Смекни!
smekni.com

Договор простого товарищества (стр. 5 из 13)

Участниками простого товарищества, не связанного с предпринимательской деятельностью, могут выступать любые физические и юридические лица.

Требование закона о специальной правоспособности субъекта или необходимости получить разрешение (лицензию) для осуществления определенных видов деятельности касается только тех участников простого товарищества, которые фактически будут заниматься данным видом лицензируемой деятельности.

Например, следует признать договором простого товарищества соглашение, которое заключили два товарища в сезон охоты. Один из них был охотником, имел право на обладание охотничьим ружьем и получил лицензию на отстрел дичи, а другой, не имея оружия и лицензии, только предоставил деньги на покупку патронов и прочего имущества, необходимого для охоты. Оба товарища преследовали общую цель - получение прибыли за счет реализации мяса добытой на охоте дичи, причем договорились, что в случае неудачной охоты все затраты на ее организацию и проведение делятся между ними пополам. Очевидно, что при изложенных обстоятельствах отсутствие у одного из участников охотничьего билета и лицензии на отстрел дичи не может влиять на действительность заключенного договора.

Процедура заключения договора простого товарищества подчиняется общим нормам закона о заключении договоров. Особую специфику имеет порядок заключения договора простого товарищества с участием трех и более лиц. В этом случае оферта должна быть доведена до каждого отдельного участника и акцептована им.

Форма договора простого товарищества должна соответствовать общим требованиям законодательства о форме сделок (ст.159 - 165 ГК РФ).

В некоторых случаях законодатель устанавливает требование о регистрации простого товарищества как договорного объединения лиц. Например, подлежит регистрации финансово-промышленная группа. Несоблюдение требований о такой регистрации не влечет за собой недействительности договора, поскольку государственная регистрация финансово-промышленной группы не является актом государственной регистрации сделки[16].

Вместе с тем, если в качестве вклада в общее дело один из участников передает долю (доли) в праве собственности на недвижимое имущество или право пользования им, то форма договора, содержащего такое условие, должна подчиняться общим правилам о форме сделок с недвижимым имуществом и их государственной регистрации (ст.550, 551, 558, 609, 651 ГК РФ).

Для договора простого товарищества характерны определенные особенности:

Во-первых, договор простого товарищества не служит для оформления какой-либо одной сделки (как, например, договор займа заключается, чтобы оформить отношения по конкретному заемному обязательству), а является основанием для того, чтобы стороны договора могли вступать в отношения с третьими лицами и (или) в процессе осуществления совместной деятельности заключать другие гражданско-правовые договора, как с третьими лицами, так и между собой.

Простому товариществу всегда присущ длительный период отношений (срок такого договора чаще всего определяется не периодом времени, а осуществлением определенной деятельности).

Во-вторых, договор простого товарищества может быть многосторонним.

В-третьих, интересы сторон по данному договору совпадают (тогда как интересы сторон, например, по договору купли-продажи являются противоположными - продавец желает продать имущество, а покупатель - купить).

В-четвертых, договор простого товарищества носит личностно-доверительный характер. Это проявляется в том, что отношения сторон в процессе совместной деятельности во многом строятся на доверии товарищей друг к другу. Выход одной из сторон, как правило, влечет прекращение договора простого товарищества.

Договор простого товарищества может заключаться:

1) на определенный срок;

2) бессрочно;

3) под отменительным условием (когда стороны поставили условие прекращения прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, причем неизвестно, наступит оно или нет).

Например, договор заключается до завершения строительства какого-либо объекта.

Наступление такого условия является основанием для расторжения договора сторонами простого товарищества, но во всех остальных вопросах такой вариант является частным случаем бессрочного договора, поскольку в соответствии со статьей 190 ГК РФ срок может определяться:

календарной датой;

истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, неделями, днями или часами;

указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (а отменительное условие не предполагает неизбежности такого события ).

Глава 55 ГК РФ, регулирующая применение договора простого товарищества, не содержит положений о форме такого договора, поэтому при решении этого вопроса необходимо руководствоваться общими нормами ГК РФ о форме сделки и договора.

