Смекни!
smekni.com

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России (стр. 22 из 40)

Сравнивая экономические реформы в России и КНР на их начальные этапах, китайские ученые констатировали, что «первая создает теорию, а затем педантично ей следует», тогда как вторая «учиться плавать, бросившись в реку»[147].

В политическом плане — если в России была подвергнута реформирования вся государственная и политическая система, то в Китае не было необходимости в столь радикальном реформировании[148] и ее реформирование производилось только с учетом требований объективной действительности.

В каждой сфере преобразования общественных систем России и Китая можно выделить ряд существенных факторов, чье многообразие оказывает влияние на динамику и определяет характер новых ценностей России и Китая. Среди политических реформ в России следует назвать процессы демократизации, признание принципа открытости, утверждения политических свобод. Среди экономических наиболее существенное влияние оказывают процессы приватизации и либерализации, которые обуславливают развитие у российского человека чувств собственника, хозяина, предприимчивости, призывают его к самостоятельности и индивидуализации. В сфере социальной такими факторами оказываются как бы отделение человека от государства, необходимость в основном полагаться на себя.

Политические реформы в Китае не в столь значительной мере, чем в России, оказывают влияние на динамику ценностных ориентации, прежде всего, потому, что изменения в политической сфере были не такими радикальными. Различие в диверсификационном влиянии на динамику ценностных ориентаций студенчества России и Китая сказывается на том, что, если российское студенчество оказалось сильно политизированным, то китайское студенчество сразу сосредоточилось на адаптации к новым экономическим условиям, что выразилось в большем стремлении к обретению новых экономических знаний, которые могли поспособствовать большему проникновению в суть экономических процессов.

Однако в экономике произошел ряд существенных трансформаций, который оказал заметное влияние на переоценку прежних ценностных ориентаций и на формирование новых, это — введение частной инициативы, интеграция в мировое хозяйство, и связанной с этим необходимости уметь конкурировать и соответствовать мировой конъюнктуре. Китайская экономика демонстрирует высокую мобильность, чутко реагируя на новейшие тенденции в рыночной конъюнктуре. Это качество — быть чутким к рыночной конъюнктуре — современный китаец приобрел за последние двадцать лет.

С позиций сегодняшнего дня «китайский путь» реформы выглядит предпочтительней российского варианта преобразований по таким компонентам, как тщательная теоретическая, институциональная, экспериментальная подготовка инноваций, более продуманная тактика перехода к рынку, внимание правительства к социально-экономическим вопросам.

Важным преимуществом китайского варианта преобразований является сохранение долгосрочных планов и целевых программ социально-экономического развития, наращивания объема используемых на инвестиционные цели сбережений населения.

В то же время Россия по ряду конкретных направлений сумела продвинуться дальше Китая — по темпам создания различных видов рынка, в развитии банковской системы, использовании таких рычагов макроэкономического контроля, как налоги, процентная ставка, валютный курс.

Процесс перехода к рынку и в Китае, и в России далек от завершения. Поэтому, сегодня было бы бессмысленным и преждевременно какую- либо из стран объявить «победителем». Да цель рыночной трансформации и не состоит в том, чтобы любой ценой придти к рынку раньше воображаемого соперника. Гораздо важнее просто придти к нему с минимальными потерями и максимальными приобретениями. Эта общая для обеих стран задача создает устойчивую основу для постоянного изучения в России и Китае взаимного опыта и уроков экономических реформ.

Основные итоги политических и экономических России в целом и общем можно свести к следующим позициям:

в политическом плане – авторитаризм либерального типа, недостаточная ясность в формулировании официальной идеологии, минимум кредита доверия к правительству. К тому же Россия вопреки всем ожидания, основывавшимся на перспективе вхождения в «общеевропейский дом», оказалась в стильной политической, экономической и культурной изоляции, превратившись по сути в страну — изгой, неудачницу мирового исторического процесса. В экономике — падение валового внутреннего продукта (с 1998 – рост и возврат на уровень 1988г.), недоверие к финансовой системе, минимальные иностранные инвестиции в экономику, слабая развитость среднего класса; в социальном плане — резкая поляризация общества на богатых и бедных с подавляющим преобладанием последних, региональная поляризация; в сфере культуры — заметное падение общественных вкусов, засилье дешевого голливудского продукта с преобладанием эротики, насилия, убийств на большом и малом экранах, вместе происходит возвращение к досоветской идеологии, во — многом утраченных за годы Советской власти.

