Смекни!
smekni.com

Социология коммуникации (стр. 1 из 15)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Направление подготовки: 040200-Социология

Специальность 040201 - Социология

Формы обучения: очная, заочная

Конспект лекций по дисциплине

"Социология коммуникации"

Разработала: канд. полит. наук, доц. Маркеева М.Ю.

Рецензент: канд. полит. наук, доц. Маркина Н.Л.

Зав. кафедрой И.А. Батанина

Тула 2009 г.

Тематика лекций

Тема Объем часов
1 Основы теории массовой коммуникации 2
2 Типологии и классификации СМК. 2
3 Функции СМИ в политической системе и в обществе 2
4 Система отношений: СМК - рынок - государство - гражданское общество - человек. 2
5 Манипуляция: феномен, механизм, технология. 2
6 Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации. 2
7 Новые виды СМК и глобальные информационные потоки 2
Общий объем аудиторных часов 13

Лекция 1. Основы теории массовой коммуникации

План лекции

1.1 Подходы к трактовке роли массовой коммуникации в обществе.

1.2 Теории эффектов массовой коммуникации

1.3 Понятие коммуникации и политической коммуникации

Жизнь современных государств и политических систем сложно представить себе без развитой сети коммуникаций. Массовые коммуникации сегодня сложны и многогранны. Меняются аспекты их работы, меняется законодательство и технические параметры их функционирования. Методология изучения феномена массовой коммуникации развивается вслед за прогрессом объекта своего изучения. Сегодня изучение политической сферы невозможно без учета коммуникативных факторов, которые не только являются связующим звеном политической системы, но и выступают необходимым условием существования современной политики. В данном курсе мы будем изучать не только практические аспекты функционирования массовой коммуникации, но и методологию ее изучения.

Целью нашей первой лекции является определение основных подходов к трактовке роли массовой коммуникации в обществе, изучение теории эффектов массовой коммуникации, а также определение понятий коммуникации и политической коммуникации. Итогом лекции должно стать повторение основных моментов теории массовых коммуникаций, усвоение основных подходов и базовых определений массовой коммуникации.

1.1.В понятие политическая коммуникация следует включить "всю совокупность феноменов информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, связанных с конкретно-исторической деятельностью политических акторов по поводу власти, властно-управленческих отношений в обществе"[1]. При этом учитывается, что чаще политическая коммуникация строится на косвенном общении людей и осуществляется в современном обществе через каналы массовой коммуникации.

Поэтому массовая коммуникация рассматривается не просто как процесс обработки информации, ее передачи при помощи разнообразных технических средств, прессы, радио, телевидения, а также общения людей как членов "массы", а как институционализированное производство и распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации[2]. СМИ выступают не только посредником в процессе политической коммуникации в системе "власть-общество", но и становятся самостоятельными участниками, особой составляющей процесса политической коммуникации.

В основе институционального подхода лежит понимание СМИ как института и канала политической коммуникации, иначе говоря, медиатора (отсюда и англоязычное название средств массовой информации - mass-media, что можно трактовать как "массовые посредники"). При этом собственно СМИ входят в более широкую систему средств массовой коммуникации, охватывающую также средства производства информации и связи. СМИ выступают как совокупность институтов сбора, анализа, подготовки к распространению тех или иных сведений, а также технических средств по приему, кодированию и декодированию сигналов, мультиплицированию и направлению сведений по коммуникационным каналам.

Неоинституциональный подход обращает внимание на соотношение эффективности и выживания политической системы, СМИ здесь рассматриваются как институт, который способен формировать и усиливать политические процессы, осуществлять коммуникацию в любом направлении. При этом совокупный интерес трех сторон (власти, общества и самих СМИ) предусматривает эффективную работу института СМИ. Одним из первых данную тактику к анализу СМИ применил М. де Флюэр. Он исследовал возможности СМИ по поддержанию общественной системы в равновесии через отношения между содержанием продукции СМИ и вкусами аудитории. При этом СМИ рассматривались как автономная система, состоящая из совокупности подсистем, "вписанных" в некоторую внешнюю систему.