По общему правилу сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны заключаться в простой письменной форме (подпункт 1 пункта 1 статьи 161 ГК РФ).

Исключением из этого правила являются случаи, когда в соответствии с законом или соглашением сторон сделка может быть совершена устно (пункт 1 статьи 159 ГК РФ).

О возможности принятия такого решения по соглашению сторон необходимо сказать следующее.

Нормы, касающиеся порядка осуществления совместной деятельности (режим собственности, распределение прибыли и убытков и так далее), в большинстве своем являются диспозитивными (то есть могут быть изменены соглашением сторон) либо вообще предполагают договорное регулирование.

Отсутствие детального письменного согласования названных вопросов будет препятствовать нормальному функционированию простого товарищества, будет вызывать постоянные споры товарищей и, возможно, судебные разбирательства.

Поэтому в целях соблюдения интересов сторон такой договор, а также вытекающие из него соглашения следует заключать в письменной форме.

Статья 1054 ГК РФ предусматривает возможность образования негласного товарищества.

Договором простого товарищества может быть предусмотрено, что его существование не раскрывается для третьих лиц (негласное товарищество). К такому договору применяются предусмотренные настоящей главой правила о договоре простого товарищества, если иное не предусмотрено настоящей статьей или не вытекает из существа негласного товарищества.

В российском законодательстве подобная форма товарищества появляется впервые. Отличительной особенностью этой формы товарищества является его негласность:

во внешних сношениях участвует только один главный товарищ, действуя от своего собственного имени, но за общий счет - собственный и стоящего за ним негласного товарища.

Последний (негласный товарищ) остается скрытым для оборота, но он связан обязательственными отношениями с гласным товарищем.

Все действия, совершаемые гласным товарищем, обязывают его одного. То есть должником третьего лица признается только гласный товарищ. Негласный товарищ личной ответственности перед третьим лицом не несет.

В качестве гласного товарища может выступать как каждый член негласного товарищества, так и только один из них.

Но каждый из участников негласного товарищества, вступающий в отношения с третьими лицами и заключающий сделки от своего имени в общих интересах товарищей, несет так называемую неограниченную ответственность по данным сделкам, то есть отвечает всем своим имуществом.

В отношениях с третьими лицами каждый из участников негласного товарищества отвечает всем своим имуществом по сделкам, которые он заключил от своего имени в общих интересах товарищей.

Участники негласного товарищества не могут сформировать общего имущества, поскольку это противоречит самой его сути.

Однако в случае несостоятельности гласного товарища, несмотря на то, что в хозяйственном обороте он выступал от своего имени, негласный участник товарищества не может быть освобожден от участия в покрытии общих расходов или убытков, поскольку подобное соглашение сторон, согласно статье 1046 ГК РФ, должно признаваться ничтожным.

Таким образом, обязательства, возникшие в результате деятельности негласного товарищества, признаются общими в отношениях между товарищами. Это означает, что ответственность товарищей по этим обязательствам определяется в соответствии с установленным статьей 1047 ГК РФ правилом, то есть гласный участник имеет право регрессного требования к негласным участникам в случае единоличного покрытия всех расходов и убытков товарищества.

В отличие от других видов товарищеских объединений, признаваемых ГК РФ, простое товарищество не образует юридического лица. Вместе с тем его нельзя рассматривать в качестве механического соединения лиц.

Участники, входящие в его состав, связаны между собой как общей целью, так и общностью имущества. Такая связь придает простому товариществу значение единого целого.

К товариществу как к договору применимы соответственно все общие положения ГК РФ как о сделках, так и относящиеся к обязательствам вообще и, прежде всего, к обязательствам, вытекающим из договоров.

Не признавая простое товарищество юридическим лицом, закон не предоставил ему и права действовать от общего имени (право на фирменное наименование). Поэтому в отношениях с третьими лицами оно рассматривается как группа отдельных лиц, действующих под своими именами, или через уполномоченных, представляющих их как индивидуально определенных лиц. С этой точки зрения, присвоение себе простым товариществом символического наименования не имеет юридического значения.