Смекни!
smekni.com

Участие прокурора в уголовном процессе (стр. 11 из 12)

Этот принцип должен соблюдаться не только тогда, когда прокурор отказывает в принесении протеста, но и тогда, когда прокурор приносит протест. В протесте необходимо дать подробное описание нарушений закона и их последствий. Недостаточно ограничиться указанием на те или иные нарушения закона, допущенные органами расследования или судом, надо доказать, что они являются существенными и повлекли за собой постановление незаконного, необоснованного или несправедливого приговора и привели к существенному ограничению прав и законных интересов участников процесса. Прокурор, принёсший протест, вправе отозвать его с рассмотрения суда надзорной инстанции. Этого права по действующему уголовно-процессуальному законодательству лишены вышестоящие прокуроры. Отзыв протеста допускается только до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению. При отзыве протеста в порядке надзора наступают те же последствия, что и при отзыве кассационного протеста: прекращение надзорного производства по уголовному делу.

Уголовно-процессуальное законодательство подробно регламентирует порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Протест подлежит рассмотрению в судебном заседании не позднее 15 суток, а в Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь – не позднее месячного срока со дня поступления уголовного дела с протестом. В рассмотрении уголовных дел судами надзорной инстанции участие прокурора является обязательным. В случае неявки прокурора слушание дела откладывается. О дате и времени рассмотрения принесённого протеста надзорная инстанция заранее извещает прокурора. В рассмотрении уголовного дела в порядке надзора в президиумах областного, Минского городского судов принимает участие прокуроры области, г. Минска, Белорусский транспортный прокурор либо их заместители; в судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь – прокурор, уполномоченным Генеральным прокурором; в Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь – Генеральный прокурор или его заместители.

Участвующий в судебном заседании прокурор поддерживает принесённый им или вышестоящим прокурором протест или даёт заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя. Эффективность деятельности прокурора в суде надзорной инстанции во многом зависит от его подготовленности к участию в судебном заседании, от его способности занять правильную позицию по делу. Квалифицированное, основанное на законе и материалах дела заключение прокурор может дать лишь в тех случаях, когда в совершенстве изучит материалы уголовного дела, тщательно проверит доводы протеста и исследует доказательства, которыми подтверждаются доводы протеста. Своим заключением прокурор способствует формированию у состава судей внутреннего убеждения об обоснованности или необоснованности протеста. Участвуя в работе суда при рассмотрении дела в порядке надзора, прокурор, независимо от того, кем вынесен протест, всегда должен исходить из задачи укрепления законности. С.С.Москвин, касаясь вопроса о компетенции прокурора, выступающего в суде надзорной инстанции, пишет о праве нижестоящего прокурора “изложить своё мнение по рассматриваемому делу, отличное от выраженного в протесте мнения вышестоящего прокурора.”[33,с.91] Говорить в данном случае лишь о праве прокурора иметь своё мнение, отличное от мнения вышестоящего прокурора, и изложить его суду представляется недостаточным. Если в ходе рассмотрения судом надзорной инстанции уголовного дела у прокурора сложится мнение, отличное от мнения, изложенного в протесте вышестоящим прокурором, то он не только вправе иметь это мнение, но и обязан доложить его суду.

Это не сколько не умоляет предписание закона о том, что указание вышестоящего прокурора обязательны к исполнению подчинёнными ему прокурорами. Поскольку прокуратура представляет собой единое целое прокурор не может отказаться по даче заключения по делу на том основании, что он не согласен с протестом. “Но указание вышестоящего прокурора, содержащиеся в самом поручении выступить в суде по делу, по которому им вынесен протест, не означают и не могут означать, что прокурор идёт в суд с заключением, не подлежащим изменению ни при каких условиях.”[31,с.82]

После выступления докладчика, а также объяснений лиц, участвующих в судебном заседании, слово предоставляется прокурору. Прокурор излагает свои соображения по всем поставленным в протесте вопросам, в необходимых случаях даёт анализ доказательствам, положенным судом в обоснование приговора, показывает, в чём логическая или фактическая ошибка суда, вынесшего приговор, излагает требование протеста, направленное на исправление судебной ошибки, и, наконец, разъясняет, почему предложенные протестом меры являются необходимыми для исправления судебной ошибки. Прокурор должен дать заключение с учётом тех данных, которые он получил в ходе рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Его заключение может совпадать с тем мнением, которое у него сложилось при изучении дела до суда и с которым он пришёл в суд, но оно может отличаться от сложившегося ранее мнения. И это естественно, ибо прокурор, как бы глубоко он ни изучал дело до суда, не может предвидеть и учесть все обстоятельства, которые могут быть установлены в ходе изучения и обсуждения дела в судебном заседании. Заключение даётся в устной форме, его основные положения находят отражение в определении или постановлении суда.

