Смекни!
smekni.com

Договор простого товарищества (стр. 2 из 13)

Общность обладания, которая крылась в товариществе, не получила, впрочем, никакого юридического определения. Взаимные отношения товарищей определялись всецело началами договорного права; право не знало «товарищества» как объединенного целого, имело дело с отдельными товарищами в их взаимных отношениях. Товарищество устанавливалось и прекращалось по взаимному соглашению его членов; взаимным обязательствам их приписывался строго личный характер, и потому они не передавались по наследству, так что со смертью одного из членов уничтожалось все товарищество. Кроме того, каждому из них предоставлялось при жизни выйти из его состава (renuntiatio) и тем прекратить самое его существование, но, разумеется, такой выход не был вполне произволен и допускался лишь при соблюдении известных условий (renuntiatio не должна клониться к прямому ущербу прочих членов, должна быть заявлена своевременно, не в отсутствие товарищей). Все в товариществе предпринималось по единогласному решению товарищей, причем отдельный товарищ не мог уклониться от признания того, что хотя и не было договорено открыто, но соответствовало цели товарищества. Имущество товарищей рассматривалось как общее их достояние, состоящее в их собственности (condominium) или в общем пользовании; все прибыли и убытки делились между товарищами по разным или иным долям, как было условлено в договоре. Одним словом, юридически товарищество представлялось просто как комбинация известного рода индивидуальных прав и обязанностей из области личного обладания, и, по-видимому, юридическое творчество не могло идти далее, пока оно ограничивалось такими формами имущественного общения, которые порождались исключительно личными интересами. Интересы совершенно иного рода побудили юриспруденцию внести в гражданское право новое понятие, в котором общее обладание получило открытое признание как гражданская форма. Это было понятие фиктивного или юридического лица; оно, как увидим, возникло в судебной практике городских общин и развилось в практике коллегий (корпораций,)[5].

Различные виды договора товарищества пронизывают всю историю гражданского права. Исследуемый договор получает развитие с распространением торговли, производства, становлением рынка и рыночных отношений. Так, с развитием капитализма договор товарищества постепенно получил широкое распространение не только в странах континентальной Европы, где в основном использовалось римское гражданское право, но и в странах общего права.

Например, во Франции объединения с общей экономической целью могут быть образованы двумя или несколькими физическими или юридическими лицами для осуществления любых мероприятий, содействующих облегчению или развитию экономической деятельности членов объединения, улучшению или росту результатов этой деятельности (ст. 1 Ордонанса).

Форма объединения с обшей экономической целью, отмечается в преамбуле Ордонанса, может быть использована для создания несколькими предприятиями совместных служб, в частности: экспортных и импортных контор, рекламных бюро, научно-исследовательских институтов и т. п. Учреждение во Франции объединений с общей экономической целью призвано содействовать перестройке структуры ее хозяйства, где до недавнего времени преобладали мелкие и средние предприятия. Повышение рентабельности производства, создание компаний, которые могли бы конкурировать с иностранными фирмами в масштабах «Общего рынка» — таковы главные задачи, стоящие перед французским буржуазным государством[6].

1.2 История становления договора простого товарищества в русском праве

Русскому гражданскому праву «древний аналог» договора простого товарищества договор известен еще со средних веков. Так, с XIII века на Руси существует складничество как форма объединения людей на основе соглашения, заключенного в целях совместного ведения сельского хозяйства, торговли или промысла. Участники договора выступали как единое торговое предприятие, которое, однако, не являлось субъектом права. Купцы-складники заменяли друг друга в поездках и несли имущественную ответственность за вверенный им чужой товар. Полученный доход они делили из расчета внесенных каждым паев или товаров. Соглашение могло распространяться на одну поездку или заключаться на длительный срок.

В России люди давно поняли, что объединенными усилиями можно добиться многого. Так, с незапамятных времен известен обычай (помочь), согласно которому сельская община "всем миром" бесплатно строила дом одному из жителей деревни. С XIII в. на Руси существует складничество как форма объединения людей на основе соглашения, заключенного в целях совместного ведения сельского хозяйства, торговли или промысла. Участники договора выступали как единое торговое предприятие, которое, однако, не являлось субъектом права. Купцы-складники заменяли друг друга в поездках и несли имущественную ответственность за вверенный им чужой товар. Полученный доход они делили из расчета внесенных каждым паев или товаров. Соглашение могло распространяться на одну поездку или заключаться на длительный срок[7].

С развитием в России торговых отношений, договор простого товарищества приобретает не просто широкое применение на практики, но и законодательное урегулирование.

Манифест императора Александра I от 1 января 1807 г. "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий" рекомендовал производить торговлю путем образования купеческих товариществ (полного, на вере и по участкам) с правами юридического лица. В начале XIX в. промышленные и торговые товарищества получили широкое распространение.

Со временем российская правовая наука и судебная практика стали различать два вида товарищеских договоров: договор простого товарищества без образования юридического лица и договор о создании товарищества в качестве юридического лица (учредительный договор). Договорами простого товарищества признавались соглашения о постройке сообща дома и пользовании доходами с него поровну; о производстве кирпича на совместно построенном заводе; об уборке сообща урожаев, принадлежащих каждому из участников; о совместном приобретении леса на сруб и т.п. Товарищи обязывались друг перед другом объединить свои средства, усилия и согласованно действовать для достижения поставленной цели, чаще всего коммерческого характера. Они совершали сделки в общих интересах и выступали заодно перед третьими лицами. Однако заключенный партнерами товарищеский договор не приводил к возникновению нового субъекта права. Поэтому в отличие от полных, коммандитных и паевых (по участкам) товариществ, которые являлись юридическими лицами, такое соглашение называлось простым товариществом[8].

В проекте Гражданского уложения договором товарищества называлось соглашение, по которому несколько лиц обязуются друг перед другом совместно участвовать имущественными вкладами или личным трудом в торговом, промышленном либо ином предприятии, направленном к получению прибыли (ст.680). Товарищество признавалось простым, если товарищи участвовали в прибылях и убытках по всем сделкам, относящимся к общему предприятию и заключенным кем-либо из товарищей, но перед третьими лицами каждый товарищ отвечал лишь в силу заключенного им с этими лицами договора (ст.681). Таким образом, предполагалось, что участники простого товарищества осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, причем участие товарища в общем деле могло ограничиваться только внесением денежного вклада.

Синайский В.И. в своём труде «Русское гражданское право» отмечает что, осуществляя свои цели в гражданском обороте, лицо (физическое или юридическое) вступает в самые различные договоры и чаще всего, конечно, в вышеизложенные типичные договоры. Но отдельных усилий лица, в особенности физического, далеко не всегда достаточно для достижения намеченных им целей; не всегда к тому же лицо располагает и большими средствами, необходимыми для дела. Вот почему отдельные лица (безразлично, физические или юридические) стремятся действовать сообща, соединяя в той или другой комбинации свои средства и свои силы.