Смекни!
smekni.com

Древнерусская культура в Повести временных лет (стр. 6 из 8)

каз Василька только убеждает Давыда, что Василько намерен захватить

города Святополка. Давыд настаивает, чтобы Святополк немедленно от-

дал Василька ему. Вновь идет посланец Святополка к Васильку и от

имени великого киевского князя просит его прийти, поздороваться и

посидеть с Давыдом. Василько садится на коня и с малой дружиной едет

к Святополку. Характерно, что здесь рассказ строится по законам

эпического сюжета: Василько принимает решение поехать к брату только

после третьего приглашения.

О коварном замысле брата Василька предупреждает дружинник, но

князь не может поверить: "Како мя хотять яти? оногды (когда недавно)

целовали крести. Василько не допускает мысли о возможности нарушения

князьями взятых на себя обязательств.

Драматичен и глубоко психологичен рассказ о встрече Василька

со Святополком и Давыдом. Введя гостя в горницу, Святополк еще

пытается завязать с ним разговор, просит его остаться до святок, а

"Давыд же седяше, акы нем", и эта деталь ярко характеризует

психологическое состояние последнего. Натянутой атмосферы не выдер-

живает Святополк и уходит из горницы под предлогом нербходимости

распорядиться о завтраке для гостя. Василько остается наедине с

Давыдом, он пытается начать с ним разговор, "и не бе в Давыде гласа,

ни послушанья". И только теперь Василько начинает прозревать: он

"ужаслься", он понял обман. А Давыд, немного посидев, уходит.

Василька же, оковав в "двою оковы", запирают в горнице, приставив на

ночь сторожей.

Подчеркивая нерешительность, колебания Святополка, автор рас-

сказывает о том, что тот не решается сам принять окончательного

решения о судьбе Василька. Святополк созывает наутро "бояр и кыян" и

излагает им те обвинения, которые предъявляет Васильку Давыд. Но и

бояре, и "кыяне" не берут на себя моральной ответственности. Вынуж-

денный сам принимать решение, Святополк колеблется. Игумены умоляют

его отпустить Василька, а Давыд "поущает" на ослепление. Святополк

уже хочет отпустить Василька, но чашу весов перевешивают слова

Давыда: "...аще ли сего (ослепления. - В. К.) не створишь, а пустишь

й, то ни тобе княжити, ни мнем. Решение князем принято, и Василька

перевозят на повозке из Киева в Белгород, где сажают в "истобку

малу". Развитие сюжета достигает своей кульминации, и она дана с

большим художественным мастерством. Увидев точащего нож торчина,

Василько догадывается о своей участи: его хотят ослепить, и он

"вьзпи к богу плачем великим и сиенаньем". Следует обратить

внимание, что автор повести - поп Василий - не пошел по пути агиог-

рафической литературы. Согласно житийному канону здесь должно было

поместить пространный монолог героя, его молитву, плач.

Точно, динамично автор передает кульминационную сцену. Основная

художественная функция в этой сцене принадлежит глаголу - своеобраз-

ному "речевому жесту", как понимал его А.Н. Толстой. Входят конюхи

Святополка и Давыда - Сновид Изечевич и Дмитр:

"и почаста простирати ковер,

и простерша, яста Василка

и хотяща й поврещи;

и борящется с нима крепко,

и не можаста его поврещи.

И се влезше друзии повергоша й,

и связаша й,

и снемше доску с печи,

и вьзложиша на перси его.

И седоста обаполы Сновид Изечевичь

и Дмитр, и не можаста удержати.

И приступиста ина два,

и сняста другую дску с печи,

и седоста,

и удавиша й рамяно, яко персем троскотати."

Вся сцена выдержана в четком ритмическом строе, который созда-

ется анафорическим повтором соединительного союза "и", передающим

временную последовательность действия, а также глагольными рифмами.

Перед нами неторопливый рассказ о событии, в нем нет никакой

внешней эмоциональной оценки. Но перед читатепем - слушателем с

большой конкретностью предстает полная драматизма сцена: "И приступи

торчин... держа ножь и хотя ударити в око, и грешися ока и перереза

ему лице, и есть рана та на Василке и ныне. И посем удари й в око, и

изя зеницю, и посем в другое око, и изя другую зеницю. И том часе

бысть яко и мертв".

Потерявшего сознание, бездыханного Василька везут на повозке,

и у Здвиженья моста, на торгу, сняв с него окровавленную рубашку,

отдают ее помыть попадье. Теперь внешне бесстрастный сказ уступает

место лирическому эпизоду. Попадья глубоко сострадает несчастному

она оплакивает его, как мертвеца. И услышав плач сердобольной жен-

щины, Василько приходит в сознание. "И пощюпа сорочкы и рече: "Чему

есте сняли с менее да бых в той сорочке кроваве смерть принял и стал

пред богомь".

