Смекни!
smekni.com

Древнерусская культура в Повести временных лет (стр. 7 из 8)

у водной преграды - на берегах Днепра. Три месяца стоят они друг

против друга, не решаясь напасть. И только насмешки и укоры, броса-

емые воеводой Святополка в адрес Ярослава и новгородцев, вынуждают

последних на решительные действия: "...аще кто не поидеть с нами,

сами потнем его". На рассвете Ярослав со своими войсками переправля-

ется через Днепр и, оттолкнув ладьи, воины устремляются в бой.

Описание битвы - кульминация сюжета: "...и сступишася на месте.

Бысть сеча зла, и не бе лзе озером печенегом помагати, и притиснуша

Святополка с дружиною ко озеру, и вьступиша на лед и обломися с ними

лед, и одалати нача Ярослав, видев же Святололк и побеже, и одоле

Ярослав". При помощи постоянной стилистической формулы "бысть сеча

зла" дана оценка битвы. Победа Ярослава и бегство Святополка - раз-

вязка сюжета.

Таким образом, в данном летописном сказании уже наличествуют

основные сюжетно-композиционные элементы воинской повести: сбор

войск, выступление в поход, подготовка к бою, бой и развязка его.

Аналогично построены сказания о битве Ярослава со Святополком

и польским королем Болеславом в 1018 - 1019 гг., о междоусобной

борьбе Ярослава с Мстиславом в 1024 г. Здесь следует отметить появ-

ление ряда новых стилистических формул: враг приходит "в силе тяж-

це", поле боя "покрыша множество вой"; битва происходит на рассвете

"вьсходящую солнцю", подчеркнута ее грандиозность "бысть сеча зла,

яка же не была в Руси", воины "за рукы емлюче сечахуся", "яко по

удольем крови тещи" 1.

Символический образ битвы-грозы намечен в описании сражения у

Листвена между войсками Ярослава и Мстислааа в 1024 г.; "И бывши

нощи, бысть тма, молонья, и гром, и дождь... И бысть сеча силна, яко

посветяше молонья, блещашеться оружье, и бе гроза велика и сеча сил-

на и страшна".

Образ битвы-грома использован в сказании 1111 г. о коалицион-

ном походе русских князей на половцев, здесь же вражеские войска

сравниваются с лесом: "вьуступиша аки борове".

В описание сражения вводится мотив помощи небесных сил (ан-

гелов) русским войскам, что свидетельствует, по мнению летописца, об

особом расположении неба к благочестивым князьям.

Все это позволяет говорить о наличии в "Повести временных лет"

основных компонентов жанра воинской повести.

В рамках исторического документального стиля выдержаны в

летописи сообщения о небесных знамениях.

Э л е м е н т ы а г и о г р а ф и ч е с к о г о с т и л я.

Составители "Повести временных лет" включали в нее и произ-

1 См.: Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских

повестей (кончая ХVII в.). М., 1902.

ведения агиографические: христианскую легенду, мученическое житие

(сказание о двух варягах-мучениках), сказание об основании

Киево-Печерского монастыря в 1051 г., о кончине его игумена Феодосия

Печерского в 1074 г. и ряд сказаний о черноризцах печерских. В аги-

ографическом стиле написаны помещенные в летописи сказания о

перенесении мощей Бориса и Глеба (1072) и Феодосия Печерского

(1091).

Летопись возвеличивала подвиги основателей Киево-Печерского

монастыря, который был "поставлен" ни "от царей, и от 6ояр, и от

богатства", а "слезами, и пощением, и бдением" Антония и Феодосия

печерских. Под 1074 г. вслед за рассказом о преставлении Феодосия

летописец повествует о печерских черноризцах, которые всяко светила

в Руси сьяють". Прославляя христианские добродетели печерских

иноков, прорицателя Еремея, прозорливого Матвея и черноризца Исакия,

летопись в то же время отмечает и отдельные теневые стороны монас-

тырского быта. Попытка некоторых монахов покинуть печерскую обитель

вернуться "в мир" отмечена в рассказе об Еремее.

Рассказ о Матвее прозорливом в сказочной форме показывает, что

длинная церковная служба утомляет многих монахов и они под разными

предлогами покидают церковь и идут спать, а некоторые, как Михаил

Тольбекович, даже убегают из монастыря.

Конечно, слабости монахов объясняют в летописи "кознями бесов-

скими". Так, Матвей прозорливый, находясь в церкви, видит беса,

принявшего облик ляха. В поле своего плаща этот лях носит цветы

репейника и бросает их в монахов. За монахом же Михаилом Толь-

бековичем бес приезжает в монастырь на свинье, и, подстрекаемый

бесом, монах после заутрени, перескочив через ограду, бежит из

монастыря.

Так прославление святости черноризцев печерских сочетается с

правдивым отражением некоторых сторон монастырского быта, что уже

явно выходит за рамки агиографического стиля 1.