Ключевые итоги политического и экономического реформирования Китая выразились в следующих позициях: в политическом отношении – просвещенный авторитаризм, наличие официальной идеологии, доверие правительству; в экономике — рост валового внутреннего продукта, доверие к финансовой системе, большие иностранные инвестиции в экономику; в социальной сфере — формирование среднего класса; отсутствие резкой поляризации между бедными и богатыми, но наличие региональная поляризация (приморские провинции – глубинка); в культуре — более интенсивная конвергенция традиционной и социалистической культур.

Общим элементом в перестройке ценностных ориентаций народа для России и Китая является смещение базы с коллективистских ценностных ориентаций в на индивидуалистские, но специфика преобразований в каждой стране определяет их иерархию.

2.1.2 Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентаций студенчества в России и КНР

Ценностные ориентации студенческой молодежи России и Китая за последнее время поверглись значительной трансформации в режиме противостояния традиции и инновации плюс в модусе возвращения к историческим ценностям, которые прикровенно правят духом народа на протяжении всего времени его существования и являются его неотъемлемой духовной собственностью. Вот почему так актуален гуманитарный анализ состояния общества, специально относящийся к состоянию её ценностной сферы и проблемам идентичности.

Особое внимание основным факторам, влияющим на изменение ценностных ориентаций студенчества России и Китая, уделялось А.С. Панариным, В.В. Ильиным в анализе структурных факторов[149], Л.П. Куксой, А.А. Булыгиной, В.В. Козловским в анализе политико — идеологических факторов[150], Н. И. Лапиным, А.А. Петровым в анализе экономических факторов[151], в анализе духовных факторов — В.М. Фигуровской, В.Э Гельбрасом [152] (Россия), и также для Китая в анализе структурных факторов — В.Я. Портяковым, М.Л. Титаренко[153], в анализе политико — идеологических факторов — А.В. Шитовым, Чжаном Фуцяном, Фень Луем[154], в анализе экономических факторов — О.Н. Борохом, Е.В. Спрогисом, Чжаном Сянго[155], в анализе духовных факторов — Б.Г. Дорониным, П.М. Кожиным, А.Е. Лукьяновым, М.Л. Титаренко[156] (Китай).

Всякая цивилизация создает определенные социальные и культурные образцы и идеалы. Для создания таких образцов и идеалов мало чистого профессионализма. Для того чтобы образец выполнял свое реальное назначение — чтобы ему следовали, он должен обладать ценностным статусом. Современная же цивилизация как раз и характеризуется дефицитом ценностей или ценностным вакуумом при избытке разнообразных видов информации. Это связано с тем, что между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами обществами наблюдается рассоглассованность[157], которая вызывается дисбалансом между двумя социальными инстанциями, каковыми являются информация как ресурса интеграции и энергия как ресурса идентификации.

Дело в том, что на переработку информации, которую в избытке производит западная цивилизация, в современном мире не хватает энергии, источником которой традиционно является восточная цивилизация. Именно благодаря информационному избытку западная цивилизация удерживает доминирование и могущество, а при этом энергия, черпавшаяся с Востока все больше и больше истощается. Поэтому основным фактором формирования новых ценностей становится принцип баланса между энергией и информацией[158].

Очевидно, что традиционные ценности нации — это энергийные ценности, и благоприобретаемые новые и новейшие ценности — это ценности информационного плана. Поэтому к структурным факторам динамики ценностных ориентаций студенчества России и Китая следует отнести принцип баланса между традиционной ценностной сеткой и ее инновационной модуляцией, искомого на оси «традиция — инновация». Наиболее значимым выражением этого баланса является синтез всего лучшего, что было в прошлом и того, что может быть взято из опыта развития современной цивилизации, упуская негативное и оптимально ассимилируя то лучшее, что продуцирует современное общество.

Политико-идеологический фактор. Главным политико-идеологическим фактором динамики ценностных ориентаций, выработанного в результате китайской реформы в области политике, стал принцип перехода «от главенства личности — к главенству закона». Движение политической реформы в КНР в этом направлении, «по всей видимости, свидетельствует об отказе руководства КНР от старой революционной риторики и старых командно-административных принципов управления государством, ставших нежизнеспособными в условиях построения основ рыночной экономики. Вместе с тем, речь идет о главенстве «социалистического» закона, что означает в частности, стремление руководства КНР сохранять руководящее положение и в новых экономических условиях»[159].