Смекни!
smekni.com

Рынок труда среагировал на мировой финансовый кризис (стр. 14 из 17)

Соотношение спроса и предложения на кадровом рынке привело к тому, что стали изменяться требования и притязания его участников. По подсчетам специалистов ООО «Агентство ПРОФИ», в Кемеровской области уровень предлагаемых заработных плат по новым вакансиям уменьшился в среднем от 15% до 45% в зависимости от позиции. По данным агентства «Альтернатива», сокращение предлагаемой величины оплаты труда в регионе составило в среднем 10%, по отдельным компаниям и 30%. Причем в основном снижение зарплат происходит за счет уменьшения бонусных частей или премий. Также компании пересматривают структуру дополнительных льгот: отказываются от оплаты мобильной связи сотрудникам, от компенсации за использование личного автомобиля, перестают предоставлять абонементы в спортивные залы / бассейны, отказываются от программ добровольного медицинского страхования и т.п. Заметим, по результатам исследования ситуации на кадровом рынке Кемерова и Новокузнецка, которое организовал кадровый холдинг «АНКОР», в 33-35% организаций двух крупнейших городов Кузбасса за период октября 2008 г. по февраль 2009 г. были отменены все или часть льгот для сотрудников. По оценке Натальи Михайловской, велика вероятность того, что уровень заработных плат на кузбасском рынке уже в ближайшее время вернется к показателям начала 2008 г.

Предложений от работодателей сейчас больше всего в сегменте «продажи» и «сфера услуг», традиционно открыты вакансии на специалистов, способных «подправить финансовое положение предприятия». Вакансии появляются, главным образом, в компаниях малого и среднего бизнеса, у которого теперь есть возможность привлекать квалифицированный персонал за адекватные деньги. Темпы роста оплаты труда в России (и Кемеровская область, не исключение), которые стали быстро расти, обгоняя производительность и отрываясь от реального вклада работника в деятельность организации, Ассоциация консультантов по подбору персонала и компания «Кадровый надзор» обозначают в качестве одного из источников разразившегося на кадровом рынке кризиса. «В мае-августе 2008 г. дефицит персонала перешел в новое качество, став вместе с галопирующим ростом зарплаты не только количественным, но и качественным явлением, непосильной для многих коммерческих структур финансовой нагрузкой, связанной с обеспечением персоналом, —отмечается в отчете по итогам совместного исследования, проведенного данными организациями. – Бизнес-проекты один за другим переставали быть рентабельными. Росло количество предприятий, которые взялись за реструктуризацию бизнес-процессов и оптимизацию штатов».

В настоящее время это приводит, напри­мер, к тому, что нередко работодатели стара­ются специалистов обслуживающего направле­ния (реклама, маркетинг, управление персона­лом, информационные технологии) либо привлекать под выполнение каких-то конкрет­ных проектов, либо использовать в качестве консультантов. «Раздувать штаты, как это было весной или летом прошлого года, компании сейчас не могут себе позволить, — рассказы­вает Наталья Михайловская («Агентство ПРО­ФИ»), — однако они заинтересованы в знани­ях и опыте данных специалистов. Поэтому им предлагают временные работы «за штатом», иные формы взаимодействия». В свою очередь квалифицированные специалисты – как поте­рявшие работу, так и попавшие в ситуацию сокращенной рабочей недели на своем пред­приятии –начинают проявлять заметный инте­рес к вакансиям по совместительству и со сво­бодным графиком. Еще одна тенденция, кото­рая отмечена на кузбасском кадровом рынке, — рост популярности «полифункциональных» специалистов. «Работодатели пытаются в целях экономии совмещать в одном специалисте функциональные обязанности нескольких со­трудников, — поясняет директор «Кадрового агентства «Абрис» (Новокузнецк) Наталья Швалёва. — В результате к нам в агентство поступают заказы на сотрудников — «секре­тарь-референт, инспектор отдела кадров» или «инспектор отдела кадров, экономист по тру­ду и заработной плате».

Ощущая большое количество высвобо­дившегося персонала на рынке труда, работода­тели значительно ужесточили требования к ло­яльности сотрудников и соблюдению ими трудо­вой дисциплины, а также критерии отбора на вакансии. «Если раньше можно было взять спе­циалиста «на вырост», то теперь предпочтения отдают уже готовым специалистам, — говорит Ирина Лучшева («Альтернатива»). – Есть, конеч­но, компании, которые и по сей день готовы брать людей с незначительным опытом работы, но ис­ключительно из соображений экономии, предлагая таким кандидатам достаточно низкую оплату труда».

