Смекни!
smekni.com

Теория государства и права Понятие и (стр. 27 из 115)

· повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать частью мировой цивилизации;

· построить развитую экономику, создать мощную материальнотехническую базу с высокоэффективными технологиями;

· обеспечить высокий уровень материальной обеспеченности

граждан;

· создать стабильную политическую обстановку, решить

национальный вопрос;

· создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающего важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека, утверждение принципов политического плюрализма.

Непременной предпосылкой формирования правового государства следует считать сравнительно высокую общую культуру населения. Достаточно высокий уровень культуры населения предполагает развитую систему образования и воспитания, социально-бытового и медицинского обеспечения, свободное развитие науки и искусства, художественного творчества, взаимное уважение людей, интеллигентность, добропорядочность, милосердие, честность, возможность всестороннего развития личности, в первую очередь ее духовного мира. Возрождение и развитие культуры – стержня цивилизованного общества – предпосылка формирования демократического правового государства.

В духовно-культурной сфере важнейшее место занимают вопросы образования. Образование является фундаментом для развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества.

Необходимым фактором, определяющим успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение Конституции, законов всеми членами общества, всеми должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления – неотъемлемая черта демократического государства.

Проводимая в стране судебно-правовая реформа предполагает обеспечение стабильного, адекватного действительности, цивилизованного законодательства, престижного и справедливого правосудия, реально гарантирующего права и свободы граждан, высокопрофессиональной охраны правопорядка, что должно быть непременно достигнуто на основе повышения уровня правовой и политической культуры.

Цивилизованное законодательство, авторитетное и независимое правосудие, профессионализм в охране правопорядка и общественной безопасности – непременная черта правовой государственности.

Важнейшим фактором формирования правовой государственности является высокий уровень развития экономики страны и материальная обеспеченность населения. В бедной стране, на низком уровне экономического развития невозможно построение правового государства. Развитая экономика, достаточный материальный достаток у населения и нормальные социально-бытовые условия людей служат базой для развития общей культуры народа и способствуют становлению гражданского общества и формированию правовой государственности.

Важнейшей задачей построения правовой государственности в Российской Федерации является утверждение принципов господства права в сфере межнациональных отношений, в национально-государственном строительстве, в формах федеративной организации российской государственности. Россия – многонациональная страна, и ей как воздух необходимы мир и национальное согласие. Решение национального вопроса – залог стабильности и порядка в обществе и государстве.

Сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государства и права. Идет процесс становления новой государственной и правовой систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Возвращение России в лоно мировой цивилизации, выход из глубочайшего кризиса и обновление возможны только на пути правовой государственности. Для достижения этой цели нужно, чтобы каждый гражданин, все государственные органы, должностные лица осознали важность этой задачи.

Несмотря на все трудности и кризисные явления, происходящие в нашем государстве, надеемся, что мы придем к нормальному демократическому обществу и займем достойное место в мировой цивилизации.

Вопросы для самопроверки

1. Гражданское общество и правовое государство.

2. Назовите основные принципы правового государства.

3. Раскройте содержание принципа верховенства права.

4. Права и свободы человека и гражданина как высшая ценность в демократическом обществе.

5. Принцип разделения властей в системе осуществления государственной власти.

6. Роль и место судебной власти в защите прав и свобод личности.

7. Проблемы и пути формирования правовой государственности в Российской Федерации.

РАЗДЕЛ III. СУЩНОСТЬ ПРАВА

ГЛАВА 6. ПОНЯТИЕ ПРАВА

Литература

1. Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1998.

2. Алексеев С. С. Право: азбука – теория – философия: опыт комплексного исследования. М., 1999.

3. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

4. Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

5. Байтин М. И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. 1999. № 1.

6. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.

7. Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М., 1995.

8. Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.

9. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

10. Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

11. Емельянов С. А. Право: определение понятия. М., 1992.

12. Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Соч. в 6 т. Т. 4(2). М., 1965.

13. Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988.

14. Ковлер А. И. Антропология права. М., 2002.

15. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1904.

16. Кудрявцев В. Н. Право как элемент культуры // Право и власть. М., 1990.

17. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994.

18. Лейст О. Э. Три концепции права // Советское государство и право.

1991. № 12.

19. Ллойд Д. Идея права. М., 2002.

20. Локк Дж. Два трактата о правлении // Соч. в 3 т. Т. 3. М., 1988.

21. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.

22. Матузов Н. И. Право в системе социальных норм // Правоведение.

1996. № 2.

23. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987.

24. Нерсесянц В. С. Право – политика свободы. Опыт прошлого и перспективы. М., 1996.

25. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.

26. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.

27. Папаян Р. А. Христианские корни современного права. М., 2002.

28. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000.

29. Право и политика современной России. М., 1996.

30. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000.

31. Теория права: новые идеи. М., 1991.

32. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

33. Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс. М., 1996.

34. Явич Л. С. Социализм: право и общественный прогресс. М., 1990.

35. Kelsen H. The Pure theory of Law. Berkely, Los Angeles, London, 1970.

6.1. Право как феномен общественной жизни

Термин «право» во всех языках мира довольно многозначен, поэтому так или иначе отражает многообразные проявления этого многостороннего и, можно сказать, многоликого феномена общественной жизни. Сложная внутренняя структура правовой материи дает нам основание говорить о многогранности каждого отдельного элемента правового пространства и показать различные аспекты и значения этого социального явления.

Многообразие «правозначений» и сложный состав правовых объектов социального регулирования, подлежащих осознанию и закреплению в правосознании и правовой культуре, позволяют вести речь о праве в общесоциальном и юридическом смыслах, о праве субъекта (субъективном праве) и объективном праве, о частном и публичном праве, «материальном» и процессуальном праве, о праве народа и праве нации и, наконец, дает возможность проводить отраслевые различия отдельных ветвей правовой субстанции – выделять самостоятельную предметно-методическую природу гражданской, административной, уголовной, конституционной, финансовой, судебной отраслей права и свойственных им отдельных специфических институтов.