Смекни!
smekni.com

Древнерусская культура в Повести временных лет (стр. 4 из 8)

лето 6391. Поча Олег воевати деревляны, и примучив а, имаше на них

дань по черне куне" и т. п.

И краткая погодная запись, и более развернутая - документальны.

В них нет никаких украшающих речь тропов. Она проста, ясна и

лаконична, что придает ей особую значимость, выразительность и даже

величавость.

В центре внимания летописца - событие - "што ся здея в лета

си". Тематически эти события могут быть классифицированы следующим

образом.

Сообщения о военных походах князей занимают более половины

летописи. За ними следуют известия о смерти князей. Реже фиксируется

рождение детей, их вступление в брак. Потом информации о строитель-

ной деятельности князей. Наконец, сообщения о церковных делах,

занимающие весьма скромное место. Правда, летописец описывает

1 Летописец пользуется средневековой системой летосчисления от

"сотворения мира". Для перевода этой системы в современную необ-

ходимо из даты летописи вычесть 5508.

2 См.: Ерёмин И. П. "Повесть временных лет" как памятник

литературы. - В его кн.: Литература Древней Руси. М. - Л., 1966, с.

75.

перенесение мощей Бориса и Глеба, помещает сказания о начале Печер-

ского монастыря, смерти Феодосия Печерского и рассказы о достопамят-

ных черноризцах печерских. Это вполне объяснимо политическим

значением культа первых русских святых Бориса и Глеба и ролью Ки-

ево-Печерского монастыря в формировании начальной летописи.

Важную группу летописных известий составляют сведения о небес-

ных знамениях - затмениях солнца, луны, землетрясениях, эпидемиях и

т. п. Летописец усматривает связь между необычными явлениями природы

и жизнью людей, историческими событиями. Исторический опыт, связан-

ный со свидетельствами хроники Георгия Амартола, приводит летописца

к выводу: "Знаменья бо в небеси, или звездах, ли солнци, ли птицами,

ли етеромь чим, не на благо бывають; но знаменья сиця на зло быва-

ють, ли проявленье рати, ли гладу, ли смерть проявляють".

Разнообразные по своей тематике известия могут объединятъся в

пределах одной летописной статьи. Материал, входящий в состав

"Повести временных лет", позволяет выделить историческую легенду,

топонимическое предание, историческое предание (связанное с дружин-

ным героическим эпосом), агиографическую легенду, а также историчес-

кое сказание и историческую повесть.

С в я з ь л е т о п и с и с ф о л ь к л о р о м.

О событиях далекого прошлого летописец черпает материал в со-

кровищнице народной памяти.

Обращение к топонимической легенде продиктовано стремлением

летописца выяснить происхождение названий славянских племен, отдель-

ных городов и самого слова "Русь". Так, происхождение славянских

племен радимичей и вятичей связывается с легендарными выходцами из

ляхов - братьями Радимом и Вятко. Эта легенда возникла у славян,

очевидно, в период разложения родового строя, когда обособившаяся

родовая старшина для обоснования своего права на политическое гос-

подство над остальными членами рода создает легенду о якобы инозем-

ном своем происхождении. К этому летописному сказанию близка легенда

о призвании князей, помещенная в летописи под 6370 г. (862 г.). По

приглашению новгородцев из-за моря княжить и володеть" Русской зем-

лей приходят три брата-варяга с родами своими: Рюрик, Синеус,Трувор.

Фольклорность легенды подтверждает наличие эпического числа

три - три брата. Сказание имеет чисто новгородское, местное проис-

хождение, отражая практику взаимоотношений феодальной городской рес-

публики с князьями. В жизни Новгорода были нередки случаи "приз-

вания" князя, который выполнял функции военачальника. Внесенная в

русскую летопись, эта местная легенда приобретала определенный

политический смысл. Она обосновывала права князей на политическую

власть над всей Русью. Устанавливался единый предок киевских князей

- полулегендарный Рюрик, что позволяло летописцу рассматривать ис-

торию Русской земли как историю князей Рюрикова дома. Легенда о

призвании князей подчеркивала абсолютную политическую независимость

княжеской власти от Византийской империи.

Таким образом, легенда о призвании князей служила важным ар-

гументом для доказательства суверенности Киевского государства, а

отнюдь не свидетельствовала о неспособности славян самостоятельно

устроить свое государство, без помощи европейцев, как это пытается

доказать ряд буржуазных ученых.

