Смекни!
smekni.com

Древнерусская культура в Повести временных лет (стр. 8 из 8)

Отнюдь не идеальным правителем предстает и Ярослав: он готовится

вступить в борьбу с отцом, жестоко расправляется с новгородцами,

поднявшими восстание против насильников-варягов; проявляет

нерешительность в борьбе со Святополком, в панике готов бежать за

море после поражения. Далеко не в привлекательном виде предстает

Ярослав и в своей междоусобной борьбе со Мстиславом. Клятвопреступ-

никами по отношению к Всеславу Полоцкому являются сыновья Ярослава.

За властолюбие осуждается Святослав, изгнавший Изяслава и прельстив-

ший Всеволода. Осуждается летописцем Олег Черниговский, который

"земле Русьскей много зло створше, проливше кровь хрестьяньску".

Летописец выступает в роли проповедника-учителя: история - это

наглядный урок "нынешним князьям", поучительный пример современ-

никам. По-видимому, от античных авторов через Византию им был унас-

ледован принцип историков, сформулированный Цицероном: "Historia est

magistra vitae" - "История - учительница жизни".

История в "Повести временных лет" предстает в качестве по-

учения, данного не в виде общих сентенций, а в виде конкретных ярких

художественных сказаний, повестей, фрагментарных статей, положенных

"по ряду" "временных лет".

Летописец глубоко убежден в конечном торжестве добра и справед-

ливости, отождествляя добро и красоту. Он выступает в роли страс-

тного публициста, выражающего интересы всей Русской земли.

Язык "Повести временных лет" широко отражает устную разговор-

ную речь своего времени. Почти каждое известие, прежде чем оно было

записано летописцем, отложилось в устной речи. Прямая речь ис-

торических лиц занимает существенное место в стиле летописи. С

речами обращается князь к своей дружине, послы ведут дипломатические

переговоры, речи произносятся на вече, пиршествах. Они свидетель-

ствуют и необычайно выразительны. При этом летописец почти никогда

не прибегает к вымьшленным речам, - он всегда точен и строго фактог-

рафичен в передаче "речей" своих героев.

В летописи широко представлена специальная терминология; воен-

ная, охотничья, юридическая, церковная. Вырабатываются четкие,

выразительные, образные фразеологические сочетания, как, нап-

ример:"взять град копьем" - захватить город приступом, "сесть на

конь" - выступить в поход, "утереть поту" - вернуться с победой,

"есть хлеб деден" - княжить на столе предков, "целовать крест" -

давать клятву, "ввергнуть нож" - начать раздоры.

Часто летописец использует народные пословицы, поговорки: "По-

гибоша аки обре", "Беда, аки в Родне", "Русй есть веселье питье не

можем бес того быти".

Язык "Повести временных лет" свидетельствует о необычайно высо-

ком уровне развития культуры устной и письменной речи в ХI - ХIIвв..

ЗНАЧЕНИЕ "ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ".

"Повесть временных лет" сыграла важную роль в развитии облас-

тных летописей и в создании общерусских летописных свсдов ХV - ХVI

вв.: она неизменно включалась в состав этих летописей, открывая

собой историю Новгорода, Твери, Пскова, а затем и историю Москвы и

Московского государства.

В литературе ХVIII-ХIХ вв. "Повесть временных лет" служила ис-

точником поэтических сюжетов и образов. Так, А. П. Сумароков, соз-

давая свои классицистические трагедии, обращался не к античным

сюжетам, а к событиям русской национальной истории (см. его трагедии

"Синав и Трувор", "Хорев"), Я. Б. Княжнин свою тираноборческую

трагедию "Вадим Новгородский" строит на материале летописи.

Большое место занимают образы Владимира, Святослава, Олега в

романтических "Думах" К.Ф. Рылеева, проникнутых пафосом свободолюби-

вых идей.

Поэтичность летописных сказаний прекрасно почувствовал, понял

и передал А. С. Пушкин в "Песне о вещем Олеге". В летописях старался

он "угадать образ мыслей и язык тогдашних времен" для своей ис-

торической трагедии "Борис Годунов". Созданный поэтом величавый по

своей духовной красоте образ летописца Пимена явился, по словам

Ф. М. Достоевского, свидетельством "того мощного духа народной жиз-

ни, который может выделять из себя образы такой неоспоримой прав-

ды" 1.

И в наши дни летопись не потеряла своего большого не только

историко-познавательного, но и воспитательного значения. Она продол-

жает служить воспитанию благородных патриотических идей, учит

глубокому уважению к славному историческому прошлому нашего народа.

1 Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877, 1880 и 1881 годы.

М. - Л., 1929, с. 385.


Список литературы:

1. "История древнерусской литературы", Кусков В.В., М.,

"Высшая школа", 1982

2. "Живая древняя Русь", Осётров Евг., М., "Просвещение", 1984

3. "Древняя Русь и Киев в летописных преданьях и легендах",

Котляр Н.Ф., К., "Наукова думка", 1986

4. "Великое наследие: Классические произведения литературы

Древней Руси", Лихачёв Д.С., М., 1980