Смекни!
smekni.com

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России (стр. 19 из 40)

2. При Ельцине экономическое реформирование России значительно интенсифицировалось. Основными тенденциями стали — приватизация, акционирование, либерализация цен. В российскую экономику был допущен иностранный капитал. Была создана коммерческая система банковских организаций с функциями кредитования частной инициативы и инвестирования. Не отрицая объективной необходимости реформирования плановой экономической системы и внедрения рыночных механизмов в России в связи с тем, что прежняя система сковывала развитие производительных сил, китайские эксперты связывают неудачи России в переходе к рыночной экономике с ошибочно выбранным направлением и неадекватными методами осуществления этого перехода.

Во-первых, «приватизация была проведена практически без предварительной подготовки и потому повлекла за собой «колоссальные разрушительные последствия», так как государственная собственность передавалась в частные руки, в том числе иностранцам, почти без компенсации»[115]. В результате приватизация не дала государству существенных финансовых поступлений, поскольку госсобственность лишь по виду продавалась, а на самом деле раздаривалась людям, состоящим у власти или обладающим влиянием[116].

Во-вторых, либерализация цен вызвала рост инфляции, паралич инвестирования, спекулятивную лихорадку, лишение населения накоплений. Однако либерализация позволила предприятиям самим назначать цену на свой товар и продавать его на товарных биржах, самостоятельно распоряжаясь своей прибылью. Благодаря либерализации цен и эмансипации торговли начал формироваться конъюнктурный рынок товаров с рыночными ценами как результат баланса спроса и предложения.

К сожалению, в этот период в экономических планах руководства России, настроенного откровенно прозападнически, возобладали идеи «чикагской школы», с ее принципами «монетаризма», «концентрации капитала, ухода государства из экономики», что привело в торжеству «компрадорско — номенклатурного капитализма»[117].

С другой стороны, благодаря приватизации в стране появились первые собственники, люди с рыночным сознанием. Именно эти люди первыми стали осваивать новые либеральные ценности, которые ориентируются в основном на «узкофракционные интересы»[118]. Очевидно, что среди них должно было быть много молодежи, и значительно части первых собственников, было не более 30 лет. Как правило, это были люди с высшим образованием, — а значит, они непосредственно в ходе социальной практики вырабатывали новую систему ценностей, которая становилась предпочтительной для нового российского студенчества[119].

3. Третий этап начался с частичного пересмотра результатов приватизации и предотвращения власти олигархии. Уже потом был провозглашен принцип равноудаленности олигархов от власти (2000).

Экономические реформы 1998-2001 года с самого начала приобрели черты социальной направленности, и если перестроечный период реформирования можно определить как политический, а младореформаторский — как экономический, то реставрационные реформы являются социальными. С 1998 года реформы характеризуется повышенным вниманием к социально незащищенным слоям населения — пенсионерам, работникам бюджетной сферы, молодежи, студенчеству. Насущной задачей, поставленной перед правительством, стало приближение пенсии к прожиточному минимуму. Также до 13% был снижен подоходный налог[120]. Реставрационная составляющая этих реформ выражалась, прежде всего, в возрождении самого духа сильного государства, возвращения ему прежнего авторитета, укреплении «диктатуры закона» (В.В. Путин), в усилении механизмов государственной защиты социальных гарантий для малоимущих слоев населения.

в) Социальный план реформирования российского общества определяет смена идеологического диктата диктатом экономическим, — и если раньше идеологическое определяло экономическое, то сейчас экономическое бытие целиком определяет социальное сознание. Эти тенденции вызвали существенные трансформации как в коллективной психологии общества, так в психологии отдельных индивидов, за которыми стояли смена одной общественной парадигмы другой, а именно азиатской — европейской.

Понадобилось перестроить экономику страны радикально, чтобы понять, что рыночные отношения в чистом виде в России не вполне подходящие, что и сегодня в российском хозяйстве есть возможности нормального развития, но на своей исторической базе, возможно, общей экономической теории (исследующей экономическую подсистему как часть общественной системы), пришедшей в рамках евразийства к новому уровню интеграции.

Но, прежде всего, следует отметить, что проблемы России не являются только ее внутренними проблемами и возникли они не только по причине расхождения теории и практики советского общества. Они органически слиты с процессами, происходящими во всем мире. Они есть проявление общечеловеческого кризиса, обусловленного тотальным господством экономического детерминизма и группового эгоизма. К феноменам данного кризиса следует отнести истощение углеводородных ресурсов, вызванного колоссальным расходованием их в странах цивилизованного Запада, рост социальной напряженности в странах «третьего мира», обусловленного большой разностью экономических потенциалов и уровней жизни в странах «золотого миллиарда» и отсталыми странами, рост антиглобалистских настроений, мировые эпидемии (СПИД) и т.д[121].

