Смекни!
smekni.com

Гомеопатия в общей практике (стр. 35 из 41)

скажет вам, что если он не поест вовремя, то состояние его ухудшится. Не­смотря на это, пищи должно быть немного.

Пациентам Lycopodium становится значительно хуже от любой холод­ной пищи, а также от тесной одежды, особенно в области живота, а тесный головной убор вызывает у них головную боль. Им лучше, когда голова ос­тается непокрытой и если они находятся на свежем воздухе,

Другая характерная черта этих больных - выраженная чувствительность к шуму и гиперестезия к любым запахам, особенно неприятным. Еще одна особенность состоит в том, что типичные пациенты Lycopodium слабо поте­ют. После хорошего физического напряжения они могут немного пропотеть и почувствовать себя лучше. У них обнаруживается тенденция к сухости кожи, особенно ладоней, которые становятся горячими, в них появляются жжение и неприятные ощущения. То же самое происходит и с подошвами,

особенно от ходьбы.

Другая отличительная черта - интенсивная желтизна зубов, причем это не связано с плохим уходом за ними, так как многие из этих больных очень щепетильны в отношении гигиены полости рта. В учебниках пишут, что у Lycopodium имеется тяга к сладкому, но присутствует она не всегда.

Arsenicum album

Между Arsenicumalbum и Lycopodium есть одно сходство: типичный паци­ент Arsenicumalbum может иногда проявлять скупость. Впрочем, это един­ственное сходство между ними. У Arsenicumalbum скупость возникает по совершенно другой причине. Это может быть боязнь кризиса, краха или страх потерять деньги. И тогда сверхосторожный Arsenicumalbum становится ску­пым. Типичная причина - жадность. Они ценят все красивое и желают это иметь. Здесь больше страсти обладания, чем страха бедности. Что касается внешнего вида, то типичные субъекты Arsenicumalbum всегда очень быст­рые, беспокойные, активные, умные, живые. Обычно сложены они довольно утонченно. Цвет лица у них часто бледный, заметны темные круги под глаза­ми, а сами они, как правило, худощавые. У этих субъектов слишком много нервной энергии, они слишком активны, чтобы потучнеть.

Они нервны и суетливы. Они беспокоятся о себе, о своем здоровье, счита­ют, что больны всеми болезнями на свете, ходят по разным врачам, причем у них появляются все новые и новые «пунктики». Они тревожатся за свою семью и не успокоятся, если их домашние не будут посещать врача постоян­но. Если же возникает противодействие их суетливому поведению, если чле­ны семьи не хотят идти на прием к врачу или не принимают какое-нибудь новомодное лекарство, пациенты Arsenicumalbum ужасно злятся, будучи совершенно уверены, что те серьезно заболеют.

Такую же привередливость они выявляют и в отношении себя. Сами они опрятны и аккуратны, любят, чтобы в комнатах, спальнях, во всем доме был порядок, и часто неестественно суетливы, решая этот вопрос.

Пациенты Arsenicumalbum сверхчувствительны ко всему: к запахам, прикосновению, свету. Они очень зябкие, и если в комнате становится темно, то часто испытывают страхи и опасения. Если поблизости раздастся щум, больные начинают бояться, подозревая, что это воры. Они всегда в ожида­нии чего-то неприятного. Пациенты сверхчувствительны к табачному дыму, от которого им становится значительно хуже. Многие из этих больных стра­дают от мучительных запоров, а поскольку практически им всем без исклю­чения становится хуже от фруктов и овощей, то их запор с большим трудом поддается коррекции.

Я видел два различных типа кожи у пациентов Arsenicumalbum. В пер­вом случае кожа была тонкая и гладкая, а волосы очень тонкие. У предста­вителей такого типа потоотделение обычно возникает легко. Но есть и дру­гой тип Arsenicumalbum, у которого кожа очень шероховатая, чешуйчатая, грубая, нездоровая, подверженная образованию трещин. Такие люди обыч­но потеют с трудом. При напряжении, нагрузке они могут разгорячиться, лицо покраснеет, как правило, появляется сильная застойная головная боль.

У пациентов Arsenicumalbum плохой сон. Он чуткий, любой шум в 1-2 часа ночи легко их будит, и в это время у них возникает чувство сильного нервного напряжения. Порой они рассказывают, что никогда не засыпают вновь, если не встанут, не походят немного, может, выпьют чашку чаю или съедят что-нибудь. Это часто помогает им уснуть.

Arsenicumalbum часто показан детям. Обычно это нервные, развитые не по годам дети, которых рано отдали в школу, и если с ними обращаться неосторожно, у них возникают тики. Они кричат по ночам, когда им снятся кошмары, боятся темноты и не могут оставаться одни. Кожа у них практи­чески всегда тонкая, а волосы светлые, цвет лица изменчив и имеется склон­ность к бледности, но они легко краснеют при напряжении. Дети очень бес­покойны, и это та категория, для которых сидеть спокойно - сущая пытка. В большей степени им свойственно ощущение жара и жжения кожи, чем зуда.