В рамках данного подхода немецкий теоретик Н. Луман также рассматривал СМИ в качестве саморегулирующейся системы, которая должна постоянно откликаться и реагировать на потребности внешней среды, и при этом воспроизводить саму себя. Он считал, что публика является своеобразной "окружающей средой", необходимой для функционирования СМИ, и называл СМИ стабилизирующим механизмом общества, который возник в результате процесса функциональной дифференциации и действует на постоянной основе.

Бихевиоралистский подход позволяет делать акцент в исследовании деятельности СМИ на личности зрителя, изучать сознательные и бессознательные структуры, процессы влияния и воздействия масс-медиа на поведение аудитории. В качестве стимулов здесь рассматриваются сообщения СМИ, на которые должна поступить непосредственная реакция аудитории. Иначе говоря, человек усваивает модели поведения, окружающих, имитируя их действия. Таким образом, СМИ становятся источником научения.

В рамках бихевиоралистского подхода обратим внимание на теорию культивированияДж. Гербнера, который исследовал, как многократное воздействие СМИ (в первую очередь, телевидения) на протяжении продолжительного времени меняет представление граждан о мире и политической реальности. Одним из основных положений теории культивирования является унификация, направление различных взглядов людей в единое русло посредством процесса конструирования, когда зрители узнают "факты" о реальном мире, наблюдая мир, созданный на телеэкране[3].

Дж. Гербнер утверждал, что зрители, уделяющие больше внимания просмотру, реже стоят на крайне либеральных или крайне консервативных позициях, тогда как политические взгляды иных зрителей охватывают весь идеологический спектр. Унификация возвращает людей, отклоняющихся в ту или иную сторону, в некое среднее положение.

Структурно-функциональный подход, как один из ведущих подходов к изучению СМИ, рассматривает проблемы организации и функционирования СМИ и трактует СМИ как самоуправляющуюся и самокорректирующуюся подсистему, действующую в конкретных политических условиях. В рамках этой традиции проводили свои исследования такие известные авторы, как Р. Мертон, П. Лазарсфельд и Г. Лассвелл[4]. Согласно этому подходу, СМИ, участвуя в политической коммуникации, должны поддерживать целостность и стабильность развития социума, так как в политической системе коммуникативные отношения выступают в качестве связующего процесса, обеспечивающего взаимодействие и интеграцию всех уровней и сегментов системы и выполнение ею всех основных функций. Таким образом, формируется сеть коммуникаций, своеобразная соединительная ткань, придающая политической системе антиэнтропийные свойства и наделяющая ее свойством самоорганизации и саморазвития.

Исследователь описывает на теоретическом и эмпирическом уровнях виды деятельности СМИ в контексте других составляющих социальной системы.

Культурологический подход. При его анализе следует отметить критическую теорию изучения СМИ (М. Хоркхаймер, Т. Адорно и Г. Маркузе), в которой связаны воедино особенности "индустриального" производства продукции массовой культуры, специфика содержания текстов СМИ, восприятие материалов массовой культуры аудиторией и возникающие при этом социальные последствия. К примеру, из работ О. Тофлера, Г. Шиллера и С. Хантингтона следует, что потоки информации, в зависимости от их идеологических и ментальных составляющих, оказывают при непропорциональном распределении дестабилизирующее воздействие на институты государственности от потери самоидентификации нации до утраты суверенности и распада государственного образования.

Концепция культурного империализма, продиктованная процессом глобализации. Культурная экспансия проявляется тогда, когда в СМИ один набор ценностей преобладает и ставится выше других, что может приводить к возникновению национальных комплексов. Синкретический язык телевидения, синтез текста аудио - и видео-модальностей, является языком подсознания человека. Впечатления становятся ментальным опытом. Например, сегодня население всего мира проводит время в созерцании быта обеспеченных людей преимущественно стран Запада. Таким образом, культивирование на телеэкране индивидуализма, стремления повысить материальное благосостояние оказывает определенное политическое влияние и может искажать формирование патриотических чувств[5].

Как следствие, в рамках данного подхода можно выделить наличие нормативных концепций, автором одной из которых является У. Шрамм, впервые поставивший вопрос о социальной ответственности за деятельность массовых коммуникаций. Он описал нужно консолидироваться и предпринять необходимые шаги к тому, чтобы отличать интересы страны от интересов отдельных личностей, и принимать на себя нужные обязанности и ограничения.