Смекни!
smekni.com

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России (стр. 27 из 40)

Вектор ценностных ориентаций конкретной общественной системы определяется радиусом горизонта социополитического поля, причем чем разряженней и дифференцированней поле социальной реальности, тем интенсивнее и точнее определенность конкретной ценностной ориентации. Иначе говоря, та или иная ценностная ориентация в традиционном обществе может иметь одно системное значение, а современном либеральном обществе новоевропейского типа совершенно другое.

Так, например, ценность направленности к свободе в обществе с традиционными ориентациями может рассматриваться как вседозволенность и анархия, и в тоже время в современном обществе — это совершенно нормальное право человека поступать в соответствии со своими волей и сознанием. Или же стремление к богатству для социалистической системы ценностей совершенно неприемлемо, а в либеральном обществе - это норма.

1. Ядро ценностей в российском обществе образуют три ценности: порядок в обществе, семья, человеческое общение — самые распространенные в России ценности[205]. В условиях жестоких экономических, социальных, политических, идеологических потрясений, произошедших за последние десятилетия в советской и постсоветской России, «наблюдается поразительная устойчивость ядра базовых ценностей россиян». По мнению Н.И. Лапина, эта устойчивость уберегла Россию от распада, от кровавых бунтов и иных катастроф.

И в то же время «в отличие от ядра и периферии средние слои ценностного сознания весьма подвижны. Один из них — своего рода интегрирующий балансир образуемый такими ценностями как жизнь, свобода, нравственность и т.д.[206]. Большая часть населения всегда ориентируется на традиционные ценности, и с трудом подвергается влияниям диверсификационных инноваций. К тому же не изменился состав ядра и периферия ценностного сознания, но в средних его слоях положение многих ценностей стало существенно иным. Прежде всего, отмечается «существование устойчивого интегрирующего ядра ценностного сознания, безусловно одобряемого, более чем 60% населения[207].

Ядро любой системы ценности во все времена составляют два основных понятия человеческой жизни трудовая деятельность, работа и семья. Работа — это главный институт человеческой идентификации и в бытийном плане, и в плане социально-историческом, и непосредственно в бытовом. Как говорил К. Маркс, «в труде человек познает себя». Семья — это основной институт человеческой интеграции, элементарная единица социентальной системы, как говорится, «ячейка общества». В семье человек с ранних лет приобретает первые опыты социализации и адаптации.

Далее эти первичные ценностные приоритеты распадаются, делятся и комбинируются, однако, принцип дифференциации системы ценностей на идентифицирующие и интегрирующие ценности сохраняется на все протяжении их формирования.

Подобно этому базовая система ценностных ориентаций студенчества, в чьи функции входит «воспроизводство символического капитала» (П. Бурдье), складывается из ценностей теоретической идентификации и практической интеграции. Первой соответствует воспроизводство фундаментального знания как основания культурно-исторической идентичности нации, а второй-воспроизводство специального знания как теоретической базы будущей профессии в качестве способа интеграции в социум.

Базовые ценностные ориентации российского студенчества всегда основывались на идеале счастливого общества и в царской России, и при социализме. Это был идеал общества, в котором все равны, отсутствует бедность, гарантированы все права.

Социалистическая система ценностей была отчасти укоренена в традиционную систему ценностей дореволюционной России, чья идеологическая доктрина в свою очередь, базировалась на триаде, сформулированной в 19-ом веке политическим и идеологическим деятелем царского правительства С. Уваровым «Самодержавие, православие, народность»[208]. В это триаде постулировались основные принципы российской государственности, которая включала: монархический принцип правления, моноцентричный принцип власти; основанную на христианских догматах православия идеологию, в основе которой лежала идея богоизбранности самодержца, «царя — батюшки», и исключительной роли России в христианском мире, единственной православной империи, после уже несуществовавших Римской и Византийской; народность как принцип, коллективизма и сплоченности народа вокруг власти российского императора и Церкви как претворенного Царствия Божия на Земле[209]. Традиционная экономическая система обуславливала определенный ряд негативных факторов: герметичность экономического роста; нерациональную структуру и разбалансированность народного хозяйства; низкая эффективность производства вследствие его экстенсивного развития; растущая дифференциация в развитии и доходах между городом и деревней; широкомасштабное разрушение среды обитания и прогрессирующее истощение природных ресурсов; доминирование аграрного сектора экономики.

