Смекни!
smekni.com

Современный урок литературы: классификации, концепции (стр. 1 из 14)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА"

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ: КЛАССИФИКАЦИИ,

КОНЦЕПЦИИ

Автор дипломной работы: О.В. Футанова,

студентка V курса 501 группы очной формы обучения

Специальность: "032900 - Русский язык и литература"

Руководитель: Т.А. Наумова, канд. пед. наук, профессор

Рецензент: Т.П. Малявина, канд. пед. наук, доцент

Саранск 2008

Содержание

Введение

1 Теоретические основы содержания и технологий урока литературы: психолого-педагогический аспект

1.1 Урок как основная форма организации учебного процесса: педагогический аспект

1.2 Психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы

1.3 Воспитательная функция современного урока литературы

2. Урок литературы в современной школе: концепции, классификации, типологии, содержание и методика проведения

2.1 Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

2.2 Инновационные типы уроков литературы

2.3 Методические возможности Интернет-ресурсов и приёмы работы с ними на уроке литературы

2.4 Использование информационно компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету (из опыта работы учителя-словесника Ивановой Юлии Вениаминовны)

Заключение

Список использованных источников

Введение

Урок - первооснова всего учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемый источник, который помогает ученикам набраться сил. На уроке формируется человек завтрашнего дня, поэтому быть учителем - не только высокая честь и обязанность, но и большая ответственность. Сегодня мы много говорим о модернизации школьного образования, часто забывая, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый наш день - творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной?

Наверное, не случайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Е.Н. Ильин советует: "Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность" [Ильин, 1986: 35].

Почему так скучно бывает порой на уроках русской литературы, где, казалось бы, сама содержательная ткань - текст - должна радовать и удивлять?

Так грамотно все написано и обозначено в программах, так ясно поставлены цели литературного образования, а что-то недооценено учителем, ученики его не слышат, перестают читать книги, не пишут стихи.

К сожалению, в новых социокультурных условиях, в которых оказалось современное общество, когда "век расшатался", "порвалась связь времен" - разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство, колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным юным читателем в той мере, в какой это необходимо сегодня подрастающему поколению. Учителя сетуют на то, что книга вообще уходит из жизни современного школьника. Чтение рассматривается чаще всего как принудительное учебное занятие или как "развлекаловка" (с соответствующим выбором книг).

Как преодолеть эту беду, приобщить школьника к чтению, вернуть ему интерес к книге, объяснить, что без нее невозможно формирование личности; как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживать им и формировать собственную жизненную позицию? Это тем более сейчас необходимо, так как литература занимает, бесспорно, особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет важную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения литературе сейчас поставлено развитие личности ученика, тем более что литературное развитие - грань общего личностного развития человека.

Большое значение на современных уроках литературы сейчас приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, выдающееся, классифицируется как нестандартный. Найти такую нестандартность становится для многих учителей важнейшей задачей.

Данная работа посвящена изучению некоторых узловых особенностей, встречающихся в методике преподавания литературы, в частности при рассмотрении вопроса, касающегося изучения современного урока литературы. Данная тема неоднократно попадала в поле зрения исследователей, в частности Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, С.В. Иванова, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой и других. Между тем, очень интересно путем анализа типологии уроков литературы проследить основные особенности его структуры, содержания и технологий.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более определенно обозначить типологии современного урока литературы и назвать наиболее эффективные классификации.

Целью дипломной работы является представление доминирующих концепций и классификаций современного урока литературы как основной формы обучения.

В связи с целью исследования выделяются следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические основы содержания и технологий урока литературы;

2) определить психолого-педагогические компоненты современного урока литературы;

3) рассмотреть урок как основную форму организации учебного процесса;

4) определить концепции, классификации, типологии и методику проведения современного урока литературы;

5) охарактеризовать воспитательную функцию современного урока литературы;

6) рассмотреть инновационные формы и виды уроков литературы;

7) определить методические возможности Интернет - ресурсов и приемы работы с ними на уроке литературы;

8) осветить проблему использования информационно-компьютерных технологий на уроке литературы и во внеклассной работе по предмету (из опыта работы учителя-словесника МОУ "Средняя школа № 35" г. Саранска Ивановой Юлии Вениаминовны).

Задачи работы обусловили применение комплекса методов исследования:

1) теоретический метод (анализ литературоведческих, психолого-педагогических и научно-методических источников с целью создания методологической основы исследования);

2) социолого-педагогический (анализ программ, учебников по литературе для старших классов, беседы с учителями и обобщение их опыта работы в области рассматриваемой нами проблемы);

3) наблюдение за процессом преподавания литературы в 9-11 классах в период прохождения педагогической практики;

4) экспериментальный (внедрение методических рекомендаций).

Предметом исследования явились сущность, структура и специфика современного урока литературы, а также психолого-педагогические основы урока литературы в современной системе образования.

Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования.

Методической базой решения заявленной проблемы явились труды по методике преподавания литературы Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, С.В. Иванова, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой и других.

Научная новизна работы состоит в попытке систематизировать различные точки зрения по проблеме классификаций уроков литературы; опираясь на имеющийся фактический материал, раскрыть аспекты, касающиеся методики преподавания современного урока литературы, не освещенные или недостаточно освещенные в литературоведческих работах; определить методику отбора учебного материала и организацию урока литературы в современной школе.

Теоретическая значимость работы заключается в аналитическом исследовании различных аспектов данной проблемы.

Практическая значимость работы состоит в том, что предлагается ряд методических рекомендаций по организации урока литературы в контексте внеклассной и внешкольной работы. Конкретный научный и научно-практический материал может использоваться в работе учителя-словесника в качестве источника для подготовки уроков литературы традиционной и инновационной направленности.

Структура и объем работы обусловлены спецификой поставленных задач. Исследование изложено на 82 страницах и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, который содержит 60 наименований.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, определяются ее предмет, цель и задачи, новизна, а также обоснована теоретическая и практическая значимость проблемы, представленной в дипломной работе.

В главе I "Теоретические основы содержания и технологий урока литературы: психолого-педагогический аспект" дается определение урока как основной формы организации учебного процесса, обозначены психолого-педагогические основы содержания и технологий современного урока литературы, раскрывается значение воспитательной функции современного урока литературы.

В главе II "Урок литературы в современной школе: классификации, технологии, методика проведения" дана классификация инновационных форм и видов уроков литературы, описаны методические возможности Интернет-ресурсов и приемы работы с ними на уроке литературы, а также предлагается методика использования компьютерных технологий на уроке и во внеклассной работе по литературе (из опыта работы учителя-словесника Ивановой Ю. В). В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, определяются результаты исследования, обозначена дальнейшая разработка проблемы. Таким образом, дипломная работа будет посвящена одной из важнейших проблем методики преподавания литературы - определению места урока литературы в системе современного литературного образования.