Давыд осуществил свое намерение. Он привозит Василька во

Владимир, "акы некак улов уловив". И в этом сравнении звучит мораль-

ное осуждение преступления, совершённого братом.

В отличие от агиографического повествования Василий не

морализует, не приводит библейских сопоставлений и цитат. От повес-

твования о судьбе Василька он переходит к рассказу о том, как это

преступление отражается на судьбах Русской земли, и теперь главное

место отводится фигуре Владимира Мономаха. Именно в нем воплощается

идеал князя. Гиперболически передает Василий чувства князя, узнав-

шего об ослеплении Василька. Мономах "..ужасеся и всплакав и рече:

"Сего не бывало есть в Русьскей земьли ни при дедех наших, ни при,

отцих наших, сякого злам. Он стремится мирно "поправить" это зло,

чтобы не допустить гибели земли Русской. Молят Владимира и "кыяне"

"творить мир" и "блюсти землю Русскую", и расплакавшийся Владимир

говорит: поистине отци наши и деди наши зблюли землю Русьскую, а мы

хочем погубити". Характеристика Мономаха приобретает агиографический

характер. Подчеркивается его послушание отцу и своей мачехе, а также

почитание им митрополита, сана святительского и особенно "чернечес-

кого". Обнаружив, что он отступил от основной темы, рассказчик

спешит "на свое" возвратиться и сообщает о мире со Святополком,

который обязывался пойти на Давыда Игоревича и либо захватить его,

либо изгнать. Затем автор рассказывает о неудавшейся попытке Давыда

занять Василькову волость благодаря вмешательству брата Василька

Володаря и возвращению Василька в Теребовль. Характерно, что в

переговорах с Володарем Давыд в свою очередь пытается свалить свою

вину в ослеплении Василька на Святополка.

Мир затем нарушают Василько и Володарь. Они берут копьем город

Всеволож, поджигают его и "створи мщенье на людех неповинных, и

пролья кровь неповинну". Здесь автор явно осуждает Василька. Это

осуждение усиливается, когда Василько расправляется с Лазарем и

Туряком (подговоривших Давыда на злодеяние); "Се же 2-е мщенье

створи, его же не бяше лепо створити, да бы бог отместник был".

Выполняя условия мирного договора, Святополк Изяславич изгоня-

ет Давыда, но потом, преступив крестное целование, идет на Василька

и Володаря. Теперь Василько вновь выступает в ореоле героя. Он

становится во главе войска, "вьзвысив крести. При этом и над воинами

амнози человеки благовернии видеша крести.

Таким образом, повесть не идеализирует Василька. Он не только

жертва наветов, жестокости и коварства Давыда Игоревича, легковерия

Святополка, но и сам обнаруживает не меньшую жестокость как по от-

ношению к виновникам зла, так и по отношению к ни в чем неповинным

людям. Нет идеализации и в изображении великого князя киевского

Святополка, нерешительного, доверчивого, слабовольного. Повесть поз-

воляет современному читателю представить характеры живых людей с их

человеческими слабостями и достоинствами.

Повесть написана типично средневековым писателем, который

строит ее на противопоставлении двух символических образов "креста"

и "ножа", лейтмотивом проходящих через все повествование.

"Крест" - "крестное целование" - символ княжеского братолюбия

и единомыслия, скрепленных клятвой. "Да аще кто отселе на кого

будеть, то на того будем вси и крест честный",- этой клятвой скреп-

ляют князья свой договор в Любече. Василько не верит в коварство

братьев: "Како мя хотять яти? оногды целовали крест, рекуще: аще кто

на кого будеть, то на того будеть крест и мы вси". Владимир Мономах

заключает мир со Святополком "целоваше крест межю собою". Василько,

отмщая свою обиду Давыду, поднимает "крест честный".

""Нож" в повести об ослеплении Василька - не только орудие

конкретного преступления - ослепления Василька, но и символ княжес-

ких распрей, усобиц. "...Оже ввержен в ны нож!" - восклицает

Мономах, узнав о страшном злодеянии. Затем эти слова повторяют пос-

лы, направленные к Святополку: "Что се зло створил еси в Русьстей

земли и ввергл еси ножь в ны?"

Таким образом, "Повесть об ослеплении Василька Теребовльского"

резко осуждает нарушение князьями своих договорных обязательств,

приводящих к страшным кровавым преступлениям, приносящим зло всей

Русской земле.

Описания событий, связанных с военными походами князей, приоб-

ретают характер исторического документального сказания, свидетель-

ствующего о формировании жанра воинской повести. Элементы этого жан-

ра присутствуют в сказании о мести Ярослава Окаянному Святополку

1015 - 1016 гг. Завязкой сюжета является весть Ярославу из Киева от

сестры Предславы о смерти отца и гибели Бориса; Ярослав начинает

готовиться к походу, собирает войска и идет на Святополка.

В свою очередь Святополк, "пристрои бе-щисла вой, Руси и

печенег", идет навстречу к Любечу. Противные стороны останавливаются