Одной из форм прославления князей в летописи являются посмер-

тные некрологи, связанные с жанром надгробных похвальных слов. Пер-

вым таким похвальным словом является некролог княгине Ольге,

помещенный под 969 г. Он начинается рядом метафорических сравнений,

прославляющих первую княгиню-христианку. Метафорические образы "ден-

ницы", "зари", "света", "луны", "бисера" (жемчуга) заимствованы

летописцем из византийской агиографической литературы, но исполь-

зованы они для прославления русской княгини и подчеркивают значение

для Руси ее подвига - принятия христианства.

Некролог-похвала Ольге стилистически близка похвале Владимиру,

помещенной в летописи под 1015 г. Умерший князь получает оценочный

эпитет "блаженный", т. е. праведный, и его подвиг приравнивается

подвигу Константина Великого.

Некрологи Мстиславу и Ростиславу могут быть отнесены к жанру

словесного портрета, в котором дана характеристика внешнего облика и

нравственных качеств князей: "Бе же Мьстислав дебел теломь, чермен

лицем, великыма очима, храбор на рати, милостив, любяше дружину по

велику, именья не щадяше, ни питья, ни еденья браняше".

В агиографическом стиле выдержан некролог Глебу (1078): "Бе же

Глеб милостив убогым и страннолюбив, тщанье имея к церквам, тепл на

веру и кроток, взором кресен". Таков же некролог Ярополку Изяславичу

(1086).

Некрологи Изяславу и Всеволоду наряду с агиографической иде-

ализацией этих князей касаются конкретных моментов их деятельностй,

а в некрологе Всеволоду звучит голос осуждения, поскольку Всеволод

под старость начал "любити смысл уных, свет творя с ними".

Весьма сдержанна летопись по отношению к митрополитам, только

один из них Иоанн удостоен панегирической характеристики, данной под

1089 г.

Свидетельства о смерти князя, как правило, сопровождаются со-

общениями о плаче над телом покойника и месте его погребения.

Из христианской литературы летописец черпал нравоучительные

сентенции, образные сравнения. Свои рассуждения он подкреплял

цитатами из текста "священного писания". Так, например, повествуя о

предательстве воеводы Блуда, летописец ставит вопрос о верности вас-

сала своему сюзерену. Осуждая изменника, летописец подкрепляет свои

мысли ссылками на царя Давыда, т. е. на Псалтырь: "О злая лесть

человеческа! Якоже Давыд глаголет: Ядый хлеб мой, вьзвеличил есть на

мя лесть..."

Довольно часто летописец прибегает к сравнению событий и ис-

торических деятелей с библейскими событиями и персонажами.

Функция библейских сопоставлений и реминисценций в летописи

различна. Эти сопоставления подчеркивают значимость и величие Рус-

ской земли, ее князей, они позволяют летописцам перевести повес-

твование из "временного" исторического плана в "вечный", т. е. они

выполняют художественную функцию символического обобщения. Кроме

того, эти сопоставления являются средством моральной оценки событий,

поступков историческими лиц.

О б щ а я х а р а к т е р и с т и к а с т и л я

л е т о п и с и.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет говорить о наличии

в "Повести временных лет" эпического повествовательного стиля,

связанного с устной поэзией, стиля историко-документального, который

преобладает в описании исторических событий, и стиля агиографичес-

кого, который служит важным средством утверждения нравственных иде-

алов князя-правителя, защитника интересов Русской, земли и осуждения

князей-крамольников.

Разнородный в жанровом и стилистическом отношении материал

объединен в летописи единой патриотической мыслью, последовательным

хронологическим принципом изложения, единой историко-философской,

моральной концепцией. Летописец убежден, что история имеет начало и

конец во времени. Ее поступательное движение к концу - "страшному

суду" - направляется волею божества. Однако поведение человека

зависит и от него самого, его волеизъявления, зависит от выбора пути

добра или зла. История, по мнению летописца, и являет собою арену

постоянной борьбы добра и зла. Он оценивает деяния князей как с

позиций вечных моральных истин, так и с позиции общественной морали

своего времени. Летописец судит исторических деятелей не столько

"божиим судом", сколько судом людским, судом "киян", "мужей смыслен-

ных". Он не только прославляет добрые, но и не утаивает темных де-

яний. Двойственно, например, в летописи изображение Владимира

Святославича. Он жестоко расправляется с полоцким князем Рогволодом

и его сыновьями, убивает брата Ярополка, выступает в роли гонителя

первых христиан, побежден похотью женскою. Однако после принятия

христианства его облик резко меняется: на первый план выдвигаются

черты христианской кротости и смирения, благочестия. Но и здесь

сквозь идеализированные представления о князе-христианине проступают

живые человеческие черты: Владимир трусливо прячется под мост, ис-

пугавшись натиска печенегов у Василева, ссорится с сыном Ярославом.