Смекни!
smekni.com

Теория государства и права Понятие и (стр. 94 из 115)

Иногда считают, что одной из гарантий законности является государственное принуждение. В действительности принуждение не может быть гарантией законности, ибо законность сама является гарантией правомерности применяемого государством принуждения. Это правомерное, на законе основанное государственное принуждение оказывается средством предупреждения правонарушений, элементом ответственности и наказания нарушителей правопорядка, служит охране порядка в государстве. Важнейшим методом (способом) охраны правопорядка является не принуждение, а разъяснение целесообразности соблюдения законодательства. Общегосударственная целесообразность соблюдения законов ни у кого не может вызывать сомнения. Законность и целесообразность нельзя противопоставлять.

Высшая государственная и общественная целесообразность состоит в том, чтобы законы полностью осуществлялись и точно применялись. Конечно, нормативно-правовые акты могут устаревать или быть недостаточно удачными. Но нельзя допускать, чтобы каждый произвольно решал, надо или не надо применять закон. Пока закон не отменен или не изменен в установленном порядке компетентным органом, он должен неукоснительно соблюдаться. Вместе с этим любая юридическая норма, в том числе и норма закона, подлежит целесообразному применению, т. е. с учетом конкретных обстоятельств дела, местных условий, личности правонарушителя и т. п. Но эта целесообразность (применения норм права) предполагает выбор решения в строгих рамках, которые предоставляет законодательство, т. е. в рамках самой законности. Никакие ссылки на целесообразность («местную», «ведомственную», «хозяйственную») не могут снять ответственности за нарушение закона, потому что не может быть целесообразного нарушения законности и правопорядка вообще. Точка зрения, допускающая обход закона по мотивам «целесообразности», глубоко ошибочна и практически вредна, хотя бы потому, что не учитывает общегосударственной значимости законности, исходит лишь из оценки какого-то одного случая или дела. Признавая целесообразность применения любой нормы права, надо исходить из возможностей решения, которые предоставляются законодательством, а не искать какую-то целесообразность за рамками действующего права. Таким образом, соотношение законности и целесообразности имеет в общем два аспекта: признание целесообразности режима законности и целесообразное (в рамках законности) применение норм права в каждом отдельном случае. То и другое исключает любое противопоставление целесообразности принципу законности.

Убеждение как решающее средство обеспечения правопорядка соприкасается не только с вопросом целесообразности, но и с проблемой справедливости в праве. Оценка закона и акта правосудия с позиций справедливости чаще всего имеет большое значение. Однако важно, чтобы и сам принцип законности воспринимался как проявление социальной справедливости, а не как чисто формальное требование соблюдения законов, вне их какой бы то ни было нравственной оценки. Естественно, что убеждение в справедливости режима законности создает наиболее благоприятную идейную предпосылку для господства закона государства в общественных отношениях.

Соотношение законности и справедливости рассматривают как с позиции того, насколько справедливы защищаемые законностью порядки (отношения, учреждения, идеалы), так и с позиции признания справедливости определенным качеством, свойственным праву и законности как таковым. Чаще всего, когда речь идет о справедливости в юридической практике и науке, имеют в виду оценку не самого права, не самой законности, а тех отношений, которые ими защищаются. С этой точки зрения ясно, что наибольшей степенью справедливости обладает право, а потому и законность.

Уже отмечалось, что справедливость – важный ценностный ориентир для сохранения и развития общества, соответствия, соразмерности между поступками людей и ответной реакции на это со стороны общества, индивидов, государства, определенных коллективов, ориентир, который проявляется в виде вознаграждений, поощрения, осуждения.

Применительно к законности справедливость – это беспристрастность, правильность реагирования юстиции на определенные поступки, решения споров о праве; равенство перед законом и судом, всеобщность требования соблюдения законов; соразмерность наказания тяжести содеянного, соответствие между целями законодателя и средствами их достижения. И наконец, законность справедлива, потому что (как и право) противостоит произволу, бесправию и беззаконию, которые всегда нарушают любые социальные соразмерности и никогда не могут признаваться справедливыми, с каких бы исторических позиций ни подходить к этой справедливости.