В случае несогласия прокурора, участвующего в рассмотрении дела, с определением (постановлением) суда надзорной инстанции он вправе вновь начать надзорное производство, включив в предмет опротестования и определения (постановления) суда надзорной инстанции, если оно не соответствует закону и материалам уголовного дела. Как пример здесь можно привести следующее дело. М. Был осуждён по ст.120 Уголовного Кодекса Республики Беларусь. Он признан виновным в злостном уклонении от уплаты алиментов. Определением судебной коллегии по уголовным делам Витебского областного суда от 5 апреля 2000 года приговор и постановление о возбуждении уголовного дела отменены и дело направлено на дополнительное расследование. Постановлением президиума Витебского областного суда от 28 апреля 2000 года протест прокурора об отмене кассационного определения и направлении дела на новое кассационное рассмотрение оставлен без удовлетворения. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда, рассмотрев 20 июня 2000 года дело по протесту заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь об отмене кассационного определения и постановления президиума, протест удовлетворила.[6,с.46]

Что касается сегодняшней ситуации в надзорной инстанции, то, как известно новый Уголовный Кодекс Республики Беларусь реализовал такую общемировую тенденцию развития как смягчение ответственности за преступления, не представляющее большой общественной опасности м совершённые впервые. А в связи с этим сейчас развернулась большая работа по пересмотру уголовных дел, связанных с применением более мягкого уголовного закона. Однако, как отмечает В.Сукало, “разворачиваемся крайне медленно. Из 1884 представлений и жалоб по состоянию на 1 февраля 2001 года областными судами в порядке надзора рассмотрено только 139.” [48,с.9]

Будем надеяться, что в ближайшее время ситуация измениться к лучшему.

ВЫВОДЫ.

Следует обратить внимание на несоответствие первой и второй частей ст.25 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь, а также на необходимость устранения этого несоответствия, либо представления соответствующего разъяснения данных положений о прокурорском надзоре в уголовном процессе. Представляется, что прокурор осуществляет надзор и за законностью деятельности самого суда во всех стадиях уголовного процесса, а не только за соответствием закону судебных решений.

Хотелось бы ещё раз отметить сложность задач, стоящих перед прокуратурой сегодня. Увеличилась нагрузка на прокуроров – по подавляющему большинству уголовных дел бремя доказывания возложено на государственного обвинителя. Большинство функций, ранее выполняемых судом, сейчас осуществляется прокуратурой. К сожалению, до сих пор определённая часть прокурорских работников не в полной мере осознала всю глубину происшедших в системе правосудия изменений, степень своей ответственности за проведение в жизнь нового законодательства и успешной реализации его задач. Однако, следует отметить, что иногда уровня подготовки и энтузиазма прокурорских работников недостаточно для успешной работы по обеспечению отправления правосудия. Необходима переподготовка прокуроров с тем, чтобы профессионально и психологически настроить их на работу в новых условиях реформы. Для этого требуется решение ряда задач.

Первая связана с формированием у прокуроров высокой общей и правовой культуры, что включает в себя гуманистическое правопонимание, чёткое уяснение правовых и нравственных начал своей деятельности, место и роли прокурора в уголовном процессе, преодоление наследия старого мышления и, прежде всего нигилистического отношение к юридическим гарантиям неприкосновенности личности, её экономических и политических свобод, а также преодоление стереотипов, непосредственно сказывающихся на позиции государственных обвинителей по делам о преступлениях в хозяйственной сфере.

Вторая задача заключается в обретении специальных профессиональных знаний, и в первую очередь – в глубоком освоении закона и практики его применения, в умении использовать тактические приёмы исследования доказательств, в понимании логических основ оценки доказательств и квалификации преступления, в овладении навыками ораторского искусства.