Смекни!
smekni.com

Введение в психоанализ. Социокультурный аспект, Соколов Э.В. (стр. 53 из 64)

Под "идеализированным я" понимается ошибочное представление человека о себе. Человек верит, что он такой, каким себя придумал. Хорни приводит в пример карикатуру, на которой изображена полная, средних лет женщина, видящая себя в зеркале стройной и юной девушкой. За свое "идеализированное я" невротик цепляется всеми силами. Чем больше он стремится уподобиться своим идеалам, тем больше его разрыв с действительностью и тем сильнее подавляется его реальное "я". Таким образом, возникает почва для одного из самых распространенных в США неврозов.

Чем шире сфера свободы, выше идеалы культуры, тем больше число неудачников, которые их не достигают. Для них мир, общество, другие люди оказываются ответственными за их неудачи и просчеты. Поэтому они проникаются мстительным чувством. Хорни считает, что формирование идеализированного образа "я" - наиболее распространенный механизм невроза в Америке. Цель психоаналитической терапии в этом случае состоит в разрушении вымышленного образа, который сковывает человека, отгораживает его от мира и других людей. Одновременно терапевт старается нащупать основные черты реального "я", заставляет пациента вернуться к нему, придав ему моральную значимость.

Восстановление душевного здоровья должно идти по двум линиям. Первая - освобождение от тирании "идеализированного я", а вторая - самоанализ. Смена социальных ролей в семье, коллективе, общественной организации помогает приблизится к "реальному я". Терапия, по Хорни, не замыкается в стенах психоаналитического кабинета. Одна должна осуществляться в жизни самим пациентом, который, по совету врача, меняет профессию, образ жизни, перестраивает отношения с близкими людьми.

Уже отмечалось, что Фрейд считал репрессивность культуры главной причиной невротизма. Хорни полагает, что понятие "репрессии" не выражает сути дела. Культура действительно навязывает человеку некоторую идеализацию. Но это не означает сужения возможностей. Скорее наоборот. Идеализация культуры как источник невроза, есть плата за ее богатство и разнообразие, а значит и за богатство индивидуальной жизни. Культура виновата не в том, что жестока и деспотична, а в том, что слишком щедра и либеральна.

Конфликт создается, однако, не самой культурой, а неспособностью человека трезво оценить свои силы, сделать правильный выбор. Человек оказывается недостаточно развит, плохо оснащен интеллектуально и морально для того, чтобы стать вровень с культурой. В значительной степени он сам ответственен за свой невроз. Но ответственность лежит также на системе воспитания и образования, на массовой культуре с ее ложными стандартами счастья. Разрушение иллюзорного "я" Хорни считает главным условием освобождения от невроза.

Для Фрейда невроз есть возврат к низшему, досоциальному, инфантильному. Согласно Хорни, невротик не "падает вниз", а, скорее, "прыгает слишком высоко", где невозможно закрепиться. Он создает идеализированный образ себя, который невозможно реализовать. Но хочется спросить: а как же быть с идеальными стремлениями? Какая должна существовать дистанция между реальным обликом человека и его идеалом? Ясного ответа на эти вопросы мы у Хорни не находим. Она говорит лишь, что структура личности, сформированная на противостоянии идеального и реального "я" - принадлежит прошлому. У современного человека, с его плюрализмом ценностей, идеальное и реальное должны быть сближены. Идеал должен объединять, а не разъединять людей.

В соответствии со своей моделью социальных потребностей Хорни выделяет четыре распространенных невротических черты личности.

Первая - стремление завоевать любовь, одобрение других. Бессознательно человек руководствуется принципом: "Если вы любите меня, то вы не сделаете мне зла". Он любой ценой хочет заслужить одобрение, тратит массу усилий, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Чувствителен к малейшим признакам невнимания. Обижается, если его не пригласили туда, куда он, в сущности, и не хотел идти, не упомянули в каком-то выступлении. Невротическое недоверие, враждебность к миру проявляются здесь в том, что человек требует любви и внимания от других, но сам внутренне пуст, не способен излучать тепло. Он лишь притворяется любящим и внимательным. Постепенно усиливается противоречие: чем больше человек старается привлечь к себе симпатии окружающих, тем он менее приятен в общении и тем больше им пренебрегают. Таким образом, естественное, в принципе, желание заслужить похвалу, превращается в невротическую зависимость от одобрения или неодобрения других.

Вторая невротическая черта - стремление к власти. Здесь бессознательный мотив такой: "если я сильнее вас, вы не сможете мне навредить". Стремление к власти может быть связано и с осознаваемыми мотивами. Но у невротика оно вырастает на основе страха, беспокойства, чувства неполноценности. Будучи неуверен в себе, он боится, чтобы другие не заметили его неуверенности. Поэтому он хочет быть правым во всем, превосходить всех конкурентов. Он подчеркивает свое право руководить. Даже в группе друзей он пытается навязать свое решение. Сексуальные отношения служат для него средством самоутверждения.