Идеологические принципы царской России во многом были в конечном итоге адаптированы с советской идеологической системе в виде триады: советская власть как вертикально — интегрированная система, охватывающая всю территорию Советского Союза; коммунистическая идеология, утверждающая равенство всех, и постулирующая необходимость построения бесклассового коммунистического общества при руководящей роли КПСС; социалистичность, которая выражала принципы превалирования общества над государством, социальной коллективной интегрированности всего общества, вовлеченности всех членов общества в политическую и экономическую активность, демократичности и т.д.

Мы видим, что социалистическая политическая и идеологическая система много позаимствовала от системы царской России. В наше время эта триада выглядит так: президентская республика с федеративным устройством; конституционный либерализм; демократия.

В советские годы ценностные ориентации были укоренены в социалистическую систему ценностей. В.Т. Лисовский на основании исследований 60-х - 70-х годов заключает, что советскому студенчеству «была присуща целеустремленность, трудолюбие, самосовершенствование, жажда знаний, стремление принести пользу Родине»[210]. В основу советской системы ценностных ориентаций студенчества изначально был положен «коммунистический общественный идеал», который характеризовался как «бесклассовый общественной строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком»[211].

Система ценностных ориентаций советского студенчества базировалась на принципах проработки учения марксизма — ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс «показали, что общественные идеалы имеют материальное происхождение, … Люди, — заявляли они, — являются производителем своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствуют этапам развития бытия, вплоть до его отдаленных форм»[212]. В полном соответствии с этими принципами формировались ядро и периферия ценностных ориентаций студенчества.

Основу базовой системы ценностных ориентаций студенчества советской России составляли не «личностно-персоналистический» тип ценности, а ее «общественно — коллективистская» форма, поскольку «социалистической культуре общения противостоит трагическая по своему существу человеческая разобщенность — родовой признак буржуазного общества»[213]. Центральными для этой системы были ценности честности, порядочности, ответственности, взаимовыручки т.д.

Мир советского студенчества складывался из многих интересов и преференций — образовательных, культурных, социальных, спортивных. Большое значение уделялось различных формам самодеятельности, к которым относятся такие способы проведения досуга как КВН, студенческий театр, хор, камерные ансамбли, которые значительно поднимали культурный уровень советского студента и способствовали дальнейшему развитию его способностей. Известно, что из этих «первичных организаций» культуры и спорта вышли многие выдающиеся деятели культуры, искусства и спорта. Большое внимание в сфере ценностных ориентаций студентов уделялось занятиям спортом, физкультурой, туризмом, культурно-массовыми мероприятиями, призванных помимо расширения культурно-интеллектуального кругозора, развития способностей и укрепления здоровья, служить большему сплочению студенческого коллектива.

Все это многообразие форм и способов реализации ценностных ориентаций студенчества показывает, что при отсутствии политических и экономических ценностных ориентиров российского студенчество видело свой главный идеал в совершенствовании духовных, умственных, интеллектуальных, музыкальных, спортивных качеств, в гармонизации своей личности и ее развития. К сожалению, в настоящее время в погоне за экономическими и политическими целями и ценностями российский студент во многом утратил эту вот направленность к самосовершенствованию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отсутствие внешних экономических (богатство) и политических (власть) ориентиров, к тому же при отсутствии у большинства студентов семьи в силу возраста и работы в силу образовательной занятости, обуславливали направленность энергетических затрат студенчества к идеалам духовного и физического обогащения. Советское государство в своей Конституции первыми пунктами закрепляла основные права советского человека на труд, на отдых, на здравоохранение, на образование, что еще в большей степени стимулировало советское студенчество реализовать свой творческий потенциал.