Законность с давних пор воспринималась многими выдающимися мыслителями как социальная справедливость.

Само собой разумеется, что черты справедливости могут быть свойственны требованию соблюдения закона только тогда, когда справедлив сам закон, когда он утверждает право и противостоит антиправу.

19.3. Правопорядок и условия его стабилизации

Нередко в юридической литературе правопорядок рассматривают как результат проведения в жизнь принципа законности. Может сложиться представление, что государство создает нормы права, а их реализация порождает правопорядок.

Правопорядок формируется в процессе правообразования с учетом того, что общественные отношения, требующиеся впоследствии их юридического оформления государством, формируются до правообразования. Правопорядок можно определить как общественный порядок, закрепленный юридическими нормами.

Правопорядокэто состояние общественных отношений, являющееся результатом фактического осуществления законодательства в условиях режима законности, который обеспечивает осуществление субъективных прав и выполнение юридических обязанностей всеми субъектами общественных отношений (органами государственной власти, должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями и т. п.). Правопорядок – конечный пункт реализации права. Когда основной формой выражения правовых норм являются законы и соответственно действует принцип законности, то речь идет о правопорядке, который можно назвать законным порядком общественных отношений – ядром всего правопорядка, действующего в государстве и являющегося результатом осуществления всех правовых норм, в каких бы формах выражения они ни содержались. Правопорядок пронизан теми же основными принципами, что и само право. Правопорядок – важнейший элемент юридической формы обеспечения нормального функционирования общественных отношений. Это – непременный элемент юридической формы организации политической власти, всех государственно-политических отношений, в том числе управленческих отношений и судебного процесса. Правопорядок опосредует также иные отношения и сферы социальной жизни, внося в них известное состояние урегулированности, упорядоченности, вне которых не может существовать человеческое сообщество.

Для обеспечения внутреннего и международного правопорядка большое значение имеет господство права во всех сферах общественной жизни, в том числе приоритет права над государством. Связанность государства правом, во-первых, предполагает защиту и реальное гарантирование прав и свобод личности; во-вторых, означает соблюдение требований международного права; в-третьих, первенство права по отношению к политике; в-четвертых, функционирование всей системы органов государственной власти и управления в рамках правового закона; впятых, правовую (юридическую) ответственность самого государства за свою деятельность.

Для теории и юридической практики важно иметь верное представление о связи законности и правопорядка. В обыденной жизни редко задумываются о достаточно тонкой грани между этими относительно самостоятельными явлениями юридической действительности. Однако на деле их нельзя ни отождествлять, ни отрывать друг от друга.

Законность – это все же принцип деятельности, а не сама деятельность, господство закона, права в общественных отношениях, а не сами отношения.

Короче говоря, на философском языке законность – это область долженствования. Режим законности – условия, при которых функционирует законность, но не результат этого функционирования. Правопорядок – результат, итог осуществления норм права (законов) при режиме законности. Режим законности обеспечивает прочный правопорядок. В качестве формы реализации норм законодательства правопорядок представляет собой систему правоотношений, т. е. разновидность самих общественных отношений, содержанием которых является деятельность лиц, выполняющих свои юридические обязанности и использующих предоставленные юридические права. Это – деятельность, отношения в определенном их состоянии. Правопорядок – часть реального общественного порядка, такого порядка в общественных отношениях, который урегулирован законодательством и другими формами выражения права. Можно поэтому сказать, что правопорядок – это законность в действии. Для правопорядка важно, чтобы законность не только была провозглашена, но и практически проводилась в жизнь. Проведение известного различия между законностью и правопорядком уточняет характер их связи и не позволяет также отрывать их друг от друга, тем более противопоставлять. Суть в том, что правопорядок нельзя защищать и обеспечивать любыми средствами, эти средства могут быть только законными. Стремление защитить правопорядок противозаконными средствами противоречит самой сути правопорядка и на деле ведет не к его упрочению, а порождает всяческие должностные правонарушения. Скажем, нельзя изобличать преступника противозаконными методами не только потому, что это редко приводит к установлению истины, но и потому, что подрывает авторитет закона, создает мнение, что можно нарушить закон, ведет к должностному проступку или даже преступлению, само нарушает правопорядок.