Пациентов Arsenicum album беспокоят жгучие боли, и поразительно то, что они облегчаются от наружного тепла. У Lycopodium имеются похожие жгучие боли, также облегчающиеся от тепла. Для Lycopodium и Arsenicum album такие боли более характерны, чем для других лекарств. Стоит запом­нить одно кажущееся противоречие, имеющее отношение к Arsenicum album. Их симптомы имеют связь с невралгическими болями, которые у этих боль­ных интенсивные, носят жгучий характер, локализуются в области поражен­ного нерва, часто тройничного, и облегчаются от горячих аппликаций. Их также беспокоят застойные головные боли, сопровождаемые упорными рво­тами. В голове возникает ощущение неприятного жара, облегчающееся при­кладываниями холодного или потоком прохладного воздуха, но все тело остается ледяным. Они укрываются по самую шею, им нужно много одеял игрелок, а голову они хотят держать прямо у открытого окна. Эти застойные боли совершенно отличаются от невралгий, когда больные стремятся прило­жить горячее к больному месту.

Silicea

По учебникам представляется сложным отличить Silicea от Lycopodium по психическим симптомам, и, тем не менее, эти два лекарства очень разные. Типичные пациенты Silicea чаще светловолосые. Кожа у них чистая и никог­да не бывает с желтизной, на щеках обычно хорошо выраженный румянец. Очень часто кожа щек несколько шершавая. Губы часто сухие, легко трес­каются, и в уголках рта возникают трещины. Если у них насморк, то трещи­ны часто появляются у крыльев носа. Волосы у больных тонкие, костный остов почти всегда небольшой.

Что касается психики, то пациенты Silicea никогда не бывают высоко­мерными. Обычно о типичном представителе Silicea складывается впечатле­ние как о мягкой, кроткой, податливой личности, кажется, что он очень лег­ко сдается. Но это впечатление совершенно ложное. Эти больные мягкие и вежливые до определенного момента, после которого они проявляют себя как упрямые, раздражительные, сварливые и на редкость настойчивые субъекты. Представителя типа Silicea очень тяжело уговорить взвалить на себя какое-либо дело, но если уж он взялся, то будет делать его, пока хватит сил. Эти больные очень добросовестны в делах, но скорее предпочтут, чтобы этим занимался кто-то другой.

Дети Silicea довольно забавные. Если с ними обращаться правильно, то с такими детьми можно очень легко поладить. В противном случае вы убеди­тесь, что это самые упрямые дети, какие только могут быть; они часто визжат

и пинаются.

Silicea и Lycopodium имеют слабую память, и по Materia Medica их слож­но различить, хотя в действительности пациенты совсем разные. У Lycopodium забывчивость касается вполне определенных вещей, например имен или чего-то в этом роде. Пациент Silicea забывчив потому, что много поработал, его мозг устал и отказывается вспоминать. Это не плохая память как таковая, а признак усталого мозга, который не в состоянии больше ни воспринимать, ни вспоминать, что уже было выучено. Про Lycopodium и Silicea написано, что они не любят, когда им мешают. Пациенты Lycopodium хотят, чтобы их оставили одних, чтобы не мешали и не беспокоили. У Silicea это в большей степени вопрос отвращения к личному вмешательству. Они не любят, когда к ним неожиданно прикасаются. Это заставляет пациентов подпрыгивать, ужасно раздражает и злит их. Если они чем-то подавлены, то любая попытка утешить их обычно лишь усиливает эту подавленность. Они склонны к сле­зам, но слезы не приносят им никакого облегчения. Пациенту Lycopodium, когда он подавлен, определенно лучше становится от сочувствия и понимания. Пациенты обоих лекарств чувствительны к холоду, но у Lycopodium это связано с выраженной потребностью в свежем воздухе, чего нет у Silicea.

У обоих лекарств возникает страх перед любым начинанием. Основное отличие состоите том, что если пациент Silicea окончательно не переутомил­ся и сдал, то хоть он и испытывает страх что-то предпринять, но способен преодолеть его и начать заниматься делами. У Lycopodium страх что-либо предпринять связан с осознаваемой возможностью напутать в делах.

Есть одна особенность, встречающаяся практически у всех пациентов Silicea. Любой стресс, умственное или физическое напряжение у них почти обязательно провоцируют появление головной боли, обычно имеющей лоб­ную одностороннюю локализацию. Они могут страдать также от рецидиви­рующих головных болей, начинающихся немного по-другому. Боли возни­кают в затылке, распространяясь вперед и локализуясь в одном глазу. Головные боли, связанные со стрессом, начинаются над одним из глаз.

У Silicea даже в здоровом состоянии имеется отвращение не только к неожиданным прикосновениям - они не выносят никакой тряски, и в поездах у них часто возникают тошнота, головные боли или общая усталость от лю­бого движения, сопровождаемого тряской.

Другой симптом, указывающий на вероятность Silicea, - это шерохова­тость и грубость кончиков пальцев. При этом пациент испытывает неприятные ощущения, к чему бы он ни прикоснулся. Это очень частый симптом Silicea, наряду с которым обнаруживаются трещины вокруг ногтей и выявляется склонность к гнойным воспалительным состояниям, паронихиям, панарициям и т. д. Кожа на кончиках пальцев чаще просто грубая, отчего мелкая работа становится неприятной. Даже в теплую погоду кожа на кончиках пальцев еще больше грубеет, если пациент вынужден часто мочить руки в воде. Такая ситу­ация встречается редко, но вызывает резкое раздражение. У больных также могут возникать глубокие трещины на кончиках пальцев. Если они локализу­ются у края ногтей, то часто возникают панариции. Странно то, что типичная кисть Silicea влажная, а кончики пальцев остаются сухими.