Типичной топонимической легендой является также сказание об

основании Киева тремя братьями - Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их

Лыбедью. На устный источник внесенного в летопись материала указыва-

ет сам летописец: "Ини же, не сведуще, рекоша, яко Кий есть перевоз-

ник был". Версию народного предания о Кие-перевозчике летописец с

негодованием отвергает. Он категорически заявляет, что Кий был

князем, совершал успешные походы на Царьград, где принял великую

честь от греческого царя и основал на Дунае городище Киевец.

Отзвуками обрядовой поэзии времен родового строя наполнены

летописные известия о славянских племенах, их обычаях, свадебных и

похоронных обрядах.

Приёмами устного народного эпоса охарактеризованы в летописи

первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Олег - это прежде всего мужественный и мудрый воин. Благодаря

воинской смекалке он одерживает победу над греками, поставив свои

корабли на колеса и пустив их под парусами по земле. Он ловко рас-

путывает все хитросплетения своих врагов-греков и заключает выгодный

для Руси мирный договор с Византией. В знак одержанной победы Олег

прибивает свой щит на вратах Царьграда к вящему позору врагов и

славе своей родины.

Удачливый князь-воин прозван в народе "вещим", т.е. волшебником

(правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что

прозвище дали Олегу язычники, "людие погани и невеголоси"), но и ему

не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает по-

этическое предание, связанное, очевидно, "с могилой Ольговой",

которая "есть... и до сего дни". Это предание имеет законченный

сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повес-

твовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой

никто из смертных, и даже "вещий" князь, не в силах.

В несколько ином плане изображен Игорь. Он также мужествен и

смел, одерживает победу над греками в походе 944 г. Он заботлив и

внимателен к нуждам своей дружины, но, кроме того, и жаден. Стрем-

ление собрать как можно больше дани с древлян становится причиной

его гибели. Жадность Игоря осуждается летописцем народной пос-

ловицей, которую он вкладывает в уста древлян: "Аще ся вьвадить волк

в овце, то выносить все стадо, аще не убьють его..."

Жена Игоря Ольга - мудрая женщина, верная памяти своего мужа,

отвергающая сватовство не только древлянского князя Мала, но и

греческого императора. Она жестоко мстит убийцам своего мужа, но

жестокость ее не осуждается летописцем. В описании четырех местей

Ольги подчеркивается мудрость, твердость и непреклонность характера

русской женщины, Д. С. Лихачев отмечает, что основу сказания состав-

ляют загадки, которые не могут разгадать незадачливые сваты-древ-

ляне. Загадки Ольги строятся на ассоциациях свадебного и похоронного

обрядов: несли в лодках не только почетных гостей, но и покойников;

предложение Ольги послам помыться в бане - не только знак высшего

гостеприимства, но и символ похоронного обряда; направляясь к древ-

лянам, Ольга идет творить тризну не только по мужу, но и по убитым

ею древлянским послам. Недогадливые древляне понимают слова Ольги в

их прямом значении, не подозревая о другом, скрытом смысле загадок

мудрой женщины, и тем самым обрекают себя на гибель. Все описание

мести Ольги строится на ярком лаконичном и сценическом диалоге

княгини с посланцами "Деревьской земли".

Героикой дружинного эпоса овеян образ сурового простого и

сильного, мужественного и прямодушного воина Святослава. Ему чужды

коварство, лесть, хитрость - качества, присущие его врагам-грекам,

которые, как отмечает летописец, "лстивы и до сего дни". С малой

дружиной он одерживает победу над превосходящими силами врага: крат-

кой мужественной речью воодушевляет своих воинов на борьбу: "...да

не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвыи бо срама не

имам".

Святослав презирает богатство, он ценит только дружину,

оружие, с помощью которых можно добыть любое богатство. Точна и

выразительна характеристика этого князя в летописи: "..легько ходя,

аки пардус, войны многи творяще. Ходя, воз по собе не возяше, ни

котьла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или

говядину на углех испек ядише, ни шатра имяше, но подьклад послав и

седло в головах; такоже и прочии вои его вси бяху".

Святослав живет интересами своей дружины. Он даже идёт

наперекор увещеваниям матери - Ольги и отказывается принять христи-

анство, боясь насмешки дружины. Но постоянное стремление Святослава

к завоевательным войнам, пренебрежение интересами Киева, его попытка

перенести столицу Руси на Дунай вызывает осуждение летописца. Это

осуждение он высказывает устами "киян": "...ты, княже, чюжея земли

ищеши и блюдеши, а своея ся охабив (оставил), малы (едва) бо нас не

взяша печенези...".

Прямодушный князь-воин гибнет в неравном бою с печенегами у

днепровских порогов. Убивший Святослава князь печенежский Куря,

"взяша главу его, и во лбе (черепе) его сьделаша чашю, оковавше лоб

его, и пьяху из него". Летописец не морализует по поводу этой смер-