Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург (стр. 35 из 50)

Диапозитивы удобны также для передачи цифровой информации в виде диаграмм, таблиц, графиков, отражающих динамику различных процессов, а также для воспроизведения условно-схематических изображений, различного рода логических схем.

Имея диапроектор, лектор может не стеснять себя выбором вида и количества наглядных изображений. Вместо 2 - 3 плакатов, которые практически только и можно использовать на лекции, с помощью диапроектора можно дать 15 - 20 и даже больше самых различных по своему характеру наглядных материалов.

Пользуясь диапроектором с дистанционным управлением, можно путем простого нажатия кнопки на пульте управления вызвать нужное изображение в тот момент, когда это требуется по логике рассуждений лектора, и убрать его, когда объяснения по данному вопросу закончены.

Для изготовления диапозитивов можно переснять на пленку любой наглядный материал, начиная с больших исторических и географических карт и заканчивая маленькими схемами или рисунками из книги, газетной или журнальной статьи. В виде диапозитивов можно собрать огромный фонд наглядных пособий.

Одним из преимуществ диапроекции является ее доступность. Изготовление диапозитивов под силу любому учреждению, имеющему фотолабораторию, каждому человеку, владеющему навыками фотографа-любителя, при наличии не дорогостоящих приспособлений.

Для учебного процесса удобнее всего диапозитивы, а не диафильмы. Главный недостаток диафильмов как формы организации наглядного материала заключается в том, что они могут привести к нарушению основного методического требования – подчинения наглядных изображений логике рассуждения лектора. Имея перед собой диафильм, в котором содержание и расположение кадров подчинено замыслу его авторов, лектор вынужден приспосабливать свои рассуждения к чужой логике. Это мешает ему раскрывать свой замысел, заставляет показывать кадры, которые ему не нужны, ведет к нерациональному использованию учебного времени.

Применение же диапозитивов (слайдов) позволяет избежать этих недостатков. Из целого комплекта лектор может отобрать лишь необходимые, расположить их в нужном ему порядке, логической последовательности. В случае, если материал устарел, нетрудно заменить отдельные диапозитивы новыми.

Одним из средств воспроизведения статической наглядной информации, наряду с диапроектором, является кодоскоп, или кодпроектор (по первым буквам названия «классная оптическая доска»). Он позволяет лектору делать нужные записи не мелом на доске, а обычной или шариковой ручкой на прозрачной пленке, вмонтированной вместе с аппаратом на кафедру. При необходимости они тут же проецируются в укрупненном виде на экране. Таким образом, лектор, делая записи, может не сходить с трибуны и не должен поворачиваться спиной к аудитории, как это приходится делать, когда пишешь на доске. Кодоскоп позволяет сохранить преимущества мелового варианта наглядности, присущую ему простоту и оперативность простых записей (даты, фамилии, термины и т. д.), а также постепенность воспроизведения отдельных элементов логических и иных схем.

Через кодоскоп можно показывать на экране и заранее изготовленные на прозрачной основе изображения (план лекции, тексты цитат, формулировок, определений, цифровой материал в виде таблиц, диаграмм, графиков, элементы схем и т. д.). Постепенность воспроизведения схем достигается путем накладывания друг на друга прозрачных листиков пленки, на каждом из которых нанесен новый, очередной элемент схемы. На экране, таким образом, постепенно высвечивается вся схема.

Более эффективного способа воспроизведения схем можно добиться, не прибегая к аппаратуре, а превратив обычную классную доску в магнитную. Для этого достаточно подложить под линолеум доски лист жести, сделать из картона элементы схем, четко выписав на них соответствующие названия и надписи, а на обратной их стороне приклеить магнитики. Магнит притягивается к жести, и элемент схемы приклеивается к доске. Вид такой схемы значительно более эстетичен и благоприятен для восприятия.

При изготовлении диафильмов и комплектов диапозитивов рекомендуется учесть следующие советы:

- текстовые кадры не должны превышать 10 - 12 строчек, причем текст не следует разбрасывать по всему полю кадра, а лучше сконцентрировать в середине. Слова надо давать чрезвычайно скупо, отбирая самые лаконичные формулировки, цитаты, определения и так далее. Тоже относится к цифровому материалу. Обилие слов и цифр загромождает кадр и затрудняет его восприятие;

- цифровой материал полезно разнообразить в подаче, преподнося его не в виде столбиков цифр, а в виде различных диаграмм или графиков;

- следует избегать излишнего украшательства изображений в кадре, не несущего нужной смысловой нагрузки;

- логический материал может подаваться в виде схем. Но не надо стремиться вместить в кадр большую схему, лучше разбить ее на несколько кадров (если это не нарушает ее внутренней логики);

- нельзя забывать об эстетической стороне восприятия. Монтажи должны быть оформлены четко, аккуратно и красиво. Надо добиваться, чтобы кадр просматривался на экране совершенно отчетливо.

