Смекни!
smekni.com

Билеты по конституционному праву (стр. 7 из 23)

Хотя монарх – глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры (семейный совет, высшее духовенство, совет ашшура). Поэтому недостаточно ограничиваться простой констатацией факта монархии: различают определённые её виды – абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие – конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.

В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путём, законодательной властью обладает избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата). Монарх юридически остаётся главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г. (вступила в силу в 1947 г.) прямо запрещает ему это, в других странах (ZB., в Великобритании) монарх лишён властных полномочий на основе конвенциональных норм, сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практики.

Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как правило, – чисто формальный акт. На деле правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром. Назначить другого премьер-министра он не может, так как другой состав кабинета не получит вотума доверия (утверждения) в парламенте при представлении парламенту правительственной программы. Лишь в тех случаях, когда в парламенте нет большинства какой-либо партии, и политические партии не договорились о создании коалиционного правительства, монарх может играть более самостоятельную роль в подборе кандидатуры премьер-министра (так иногда бывает в Бельгии, Дании, Нидерландах).

В парламентарных монархиях глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония), либо не применяет его (более трёхсот лет монарх не применял права вето в Великобритании, в результате чего сложилась конвенциональная норма неприменения вето).

Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Ямайка и др.). считается, что их главой является британский монарх, который представлен в этих странах назначаемым им генерал-губернатором. На деле же кандидатуру генерал-губернатора называет местное правительство, а иногда его избирает местный парламент. В республиках, входящих в Содружество (ZB., Пакистан, Индия), генерал-губернатора нет, избирается президент – глава государства.

2. Суд как страж личной свободы. Право на правосудие.

Среди существующих в любой стране юридических учреждений (органы дознания и расследования, прокуратура и др.) особое место занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти – судебной.

В отличие от законодательной власти суд не создаёт общих правил поведения (за исключением судебных прецедентов), не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей.

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом.

Судебная власть принадлежит не судебному учреждению, какого бы высокого ранга оно ни было, а судебной коллегии (по малозначительным делам – единолично судье), которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры.

Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами – юридическими и физическими лицами, – в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей (коллегии). Правосознание, внутреннее убеждение, служившееся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела, имеет огромное значение при осуществлении судебной власти. Её реализация – приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску – представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах.

Деятельность суда призвана обеспечить господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых нет ни у законодательной, ни у исполнительной власти. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, отобрать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить своё решение и возместить лицу ущерб, причинённый незаконными действиями должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д. Это предполагает необходимость воспитывать в обществе уважение к праву, к суду. Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений – неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

В отличие от законодательной власти, которая теснейшим образом связана с политикой, в отличие от исполнительной власти, которая также участвует в политике и поддаётся политическому давлению со стороны партий, других объединений, при осуществлении судебной власти политическое давление, равно как и любое давление с целью повлиять на решение суда, должно быть исключено. На деле, однако, это не всегда бывает так, особенно в деятельности высших судебных органов, в том числе конституционных судов.

Положение ветви судебной власти в определённой степени противоречиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может принимать решения по осуществлению таких мер, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власти. С другой стороны, это сравнительно слабая власть, т.к. она не опирается ни на непосредственную поддержку избирателей, как власть законодательная, ни имеет своих силовых механизмов, как власть исполнительная. Сила судебной власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны государственных органов, граждан, их объединений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех странах. Оно воспитывается долго и существует прежде всего в государствах с длительными демократическими традициями, там, где укоренился принцип господства права.

Билет №9

1. Институт омбудсмена, его роль и значение.

(От швед. Ombudsman – представитель чьих-либо интересов) Должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законодательным актом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. Впервые должность омбудсмена была предусмотрена конституцией Швеции в 1809 году. В большинстве стран омбудсмен действует формально от имени парламента по инициативе обратившихся к нему физических или юридических лиц. Официальное наименование такого государственного контролёра различно: ZB., во Франции – посредник, в Великобритании, Новой Зеландии, Индии – парламентский комиссионер (уполномоченный). В некоторых странах имеется несколько омбудсменов, за каждым из них закреплена определённая сфера управления (в Швеции, ZB., – омбудсмен гражданский, военный и по делам потребителей). Омбудсмены избираются парламентом либо назначаются главой государства. Проверяя действия должностных лиц государственного аппарата, омбудсмен не вправе отменять их решения, но может давать соответствующие рекомендации. В большинстве стран контроль омбудсмена очень ограничен, он не распространяется на деятельность правительства, министров, внешнеполитических ведомств, полиции, муниципальных органов.

Виды:

- омбудсмен общей юрисдикции;

- омбудсмен в специальных областях (например, по делам подростков и молодежи).

В России аналогом этого института является уполномоченный по правам человека, в Испании – народный защитник.

Основное в этом институте то, что он независим от любых ветвей власти и политических партий. Всякое давление на омбудсмена – наказуемо, и даже уголовно. Но омбудсмен не располагает полномочиями выносить обязательные решения, он лишь может привлечь внимание суда, администрации.

2. Место и роль главы правительства.

К числу важнейшем черт правительственной власти относится ее централизация, которая находит свое выражение прежде всего в концентрации властных функций в руках её единоличного главы правительственной власти. Этот процесс происходит при всех формах правления. Парламентские республики и монархии Þ премьер-министр; Президентские республики Þ президент.

Порядок замещения поста в парламентарных республиках:

а) избрание в парламенте (ФРГ, Япония, Швеция);

б) назначение главой государства с последующим утверждением парламентом (нижней палатой).

Замещение поста премьер-министра почти всегда зависит от расстановки сил в парламенте.

Главе правительства принадлежит выработка основных направлений и общее руководство политикой.

Основные функции главы правительства.

Практически везде все основные полномочия по назначению министров полностью концентрируются в руках главы правительства. Он формирует правительство, нередко определяет компетенцию министров, руководит их деятельностью. Премьер-министр (президент) может определять структуру государственного аппарата не только на уровне кабинета. Одобрение премьер-министра Великобритании требуется при назначении высших чиновников министерств. Среди конституционных прерогатив Президента США – право назначать по совету и с согласия Сената всех гос. должностных лиц, о назначении которых иным путем ничего не говорится в конституции.