Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург (стр. 34 из 50)

Но меловой вариант имеет и существенный недостаток, который заключается в трудности восприятия информации, воспроизведенной мелом на доске. С точки зрения теории информации, условия считываемости рукописного текста являются наихудшими. Различные почерки преподавателей, к тому же ухудшаемые скорописью, тонкость и не контрастность линий, нанесенных мелом на доске, неизбежные сокращения, предпринимаемые для ускорения этого процесса,–все это ведет к тому, что чаще всего меловые записи и рисунки выглядят весьма не эстетично и доступны для восприятия лишь в первых рядах аудитории.


Плакатный вариант наглядности по сравнению с меловым имеет то преимущество, что текстовая и цифровая информация выписаны здесь четким и ясным шрифтом, линии графиков и диаграмм контрастны, нередко многоцветны и более благоприятны для восприятия. Но в то же время размеры плакатов таковы, что их содержание воспринимается лишь в очень небольшой аудитории. Для того чтобы плакат был читабелен в аудитории, где находятся 100 и 200 человек, он должен быть таких размеров, что практически работа с ним становится невозможной.

Развешенные в ряд на доске перед началом занятий плакаты отвлекают внимание студентов. Лектор начинает говорить, а студенты разглядывают плакаты и гадают, что на них изображено. Когда же лектор обращается к плакатам, чувство их новизны для студентов уже утрачено и должной активизации внимания не происходит. Если же плакаты повесить на доске один на другой, то в этом случае необходимость снимать и сворачивать их в ходе объяснения мешает и лектору и студентам.

Самый же главный недостаток мелового и плакатного вариантов наглядности заключается в том, что они позволяют воспроизводить очень ограниченную часть наглядной информации. В то же время технические средства, сохраняя преимущества традиционных видов наглядности, позволяют давать наглядные изображения на ярко освещенном экране, доступном для восприятия в любой, даже большой аудитории.

Учебное кино. Поистине неисчерпаемы познавательные и воспитательные возможности кино. Оно занимает ведущее место в ряду существующих средств наглядности обучения, благодаря присущей ему особой наглядности, эмоциональности воздействия, степени активности восприятия. В силу огромных технических возможностей, учебное кино способно показать любые уникальные объекты, удаленные и практически недоступные для широкого наблюдения, невидимые или не воспринимаемые глазом процессы и явления, очень быстротечные или очень медленно протекающие процессы и т. д.

Познавательные образы кино значительно шире и богаче, чем у любого другого изобразительного средства, ибо здесь зритель становится как бы соучастником, непосредственным свидетелем того, что происходит на экране, видит это так, как происходит в жизни. Учебный фильм позволяет направлять внимание аудитории на главное и существенное, вызывая у нее эмоциональное и познавательное отношение к воспринимаемому, способствуя рождению понятий, обобщений, мыслей, объединяя логическую и эмоциональную стороны процесса обучения. В кино можно ассоциировать существенные явления между собой, воспроизводить зрительно воспринимаемые аналогии явлений и процессов.

Учебное кино способно осуществлять функции анализа и синтеза: рассматривать явление в целом и по частям, выделяя связи и отношения между отдельными частями, сравнивая процессы и явления, происходящие в самых различных условиях.

С точки зрения возможностей показа событий общественной жизни кино обладает тем преимуществом, что позволяет наблюдать развитие явлений в прошлом, настоящем и будущем, видеть обратное течение времени и те изменения, которые невозможно наблюдать визуально. В кино можно видеть развитие событий и явлений независимо от фактического времени этого процесса, рассматривать в движении даже неподвижные объекты, изменяя направление наблюдения. Особенно важна способность кино моделировать динамику мышления, воспроизводить процесс становления и развития мысли.

Учебный фильм, соответствующий учебной программе дисциплины, экономит время, помогает преподавателю глубже и доходчивее излагать материал, более активно заинтересовывать студентов существом изучаемого вопроса, побуждая их к дальнейшей самостоятельной работе.