Определение оптимального количества кадров учебного диафильма или набора диапозитивов нуждается в дальнейшей экспериментальной проверке в аудитории. Но в любом случае важно соблюдать чувство меры и не перегружать занятие чрезмерно большим количеством кадров. Лекция не должна превратиться в комментирование наглядных изображений. Если в диафильме или диапозитивах преобладают кадры иллюстративные, не требующие подробного пояснения, их можно дать больше. Если же в них больше обобщающих кадров, требующих более или менее длительных комментариев, их следует давать меньше. Какой-либо определенной нормы в отношении количества кадров, естественно, установить нельзя. Это зависит от темы, наличия в ней материала, который может быть воспроизведен наглядно, от характера аудитории и т. д.

Основные методические требования к применению диапроекции в процессе обучения:

- прежде чем показывать диапозитивы в аудитории, преподаватель должен просмотреть их предварительно сам, найти место каждому в материале лекции и продумать комментарии к ним;

- на занятиях диапозитивы не следует демонстрировать молча; наглядные изображения должны органически сочетаться с логическими объяснениями

- преподавателя; любой кадр должен быть наглядным аргументом или иллюстрацией к словам педагога;

- нельзя допускать, чтобы кадры проскакивали вразрез с логикой и последовательностью устного изложения вопросов. Несогласование между тем, что студенты видят, и что они слышат, снижает эффективность обучения. Поэтому вольные изменения последовательности изложения материала (не противоречащие вопросам плана), допустимые для опытного преподавателя в обычной лекции, здесь могут привести к нежелательным последствиям. Чтобы избегать этого, лучше делать соответствующие пометки в тексте лекции, а перед лекцией просматривать намеченные к демонстрации кадры;

- пользуясь диапроекторами ЛЭТИ или «Протон», преподаватель может обойтись без помощи лаборанта, но для этого он должен овладеть правилами эксплуатации аппаратуры. В любом случае организационно-техническая сторона должна быть четко отрегулирована, чтобы на глазах у студентов не возникло никаких заминок и неполадок, вносящих дезорганизацию в учебный процесс;

- прокомментированный кадр не должен долго оставаться на экране, чтобы не отвлекать внимания аудитории, если лектор перешел уже к другому вопросу, не связанному с содержанием данного кадра;

- для преподавателя всегда возникает некоторое затруднение, когда студенты должны списать что-либо с экрана. Продолжать объяснение в этот момент нельзя, чтобы не раздваивать внимание аудитории. В таких случаях целесообразно медленно прочитать текст и повторить его другими словами, пока не будет сделана запись. Когда в аудитории списывают с экрана тему и план лекции, можно кратко напомнить содержание предыдущей лекции, перебросить логический мостик к предстоящей теме.

Учитывая стремление студентов записывать все, что воспроизводится на экране, когда запись обязательна надо их предупредить.

С методической точки зрения самой правильной и наиболее эффективной является демонстрация кадров по ходу изложения вопросов лекции. В таком случае соблюдается основное методическое требование к применению технических средств–непосредственного сочетания зрительного и логического ряда, которое обеспечивает наибольший эффект при обучении.

Таким образом, диапроекция, которая в техническом отношении стоит близко к кино (кадр диафильма - это как бы остановившийся кадр кино), имеет свои специфические особенности, делающие ее наряду с учебным кинофильмом незаменимым и эффективным средством наглядности в преподавании.

Есть еще один вид технических средств наглядности, который с успехом может быть использован в педагогической работе–это фонозапись на грампластинке, магнитофонной ленте или CD.

Возможности использования фонозаписи разнообразны. Иногда на семинарах записывают на магнитофонную ленту выступления некоторых его участников. При подведении итогов заслушивают отдельные места выступлений, указывая на недостатки в изложении, а также на то, чему следует учиться у наиболее подготовленных товарищей. Это помогает формированию и развитию у студентов основ ораторского искусства.

На магнитофонную ленту записываются тексты консультаций преподавателей по наиболее сложным вопросам, которые может постоянно прослушивать студент в часы самоподготовки.

Фонозапись лекции используется и в организационно-методических целях: она дает возможность преподавателю совершенствовать ораторское искусство, ее можно обсудить на кафедре, воспроизводя отдельные места. На некоторых кафедрах практикуется обсуждение звуковых записей лекций и семинаров.