Смекни!
smekni.com

Введение в психоанализ. Социокультурный аспект, Соколов Э.В. (стр. 52 из 64)

Фрейд, рассматривая тревожность, имел в виду не объективную, а субъективную ее причину. Этой причиной он считал страх перед вытесненным влечением. Хорни отмечает, что поскольку система установок личности в общем соответствует системе культурных ценностей, то и причину тревожности нужно искать не в вытеснениях, а в культуре. Чем сложнее и динамичнее культура, в которой живет человек, чем больше он зависит от цивилизации - тем больше поводов для тревоги. Тревога - невыносима. Не умея понять ее причину, человек избавляется от нее путем вытеснения, то есть невротическим способом. Таких способов Хорни насчитывает четыре. Первый - рационализация. Тревога превращается в рациональный страх. "Я тревожусь потому, что возросла преступность, за своего ребенка, из-за того, что меня могут уволить и т. д. Приняв для себя некоторую очевидную причину тревожности человека - невротик становится упрямым, ригидным. Говорить ему, что его объяснение его тревоги - неубедительно - бесполезно.

Второй способ избежать тревожности - "взять себя в руки", подавить ее симптомы: страх, сердцебиение, дрожание рук. Но этот способ не радикален. Симптомы могут возобновиться, а пациент, обретя временное успокоение, отказывается от сознательной проработки своих комплексов.

Третий способ - наркотизация - иногда в буквальном смысле, иногда - путем "ухода в работу", сексуальную активность, с помощью мастурбации.

Четвертый способ заключается в избегании ситуаций, мыслей и чувств, которые могут возбудить тревожность. Например, человек прекращает заниматься альпинизмом, когда начинает чувствовать страх высоты. Это - радикальный способ и он наиболее часто рекомендуется психиатрами.

Основная мысль Хорни в этой связи состоит в том, что в современных условиях некоторый фон тревожности неизбежен и даже полезен. Поэтому нужно просто привыкнуть к нему. Чтобы не допустить чрезмерной тревожности, необходимо правильное воспитание. Если в детстве и юности окружение человека было надежным, его обычная тревожность не будет слишком высокой.

Именно отношение к детям, воспитание в семье и школе казалось во времена Хорни главной причиной невротической тревоги большинству психоаналитиков. Сегодня воспитание также оставляет желать лучшего. Но все-таки за последние пятьдесят-семьдесят лет отношение учителей и родителей к детям существенно изменилось в сторону большего демократизма, открытости, дружественности.

Хорни пишет, что базовая тревога воспроизводит у взрослого детские переживания. Взрослый, как и ребенок чувствует себя маленьким, незначительным, беспомощным. Родители не дают ему тепла, в котором он нуждается. Ребенок не чувствует, что он желанен для родителей. Если ребенку отказано в любви, то окружающая среда кажется ему пустой, ужасной, предательской. Именно этот - вполне обоснованный - страх, а не выдуманный страх кастрации, является, согласно Хорни, истинной причиной базовой тревожности.

В сегодняшнем мире тревожность во многом обоснована и вызвана объективными причинами - неустойчивостью экономического и политического положения. Поэтому естественно рекомендовать человеку активно участвовать в политике и экономической борьбе. Остается тревожность, обусловленная вытесненной враждебностью. Человек вытесняет враждебность к лицам или учреждениям, которые ему угрожают, поскольку не имеет сил с ними бороться. Но эта вытесненная враждебность возвращается к нему в виде тревоги. Таким образом, значительная часть людей, согласно Хорни, обречена стать невротиками. Невротическая личность - типична для нашего времени.

ј5. Типы потребностей общения и типы неврозов.

Во многих своих работах Хорни рассматривает проблемы межличностной коммуникации, то, что мы в России называем "общением", вкладывая в это понятие особый смысл. Общение - не только необходимость, но и свобода, не только норма, но и ценность, не только средство, но и цель. Значение общения как условия психического здоровья подчеркивал Адлер. Ценность общения для коллективного творчества и поддержания культуры - очевидна. Но складывается ощущение, что современная культура, система воспитания и образования не учат людей искусству общения, что многие люди не могут развиться до нормального здорового состояния именно из-за скудности или бессмысленности того типа общения, к которому они привыкли и на которое способны. Поэтому идея Хорни о тесной взаимосвязи симптоматики неврозов с типами общения, с установками по отношению к другим людям заслуживает самого серьезного внимания.