Третья черта - невротический уход. Человек стремится быть независим от других. Проявляет подчеркнутое безразличие к оценкам его поступков. Его принцип: "Если для меня неважно мнение других, то они для меня не опасны". Четвертая черта - невротическая уступчивость. Чувство неуверенности заставляет принимать чужие мнения. Человек готов выполнить любую работу, принять любой совет, уступить внешнему давлению. Он вступает в любовную связь, если другой на этом настаивает, покупает ненужный товар, не имея силы отказать продавцу. Принцип уступчивого невротика: "если я подчиняюсь другим, уступаю им, они не будут мне вредить".

Базовый конфликт, непреходящее беспокойство, являются, согласно Хорни, причиной неустанных поисков, самосовершенствования, но при неблагоприятных условиях превращаются в невротический страх.

Универсальным культурным ответом на базовый конфликт может быть религия. Снимая с человека часть ответственности, примиряя его с судьбой, она открывает в образе Бога устойчивую, твердую реальность. Не видя, однако, возможности для возрождения религии в научно-индустриальном обществе, Хорни считает более вероятной ситуацию, когда каждый человек будет предан душой своему делу и сможет реализовать в нем свои способности. Однако американская культура далеко не всегда создает для этого условия. Она культивирует индивидуализм, эгоцентризм, формирует в личности "идеализированное я", на поддержание и выражение которого уходят жизненные силы, тогда как "реальное я" остается неразвитым.

ј6. Необходимость самоанализа и задачи психотерапии.

Осуждая американскую культуру, Хорни не считает ее исключением. Американская культура, в принципе, не лучше и не хуже других. Она лишь наиболее ярко обнажает противоречия, свойственные индустриально-техническому прогрессу.

В вопросе о взаимоотношениях человека и культуры Хорни занимает двойственную позицию. Она подчеркивает, что личность есть продукт культуры, но акцентирует при этом не столько ее здоровые, формирующие воздействия на человека, сколько патогенные, деформирующие влияния. Что же касается здоровых сил роста и развития, то они помещаются скорее внутри личности.

Создается впечатление, что эти здоровые сущностные силы даны человеку безотносительно к какой-либо культуре, которая вместо того, чтобы развивать, блокирует и деформирует их. Поэтому самое большое, что от культуры требуется, чтобы она не мешала нормальному росту личности. Этот нормальный рост понимается как прояснение и углубление чувств, развитие способностей, таланты, умения выражать себя, искренне относиться к другим людям. Хорни считает, что главное орудие нравственных и воспитательных усилий находится внутри личности. "Создай самого себя!" - вот ее основной девиз.

В отличие от Фрейда - прирожденного исследователя - Хорни вдохновляется моральными и терапевтическими задачами. Психоанализ для нее - прикладная наука и практическая психотерапия. Люди обращаются к психоаналитику потому, что чувствуют неспособность справиться с жизнью. Долг психоаналитика состоит в том, чтобы помочь им наладить отношения с другими. Психоанализ, по мнению Хорни, не может излечить болезни цивилизации, но способен прояснить некоторые противоречия, страхи, выявить уязвимые места психики.

Разрабатывая свои психотерапевтические методы, Хорни делает акцент не столько на внушении, сколько на интеллектуальном и моральном воздействии. Врач должен проникнуться интересом к личности больного. Ему нужно уметь чувствовать характер человека. Существуют ситуационные неврозы, но наиболее сложную проблему составляют "неврозы характера", обусловленные структурой психики больного. Чтобы понять причину невроза, нельзя упустить ни одной существенной детали в истории болезни. Работа врача напоминает работу сыщика. Пониманию сущности невроза предшествует толкование множества симптомов и ассоциаций. Врач не должен давать прямых рекомендаций, а работать с пациентом, преодолевая его сопротивление, обсуждая его возможные практические шаги в бытовой и профессиональной сфере. Нужно серьезно отнести к страхам больного, научить его с ними бороться. Помощь психоаналитика сравнима с дружеским участием.

Независимо от того, какой применяется способ (индивидуальный, групповой, самоанализ), цель лечения состоит в том, чтобы индивид становился менее эгоцентричным, более надежным в человеческих отношениях, чтобы укреплялась его вера в себя. Согласно Хорни, нет такого понятия, как завершенный анализ. Жизнь есть борьба, развитие и рост, а анализ есть лишь один из способов, который может помочь в этом процессе.