По мнению представителей кадровых агентств региона, соискатели пока не в полной мере осознают те процессы, что происходят на рынке труда, в частности, в Кемеровской области. Только по истечении двух-трех месяцев безрезультатного поиска работы они готовы поступаться зарплатными и карьерными амбициями, задумываются о повышении своего уровня профессионализма, чтобы оставаться конкурентоспособными. Наталья Швалёва приводит пример, который иллюстрирует, как происходила смена настроений соискателей на рынке труда региона за последние несколько месяцев. В середине прошлого года в агентство «Ирбис» обратился специалист, переехавший из Кемерова в Новокузнецк. В августе соискатель претендовал на должность с заработной платой в 60 тысяч рублей. В октябре его пожелания сократились до 30 тысяч рублей. В декабре он был согласен уже на любую работу. «С изменившимися притязаниями соискателей, в том числе и высококвалифицированных специалистов / управленцев, мы сталкиваемся ежедневно, - подтверждает Ирина Лучшева. В основном специалисты соглашаются на более скромный социальный пакет и меньшую зарплату. Те кандидаты, которые еще полгода назад не видели смысла общаться по вакансии с зарплатой ниже 60-80 тысяч рублей, сегодня проявляют интерес к позициям с заявленной зарплатой в 40-45 тысяч рублей. Только в третью очередь специалисты готовы на понижение в должности. Происходит это, как правило, по причине того, что вакансий их уровня на рынке крайне мало, и в ближайшее время не предвидится. А большинство соискателей имеют кредитные обязательства, поэтому готовы рассматривать позиции значительно ниже при условии, если доход будет адекватен их минимальным потребностям (выплата кредитов, прожиточный минимум семьи)». По словам Натальи Швалёвой, нередко ей приходится сталкиваться с тем, что соискатели оказываются в буквальном смысле в состоянии отчаяния. Особенно это касается высококвалифицированных специалистов, которые были уволены или до кризиса, или в период кризиса с достаточно высоких постов. По мнению директора «Кадрового агентства «Абрис», если такие люди и говорят о согласии работать чуть ли не охранниками или менеджерами по продажам, то это все-таки самообман.

В такой ситуации специалисты, которые сегодня имеют работу, не склонны искать лучшей доли на стороне. Желание сменить место жительства для того, что найти новую работу, в большинстве случаев на данный момент перекрывается желанием сохранить за собой уже имеющееся место работы. Однако те, которые вынужденно оказались в состоянии поиска, становятся сейчас более мобильными. «Если предлагается хорошее место работы с адекватной зарплатой, с интересными проектами, то специалисты готовы переезжать как из других регионов в Кемеровскую область, так и из Кузбасса в другие территории, – утверждает Наталья Михайловская. – Кроме того, стоит отметить, что сегодня на вакансии, связанные с организацией рабочего места где-то в пригороде, которые еще весной-летом прошлого года было достаточно тяжело закрыть, люди реагируют адекватно. То есть для них теперь нормально, что до своего рабочего места им придется ежедневно добираться в течение двух часов на машине в один конец, или что домой они будут приезжать только на выходные». Директор красноярского филиала HeadHunter Наталья Середа полагает, что нынешняя экономическая ситуации стимулирует миграцию специалистов: уже сейчас многие готовы рассматривать предложения с переездом в другой регион. «Определенные передвижения будут, но оценивать масштаб миграций достаточно сложно, – предупреждает она. – Например, уровень заработных плат в некоторых регионах значительно отличается, и один этот фактор будет для многих определяющим при принятии решения о переезде» [5].

3.2 Антикризисные меры на кузбасском рынке труда

Начиная с октября 2008 г. ры­нок труда, в том числе в Кузбассе, претерпева­ет кардинальные изменения: «рынок соискате­ля» трансформируется в «рынок работодателя» [2]. И, по мнению участников кадрового рынка, в буду­щем это положительно скажется на его развитии. Поскольку нынешняя ситуация более есте­ственная для рынка труда, чем докризисная.

Вместе с тем, кризисные явления напря­мую повлияли на финансовые показатели рекрутинговых компаний. «Работы стало больше, а денег — меньше», — признает Наталья Ми­хайловская. Дело в том, что основной доход HR-агентств складывается из гонораров за подбор специалистов, которые выплачивают компании-работодатели. По словам Ирины Лучшевой, с началом кризиса большая часть предприятий отказалась от услуг рекрутинговых агентств: «Кто-то просто занял выжидательную позицию и ввел мораторий на подбор персонала. Кто-то начал активную политику оптимизации числен­ности персонала, преимущественно за счет со­кращений. Новые проекты были заморожены, остановлен и подбор персонала для них. Ком­паниями был значительно уменьшен бюджет на работу с агентствами, при большом количестве высвободившегося персонала многие рассчи­тывают закрывать вакансии своими силами». Эксперты не ожидают дальнейшего роста рын­ка рекрутинговых услуг в Кузбассе в ближайшие годы — «будет происходить исключительно трансформация». Речь идет о возможном сокра­щении количества кадровых агентств в регио­не. Поданным ООО «Агентство ПРОФИ», до не­давнего времени в области насчитывалось по­рядка 70 частных HR-агентств, из них немногим более 60 были сосредоточены в Кемерове и Новокузнецке. Сколько из них активно действуют в настоящее время? Сами участники рынка сказать затрудняются. При этом точно извест­но, что многие рекрутинговые агентства пере­квалифицировались в агентства по трудоуст­ройству и стали оказывать платные услуги со­искателям. Например, количество платных заказов от работодателей у «Кадрового агент­ства «Абрис» с момента начала кризиса сни­зилось в 25 раз. «В итоге, если раньше мы за­нимались подбором персонала по заказу ра­ботодателей, то сегодня оказываем платные услуги по поиску работы для соискателей, — говорит в беседе с корреспондентом журнала «Деловой Кузбасс» директор агентства Наталья Швалёва. — И подобным же образом переори­ентировались практически все рекрутинговые агентства Новокузнецка». В ряде регионов от­мечена тенденция укрупнения агентств за счет объединения нескольких, в Кемеровской об­ласти пока такого не наблюдается. Представи­тели кадровых агентств уверены, что их бизнес, возникший в США в период великой депрес­сии, выживет и а этот кризис, конечно, несколь­ко преобразившись, но вновь укрепившись в роли компенсатора спроса и предложения на рынке труда. Тем более, что работа — всегда востребованный товар.