Вследствие этого применяется насилие над теми сторонами общественной жизни, социальной системы в целом, которые не зависят от воли и желания людей и составляют ее объективную сторону. Именно таким волюнтаристским решением можно назвать ведение экономической системы России к рынку западного образца, в то время как она больше тяготеет к единству всех зарождавшихся когда-либо форм хозяйственной деятельности, основанных на многообразии форм собственности.

Россия, как страна, находящаяся между Европой и Азией, призвана соединить в себе на принципе равновесного состояния индивидуальное и коллективное, сознательное и стихийное, их образы жизни и хозяйствования. На такой основе она развивалась тысячелетия своей истории. Инструментом такого соединения должно стать сформировавшееся на протяжении всей истории «идеократическое государство»[122], которое в разные исторические периоды формировалось вокруг общественно значимой национальной идеи - сначала патриотизма, затем коммунизма. Сегодня такой целью российского государства может стать идея совершенствования и развития человека как существа разумного, способного объединить в рамках евразийства, являлось сторонами единого целого.

Помимо прочего, одним из направлений геополитического скачка России, становится критика «цивилизации заменителей», культ натуральных продуктов и естественных образцов. Миф новой натуральной экономики стнановится основой воссоздания мощного сибирского мифа русской культуры. Сибирский мог бы сыграть роль идейной основы для поворота России к союзу с Китаем. Экономика натуральных продуктов требует изобилия не только сырья, но и рабочих рук. На этой базе складывается экономический и геостратегический симбиоз России и Китая, в рамках которого эти страны дополняют друг друга[123], что подтвердила пекинская встреча на высшем уровне Президента РФ Б.Н. Ельцина и Председателя Госсовета Китая Чжана Цземиня в 1999 г.

II. Курс на реформирование или модернизацию был взят Китаем с 1978 года на 3-ем Пленуме КПК, которую возглавлял тогда Дэн Сяопин. а) С самого начала было решено сохранить социалистический строй, но совместить его с рыночной экономикой. Этот фантастический конгломерат был назван «социализмом с китайской спецификой»[124]. Факт социалистичности общественного развития Китая в годы реформ, возможно наиболее труден для оценки. Отказ от социализма в странах Восточной Европы, особенно на постсоветском пространстве, как бы повесил в воздухе стержневую для КНР концепцию строительства социализма с китайской спецификой. Обозначение фазы общественного развития, переживаемой Китаем, как начального этапа социализма, сняло вопрос об «идеологической» легитимности практически любых форм хозяйственного, показало, что в сфере экономики в КНР нет таких «священных социалистических коров, которые в принципе не могут быть принесены интересам развития производительных сил»[125]. Сегодня социалистичность Китая выступает, во-первых, определенной гарантией политической стабильности в стране на всем этапе рыночной трансформации; во-вторых, условием, и инструментом сильного государственного воздействия на экономические процессы, в-третьих, охраняя ориентиры преобразований и снижая социальную цену реформ.

Глубокие изменения, которые произошли в КНР за два десятилетия, можно разделить на три основных этапа развития хода реформ:

1. Первый период (конец 70-х — начало 80-х годов)

2. Второй период относится к концу 80-х — началу 90 –х годов.

3. Третий начинается примерно с середины 90-х годов.

1. Выдающаяся роль в организации и в проведении реформ в Китае принадлежит руководителю КПК товарищу Дэн Сяопину, который, будучи главным теоретиком и руководителем китайских реформ указывал: «В процессе реформ нужно всегда поддерживать два основных принципа: 1) главной частью является общественная собственность, 2) совместное обогащение» (перевод автора)[126]. Поддержка общественной собственности и является главной частью экономики. Остальные элементы собственности являются только дополнениями. 1) Общественная собственность является главной, основной частью. Как указал Дэн Сяопин: «Общественная собственность включает государственную и коллективную собственность. Сейчас это является основой китайской собственности. Но одновременно развитие частной и совместной собственности является полезным дополнением для социалистической экономики»[127]. Основными тенденциями китайской модернизации стало создание «многоукладной экономики при главенстве экономики общественной собственности и упрочение народной демократической диктатуры при руководящей роли партии»[128].