Практика использования кино в учебном процессе вуза позволяет сформулировать методические требования к отбору кинофрагментов и применению их в лекционном процессе:

- фрагменты должны лишь сопровождать текст лекции;

- каждый отобранный фрагмент должен быть не только иллюстрацией к тому или иному положению, но и источником новой информации, углубляющей содержание лекции, делающей ее более убедительной, яркой, образной, эмоциональной;

- при чтении лекции недостаточно использовать только кинофрагменты, нужно привлекать и другие экранные и звуковые средства (диапроекцию и звукозапись);

- необходимо учитывать особенности восприятия кино в затемненной аудитории, когда студенты лишены возможности делать записи, если только нет специальных столов с подсвечиванием. Но и в последнем случае надо считаться с тем, что быстро мелькающие кадры кино всегда затрудняют запись. Поэтому кинофрагменты лучше всего давать на 2 - 3 минуты с последующим (или предыдущим) их объяснением;

- кинофрагменты с продолжительностью демонстрации менее 2 минут неприемлемы, так как затрудняют переход от прослушивания лекции к зрительному восприятию. В то же время фрагменты с продолжительностью более 6 минут дают отрицательные результаты, так как в этом случае лекция начинает подменяться показом фрагмента;

- количество кинофрагментов, включаемых в лекцию, нужно тщательно регламентировать. Частые переходы от лекторской речи к демонстрации утомляет студентов. Поэтому на двухчасовой лекции (90 минут) целесообразно давать не более

6 - 7 включений кино.

Нельзя забывать о том, что лекция и семинар не должны быть перегружены наглядным материалом, это может вести к снижению теоретического уровня занятий.

Перед тем как показывать фильм студентам, преподаватель должен просмотреть его предварительно сам, чтобы определить его место в учебном процессе, степень его пригодности, выбрать в случае необходимости нужные фрагменты, продумать комментарии и т. д. Киноматериал не должен выступать чужеродным телом в процессе занятий. Его надо органически включать в ткань того или иного звена учебного процесса, подготовить студентов к его восприятию, нацелить их внимание на те моменты, которые должны быть для них главными.

Не следует подчеркивать необычности применения кино (как и других технических средств), предупреждать студентов об этом заранее, как о каком-то исключительном явлении. Учебное кино – не развлечение, а необходимый элемент процесса обучения. Поэтому студенты должны привыкнуть считать любые средства наглядности такой же естественной формой аргументации, как и традиционная словесно-логическая форма доказательств. А такая привычка может выработаться лишь в случае систематического, а не эпизодического применения учебного кино. Не приходится ждать качественных сдвигов в восприятии студентов, если на протяжении всего курса показать им всего 2 - 3 фильма.

Систематичность является одним из главных методических требований к применению технических средств в учебном процессе. Но системой эта работа может стать лишь в том случае, если в ней принимает активное участие весь коллектив кафедры. Решающая роль в организации этой работы принадлежит заведующему кафедрой. Если многочисленными организационными, техническими, методическими и финансовыми вопросами, связанными с применением кино и других технических средств, занимаются лишь отдельные преподаватели-энтузиасты, это ведет к огромным неоправданным затратам времени и сил, не давая должного эффекта.

Активное применение кино в учебных целях прежде всего зависит от расширения практики его использования и более широкого обмена опытом подобной работы, от создания учебных фильмов, которые могли бы быть включены в вузовский учебный процесс. В решение этой задачи можно и нужно использовать существующий фильмофонд, фрагменты из созданных уже научно-популярных, хроникально-документальных и художественных фильмов. Необходимо также развернуть работу по созданию новых учебных фильмов силами самих кафедр.

Учебный фильм, соответствующий логике и структуре вузовской учебной программы, подчиненный определенным дидактическим задачам, при умелом его использовании может стать органически необходимым элементом процесса обучения, поможет наиболее эффективно использовать учебное время, поднимет активность и интерес студентов к изучаемым дисциплинам.

Диапроекция. Если кино наиболее пригодно для демонстрации материалов, требующих показа в динамике, движении, изменении, развитии, то для передачи информации, требующей концентрации внимания, более или менее длительного разглядывания с сопутствующими объяснениями, существует диапроекция. Она наиболее эффективна, значительно расширяет возможности наглядного изображения самых разнообразных материалов. С помощью диапозитивов можно давать портреты выдающихся ученых, общественно-политических деятелей, документальные фотографии, репродукции произведений изобразительного искусства, фотокопии оригиналов документов и др. С плакатов такой материал воспринимается плохо из-за небольших размеров.