Смекни!
smekni.com

Роберт Т. Киосаки и Шарон Л. Лечтер "Богатый ребенок, умный ребенок" (стр. 31 из 57)

Существующая система образования не разрешает учителям использовать подобную методику и не дает времени уделять достаточно внимания каждому ребенку. Система требует, чтобы учителя проводили обучение конвейерным методом. Школьная система — это фабрика, которая работает по производственному плану, не учитывая особенностей ребенка. Изменить систему пытались многие учителя, но, как я уже говорил, система образования похожа на аллигатора, существо, созданное для того, чтобы выжить, а не меняться. Вот почему домашние задания для родителей и для детей так важны —гораздо важнее, чем задания, которые ребенок приносит из школы.

Как-то я услышал от преподавателя одного из элитных университетов следующее заявление: “К девяти годам мы уже знаем, добьется ребенок успехов в нашей системе или нет. Мы можем точно определить, есть ли у ребенка необходимые нам качества и достаточно ли он умен, чтобы справиться с косностью нашей системы. К сожалению, у нас нет альтернативной системы для детей, которые не приспособлены к условиям нашей”.

Когда я был ребенком, в нашем доме всегда было полно людей из мира образования. Это были очень хорошие люди. Когда я оказывался в доме моего богатого папы, там было полно людей из мира бизнеса. Они тоже были очень хорошими людьми. Все дело в том, что чаще всего это не были одни и те же люди.

Сделать стартовый рывок никогда не поздно

Пока я рос, меня часто спрашивали, не собираюсь ли я пойти по стопам отца и стать учителем. Помню, как я отвечал с детской прямотой: “Вот еще! Я буду бизнесменом”. Прошло много лет, прежде чем я понял, что мне нравится учить. В 1985 году я начал читать для предпринимателей лекции по бизнесу и инвестированию, и мне это пришлось по душе. Я получал удовольствие от преподавания, потому что делал это так, как учился сам. Наилучшими методами обучения для меня были игры, командные соревнования, групповые обсуждения и наглядные уроки. Вместо того чтобы наказывать за ошибки, я их поощрял. Вместо того чтобы предлагать слушателям индивидуальные тесты, я практиковал групповые. Вместо тишины в аудитории кипели жаркие споры и гремел рок-н-ролл. Другими словами, сначала действия, затем ошибки, потом уроки и смех на десерт.

Иначе говоря, мой метод преподавания был полной противоположностью методу школьной системы. Я учил почти так же, как учили меня дома оба моих папы. Как оказалось, такой способ обучения предпочитали многие, и я заработал большие деньги, часто назначая плату по тысяче долларов с человека. Мне удалось совместить методику преподавания двух моих отцов с уроками обращения с деньгами и их инвестирования, полученными в свое время от богатого папы. Я занялся тем, чего клятвенно обещал никогда не делать. Можно было освоить профессию учителя гораздо раньше, но мне нужны были ученики, которых нужно было учить, как меня самого. В бизнесе есть понятие: “Найди свободную нишу и заполни ее”. Я нашел очень большую нишу, множество людей, желающих, чтобы обучение было увлекательным и доставляло удовольствие.

Создавая в середине 1980-х годов эту образовательную компанию, мы с Ким подбирали на должность преподавателей людей, которые добились успеха в реальном мире, и при этом любили учить. Подобные личности — довольно большая редкость. В реальном мире много талантливых преподавателей, но большинство из них не преуспели в бизнесе, деньгах и инвестициях. Многие из тех, кто прекрасно разбирается в вопросах бизнеса и денег, — плохие преподаватели. Главное было найти людей, совмещавших в себе оба этих качества.

Как сделать студентов гениями

В свое время мне посчастливилось учиться вместе с самим доктором Бакминстером Фуллером. Его часто называют самым образованным человеком в истории Америки, так как ни у кого нет столько дипломов, сколько у него. Еще чаще его называют “дружелюбным гением нашей планеты”. Американский институт архитектуры признал его великим архитектором, хотя он никогда ничего не построил. В Гарвардском университете его часто вспоминают как одного из самых знаменитых выпускников, хотя Фуллер никогда не заканчивал Гарвард. Его дважды оттуда выгоняли, и диплом он так и не получил. Мы проучились вместе несколько недель. Как-то на одной из лекций доктор Фуллер высказал очень интересную мысль: “Студенты стали бы гениями, если бы преподаватели знали, о чем они говорят”. Наша с женой задача состояла не в том, чтобы найти учителей. Мы должны были найти людей, которые знали, о чем они говорят, и воодушевить их на преподавание.

Набирайтесь ума, обучая других

Помимо удовольствия от преподавания и заработанной на этом кругленькой суммы, я получил кое-что даже более выгодное, чем развлечение и деньги. Обучая других, я учился сам. Когда я преподавал, мне приходилось без конца перерывать кладовые моего опыта в поисках жизненных примеров, которых ждали от меня слушатели. Особенно много я почерпнул из групповых обсуждений, когда каждый из участников семинара делился своими персональными наблюдениями и открытиями. Я призываю родителей не жалеть времени на обучение детей, потому что, благодаря этому феномену, они часто узнают даже больше, чем дети. И если родители хотят улучшить свое финансовое положение, я советую им искать новые финансовые идеи и передавать их на рассмотрение своим детям. Ищите новые финансовые идеи до того, как начнете учить ребенка своим устаревшим понятиям о деньгах. Финансовые беды многих людей кроются в использовании устаревших финансовых идей, полученных чаще всего от собственных родителей. Возможно, именно этим можно объяснить тот факт, что бедные остаются бедными, а представители среднего класса упорно трудятся и быстро влезают в долги. Они делают то, чему научились от своих родителей.