Хорни в своей психоаналитической практике столкнулась с неврозами, вызванными не подавлением сексуальных или агрессивных влечений, а неудовлетворенностью социальных потребностей - в эмоциональном контакте, поддержании престижа и т. п.

Пытаясь систематизировать социальные потребности общения, она делит их на три типа: направленные "к людям", "против людей" и "от людей". Различные культуры неодинаково относятся к этим потребностям, давая перевес то одной, то другой из них.

У каждой личности доминирует обычно один тип потребностей общения, благодаря чему все личностные проблемы приобретают специфическую окраску. Доминирующий тип потребностей определяет тип характера. Характеры отличаются друг от друга степенью открытости, контактности, конкурентности, агрессивности, замкнутости.

Естественно предположить, что удовлетворенность общением и польза от него - в смысле активизации развития, поддержания психического здоровья и равновесия связана с частотой, качеством и интенсивностью контактов с людьми. При этом даже сильно акцентуированные, предрасположенные к неврозу люди могут развиваться в сторону большего равновесия, чувствовать себя комфортно, когда имеют достаточный для них уровень и качество контактов. И, напротив, здоровые люди невротизируются, если их общение неудовлетворительно.

Любой тип характера имеет широкий спектр потребностей общения. Каждому человеку - в разной степени свойственны потребности в любовно-дружеских, конкурентных, властных отношениях, в самостоятельности и причастности к группе. Все эти потребности можно реализовать лишь взаимодействуя с другими людьми, выработав определенные навыки, благоприятный стиль общения.

И вот оказывается, что один человек удовлетворяет свои потребности общения сравнительно легко, чувствует себя здоровым и свободным, а другой должен вести постоянную борьбу из их удовлетворение и поэтому чувствует себя скованным и напряженным. Характером и обстоятельствами люди вынуждаются к уступчивости, доминированию или изоляции.

Тип невроза обусловлен усилением одного из элементов базового "тревожного фона" - враждебности, покинутости, неподконтрольности ситуации.

Если человек направлен преимущественно "к людям" ("уступчивый тип"), то для него характерно стремление присоединиться к более влиятельной личности. Свои агрессивные устремления он подавляет. Несмотря на уступчивость такой человек не способен любить людей.

Если доминирует направленность "против людей", мы имеем дело с "агрессивным типом". Для него характерно представление о жизни, как борьбе всех против всех. Другие для него - враги. Главная цель каждого, по его мнению, - победа и контроль над другими. Никому нельзя до конца доверять. В агрессивном человеке могут быть привязанности и симпатии. Но он рассматривает их как "слабости" и вытесняет.

Направленность "от людей" формирует тип "разобщенной" личности. Человек испытывает потребность в "эмоциональной дистанции". Близкий контакт вызывает у него тревогу. Чтобы быть независимым, он готов ограничить свои потребности, подавить чувства, воздержаться от оценок, которые могут вызвать спор.

Рассмотренные невротические симптомы служат средством разрешения "базового конфликта". Первые две направленности - "к людям" и "против людей" выражают стремление подавить определенные стороны личности и дать преимущество противоположным: уступчивому или агрессивному поведению. Третий тип поведения - уход - имеет целью подавить как уступчивость, так и агрессивность. Часто это - безуспешная попытка, ибо она не уничтожает потребности в общении.

Невротический конфликт "разрывает" человека, причем невротик слеп в отношении того, что с ним происходит. Если ему сказать об этом, он станет уклоняться от объяснений и даже терять интерес к разговору. Его силы уходит на то, чтобы отвергнуть конфликт и создать искусственную гармонию. С этой целью выстраиваются защитные механизмы. Среди них - попытка "затмить" часть конфликта и придать больший вес противоположной тенденции.

Другой механизм - создание идеализированного образа себя. Вместо того чтобы уходить от других, можно уйти от себя. Реальное "я" становится несущественным. На его место выдвигается вымышленное представление о себе: "я совсем не такое ничтожество, за которые вы меня принимаете. Посмотрите, какие у меня идеалы, какая душа! Были бы только условия..." и т. д.