Смекни!
smekni.com

Билеты по конституционному праву (стр. 16 из 23)

Билет №21

1. Гарантия основных прав и свобод.

- Материальные гарантии заключаются в наличии финансовых средств и собственности, необходимых для реализации прав (Для того, чтобы пользоваться свободой печати, надо иметь независимые СМИ);

- Юридические гарантии опираются на авторитет Конституций, в которых закреплены права и свободы;

- Морально-политические гарантии заключаются в воздействии общественного мнения, которое в наше время стало важным элементом политической системы.

(Конституционные, Судебные, Юридические – правило Миранды).

Судебные гарантии. Существует ряд конституционно-правовых принципов организации и деятельности суда в зарубежных странах:

1. Равенство граждан перед законом и судом (ст. 2 конституции Франции: "Республика обеспечивает равенство перед законом всех граждан, независимо от происхождения, расы или религии.").

2. Независимость судей, их подчинение только закону. Этот принцип закреплен в ст. 101 конституции Италии и ст. 97 (1 абз.) основного закона ФРГ.

3. Несменяемость судей. Конституция США в статье 3 раздела 1 провозглашает, что судьи федеральных судов "сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение является безупречным".

4. Гласность судопроизводства.

5. Участие представителей народа в отправлении правосудия. Ст. 125 Конституции Испании: "Граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия через институт присяжных в процессах по уголовным делам."

6. Обеспечение гражданам права на защиту их интересов в суде. Ст. 37 Конституции Японии: "Обвиняемому по уголовному делу предоставляется полная возможность опроса всех свидетелей, он имеет право на вызов всех свидетелей..., может обратиться к помощи квалифицированного адвоката..."

Судебная власть также призвана следить самым строгим способом за соблюдением принципов законности как непременного элемента любого цивилизованного демократического общества.

Законность подразумевает:

1. Верховенство конституции и законов. Этот принцип, обеспечивая строгую соподчиненность различных элементов правовой системы, их производность от демократических начал основного закона, исключает возможность и формальной, и фактической манипуляции подзаконными актами конституционных и законодательных положений, в том числе гарантирующих права и свободы человека.

2. Конституционное закрепление компетенции государственных органов, основных начал системы правосудия.

3. Равенство перед законом и судом. Этот демократический принцип распространяется не только на граждан и частных лиц, но и на государственные органы и их служащих.

4. Конституционная гарантия от произвольного лишения свободы.

5. Принцип признания правосудия высшей юридической гарантией законности. Он включает в себя конституционное требование осуществления правосудия только судом, независимость суда, действие презумпции невиновности, право обвиняемого на защиту.

2. Смешанные избирательные системы.

В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Например, в Германии смешанная система применяется при выборах Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе относительного большинства, позволяющей оттенить личностный характер голосования. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков мандатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5-процентным заградительным пунктом и распределенным по правилу наибольшего остатка.

Похожая система действует при выборах Великого народного собрания в Болгарии, но отличается от германской тем, что в одномандатных избирательных округах применяется мажоритарная система абсолютного большинства в 2 тура с перебаллотировкой во втором туре 2 кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом.

Примерно такие же смешанные системы установили у себя и некоторые государства “ближнего зарубежья” - Грузия, Литва.

В Венгрии помимо 152 и 58 депутатов Государственного собрания, избираемых по пропорциональной системе, еще 176 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы абсолютного большинства в 2 тура. При этом в многомандатных избирательных округах, территории которых совпадают с территориями областей и столицы, списки кандидатов могут выдвигать только партии, зарегистрировавшие своих кандидатов не менее, чем в 1/4 одномандатных избирательных округов на территории области, но не менее, чем в 2 таких округах, а общенациональный список может выдвинуть партия, зарегистрировавшая списки своих кандидатов не менее, чем в 7 многомандатных избирательных округах.