Таким образом, если вы хотите чему-то научиться, попробуйте учить этому других. Как учат в воскресных школах, “отдай и тебе воздается”. Чем больше времени вы лично вложите в обучение ваших детей науке о деньгах, тем больше ума наберетесь сами.

Три этапа обучения

Мой богатый папа познакомил меня с тремя этапами обучения науке о деньгах.

Этап первый. Простейшие рисунки. Мое образование началось с рисования простейших схем с акцентом на понимании определений:

Этап второй. Игра. Как я уже говорил, для меня лучший способ обучения — это действие. Поэтому богатый папа несколько лет заставлял нас практиковаться в составлении финансовых отчетов. Он регулярно предлагал нам составлять тренировочные финансовые отчеты по результатам игры в “Монопольку”, куда мы должны были вносить купленные нами зеленые домики и красные отели.

Этап третий. Реальная жизнь. Реальная жизнь началась для нас с Майком примерно в пятнадцать лет, когда нам пришлось составить отчеты о нашем действительном финансовом положении и представить их богатому папе. Как любой хороший учитель, он выставил за них отметки и объяснил, что мы сделали правильно и над чем еще нужно было поработать. С тех пор я продолжаю мое образование и регулярно составляю финансовые отчеты вот уже почти сорок лет.

С чего начать обучение науке о деньгах

Мой совет большинству родителей — начинать со второго этапа. Хотя мой богатый папа начал мое обучение с первого этапа, я бы поостерегся сразу знакомить детей с умозрительными абстрактными понятиями, вроде отчетов о прибылях и убытках и балансовых отчетов. Даже когда я использую эти рисунки при обучении взрослых, кое у кого глаза становятся стеклянными. Собственно говоря, я не советую торопиться с первым этапом, пока нет полной уверенности в том, что ребенку это будет интересно и что он готов к восприятию подобных концепций. Порядок моего обучения объясняется главным образом моим любопытством, которое побудило богатого папу избрать для меня именно такую последовательность.

Раньше я рекомендовал начинать с игры в “Монопольку”. Я заметил, что некоторым детям эта игра по-настоящему нравится, в то время как остальные, хотя и не отказываются играть, но делают это без интереса. Многие из моих знакомых инвесторов и предпринимателей рассказывают, что они тоже увлекались “Монополькой” настолько, что готовы были играть в нее часами; Не видя такой увлеченности, я бы не стал насильно вдалбливать в юные головы представления о деньгах, инвестициях, не говоря уже о финансовых отчетах.

“Денежный поток для детей”

В 1996 году, после того как я придумал “Денежный поток-101” — настольную игру для взрослых, обучающую принципам финансовой отчетности, реакция рынка показала, что подобная игра нужна и детям. В конце 1999 году мы представили на суд покупателей “Денежный поток для детей”. Уникальность наших настольных игр в том, что они предназначены для обучения детей элементарным правилам составления финансовых отчетов и управления денежными потоками, которые после окончания школы заменят им табели успеваемости.

Использование в школах

Дэйв Стефенс, учитель-новатор из средней школы в Индианаполисе, штат Индиана, начал с огромным успехом использовать игру “Денежный поток-101” на занятиях в своих классах. К своему удивлению, он стал замечать, как под влиянием игры у многих его учеников изменилось отношение к жизни. В частности, Дэйв рассказал нам об одном из учеников, которого ожидало исключение из школы за неуспеваемость и пропуски уроков. Игра в “Денежный поток” круто изменила его жизнь. Сам подросток описывает это так:

Из разгильдяя, любителя травки и выпивки я превратился в собранного и целеустремленного ученика средней школы, мечтающего когда-нибудь добиться такого же успеха, как человек, чья игра меня так увлекла и столькому научила!.. Первые дни этого превращения не отложились у меня в памяти, помню только, что я увлекся “Денежным потоком”. Благодаря этой чудесной игре, сочетающей простоту и гениальность, мои более чем туманные на тот момент представления о том, как нужно делать деньги, стали реальностью! Игра раскрыла передо мной двери в будущее так широко, как ничто другое. Она убедила меня в необходимости ходить в школу и разожгла желание действовать! После того как я начал играть, меня приняли в совет учеников, где я опекаю учащихся младших классов (и рассказываю им об идеях, которые почерпнул из “Денежного потока”). Я стал президентом Конгресса молодежи графства Мэрион, лидером школьной финансовой академии, занял первое место в конкурсе DECA штата и принял участие в национальном конкурсе. Я стал основателем клубов японского языка и BPA в нашей школе и в настоящее время в сотрудничестве с другими инвесторами работаю над вопросом постройки на территории нашей общины Ист-сайдского культурно-спортивного центра. Как видите, игра показала мне новые перспективы на пути к успеху. Кроме того, моя успеваемость, отношение к учебе и образ жизни изменились в лучшую сторону. Теперь я смотрю в будущее со страстным желанием учиться самому и учить тех, кто хотел бы узнать то, что узнал я. Иногда удачно брошенные кости могут изменить всю твою жизнь!