятельств - непризнания за раскольниками свободы вероисповедания и необходимости регулировать гражданские последствия брака - был единственный выход: позволить им совершение брака гражданским порядком перед светской властью, что, наконец, и было разрешено им указом 19 апреля 1874 г. Другая форма допущения совершения законного брака, но без церковного венчания в нашем законодательстве, относится к лицам нехристианского вероисповедания. Правда, совершение брака у евреев, магометан и буддистов предоставлено их духовным лицам - раввинам, муллам и ламам; но гражданские последствия брака рассматриваются светским судом. Более того, когда из двух супругов-нехристиан один принимает православную христианскую веру, то брак удерживается в своей силе; тогда церковного венчания, очевидно, совершить нельзя (Св. зак., X, 79). Еще в 1729 г. (П. С. 3., N 5400) был дан синодский указ: "Которые калмыки супружество имели до восприятия св. крещения, и ныне, как мужи, так и жены их крещение приняли, тем бракосочетаемого венчания не чинить, но велеть им жить в том супружестве невозбранно". Здесь, по-видимому, речь идет об обоих супругах, обращающихся одновременно в христианство. Но в 1825 г , по поводу вопроса об обращающихся из еврейства, синод постановил, что если один из супругов остается необращенным, то брак ке расторгается. Для магометан существует лишь то ограничение, что муж иноверный должен отказаться от многоженства и жить с одной женой-христианкой.

Прекращение и расторжение брака

Браки, совершенные с нарушением главных приведенных выше условий, как акты незаконные, не являются браками. Уничтожение таких союзов не может быть названо ни прекращением, ни расторжением брака. Развод таких союзов тем в особенности отличается от расторжения брака, что в последнем случае все последствия, возникшие при существовании брака, остаются в силе (например, дети признаются законными); между тем в первом случае никаких законных последствий такой союз иметь не может. Здесь будет идти речь лишь о прекращении и расторжении действительного брачного союза. По учению церкви, брак прекращается только физической смертью (и то не вполне, ибо только этим можно объяснить сопротивление церкви допустить повторение брака); расторгается же брак единственно вследствие прелюбодеяния. Византийское светское право (Юстиниан и Прохирон), регулируя прежнюю безусловную свободу развода, какая допускалась древнеримским правом, распространило причины расторжения брака, допускаемые церковью. Причинами расторжения брака были признаны тогда следующие обстоятельства: 1. Обстоятельства сторонние, но препятствующие осуществлению цели брака: а) безвестное отсутствие супруга; для находящихся в плену была назначена 3-летняя давность; для прочих случаев отсутствие не служит причиной прекращения брака: жена, не получая известий от отсутствующего мужа и даже услышав, что он умер, должна идти на место его предполагаемой смерти и удостовериться в ней письменным свидетельством; б) неспособность мужа к супружескому сожитию (если до брака она не была известна); в) болезнь, в частности проказа (заразительная болезнь). 2. Обстоятельства, зависящие от воли супругов, как непреступные (поступление в монашество даже одного из супругов), так в особенности преступные, а именно: а) прелюбодеяние, доказанное судебным порядком, но с различными определениями для мужа и жены (прелюбодеяние мужа тогда только признается причиной развода, когда оно ведет к разрушению семейной жизни, т.е. когда оно совершено в доме или когда муж заводит другую постоянную семью на стороне); б) действия жены, указывающие на возможность прелюбодеяния: если она пьет с посторонними мужчинами или моется с ними в бане; если проведет ночь (без ведома мужа) вне дома, кроме дома своих родителей; если она присутствует на конских ристалищах, в спектаклях и на охоте; в) другие преступления, совершаемые одним супругом по отношению к другому; как-то: покушение на жизнь, посягательство на целомудрие жены, ложное обвинение в суде мужем своей жены в прелюбодеянии; г) общие преступления, не имеющие связи с семейным правом: необъявление другому супругу о заговоре против государя. Из этого видно, что причины расторжения брака, основанные на преступлениях и пороках, неодинаково оцениваются по отношению к мужу и жене. Та же разница к невыгоде жены замечается и в последствиях развода: муж в любом случае мог вступить в брак, жена же, признанная виновной, заключалась в монастырь, откуда в течение первых двух лет могла быть извлечена только волею мужа, в противном случае оставалась там навсегда.