Теперь уже и в Индии введена смешанная система. 3/4 состава обеих палат Парламента теперь избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, а 1/4 - по прежней пропорциональной системе, однако с 4-процентным заградительным пунктом.

Билет №22

1. Конституционный контроль. Генезис, роль и назначение.

Во-первых, надо сразу отметить нетождественность понятий «контроль»и «надзор» (хотя Л.М. Энтин с этим и не согласен). Обычно контроль – это такие отношения между органами, при которых контролирующий орган может отменять акты подконтрольного. А при надзоре надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного на недостатки актов или приостановить их действие. Иногда под контролем понимают разовые проверки, а под контролем – постоянное наблюдение. Но в целом – это близкие понятия, которые можно определить как любую форму проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, др. органов и должностных лиц.

Цель – обеспечение соблюдения конституционной законности. Никакие законы, нормативные акты не должны противоречить основному закону государства.

Впервые конституционный контроль в таком понимании появился в США в прошлом веке. Верховный суд объявил, что конституция является высшим законом страны, и любой акт, ей несоответствующий, может быть признан судом неконституционным (американская модель конституционного контроля основана на системе общего права). Примеру США последовали некоторые другие страны (Норвегия, Греция).

После I мировой войны в Европе была выработана собственная модель – австрийская, автором которой был Ханс Кельзен. До II мировой войны эта теория конституционного надзора находилась в столкновении с теорией народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо, утверждавшего, что законы – выражение воли народа, и никто не имеет права её контролировать. Но после войны зарубежные страны убедились в необходимости защиты конституционных прав и предупреждении злоупотреблений властью с помощью закона.

Институт конституционного контроля получил широкое распространение в демократических государствах. Был принят ряд международных документов о защите прав и свобод (Конвенция, Декларация ООН, Пакты 1966 г.). В соответствие с Венской Конвенцией создан механизм контроля за реализацией прав и свобод – комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека (для обращения граждан, когда все внутригосударственные средства исчерпаны).

Объектами конституционного контроля могут быть:

1) нижестоящие по отношению к конституции законы, нормативные акты; исключением могут быть законы, принятые на референдуме;

2) внутригосударственные договоры;

3) частноправовые акты;

4) национальные законы (на соответствие международным правовым нормам);

5) проекты международных договоров и подписанные договоры до ратификации;

6) действия должностных лиц.

Виды контроля можно выделить по различным основаниям:

1) предварительный и последующий (по времени осуществления: предварительный – до вступления акта в силу);

2) внутренний и внешний (органом, издавшим акт, или другим);

3) с точки зрения последствий – консультативный и постановляющий (последний влечёт за собой обязательные последствия);

4) обязательный и факультативный;

5) абстрактный и конкретный (в связи с каким-либо делом);

6) полный и частичный;

7) по содержанию – формальный (условия принятия, процедура) и материальный (содержание);

8) имеющий обратную силу и действующий на будущее.

В настоящее время выделяют 3 главных группы институтов конституционного контроля:

1) страны, где контроль осуществляется судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, начинает распространяться в Японии, Норвегии и др.): суд не может рассматривать соответствие закона конституции абстрактно, но лишь при рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела. Решение суда о несоответствии закона или какого-либо другого акта конституции страны его не отменяет, но лишает его юридической силы (он больше не подлежит применению судами и администрацией, т.е. практически объявляется ничтожным).

2) контроль осуществляется специальными конституционными судами – судебными учреждениями, специально создаваемыми для разрешения вопросов о соответствии закона конституции. Впервые был применён в Австрии (австрийская модель); сейчас в Европе, в основном, используются именно такие специальные суды.

3) страны, где конституционный контроль осуществляется несудебными или квазисудебными органами (Франция – наиболее типичный пример).

Есть страны, где нет таких органов (Великобритания), хотя сам контроль может осуществляться: в Англии роль суда настолько велика, что судебные решения могут иногда корректировать закон и предупреждать его изменение.