Смекни!
smekni.com

Развитие правого полушария мерили Зденек (стр. 13 из 30)

Во время этого упражнения за ваше поведение отвечало правое полушарие мозга.

Результаты работы правого полушария

Только что ваше тело расслаблялось под управлением сознания, подчиняясь его указаниям. На моих занятиях после этого упражнения мы наблюдаем многочисленные улыбки, кое-кто зевает и удовлетворенно потягивается.

Существует, однако, категория людей, чей организм не подчиняется действию сознания. Некоторые так никогда и не научатся расслаблять свое тело, во всяком случае, под влиянием сознательных усилий. Я советую им продолжать попытки, и, если по истечении шести дней они по-прежнему не способны привести свое тело в расслабленное состояние, я рекомендую им пройти несколько сеансов на аппарате биологической обратной связи не только для успешного завершения курса, но и для поддержки здоровья. У людей, которые не могут расслабить тело ни при каких условиях, обычно присутствуют физиологические симптомы, определяющие неспособность тела освободиться от напряжения. К этой категории относятся многие язвенники и жалующиеся на хронические боли шеи и спины.

Категория 3. Направляемое зрительное воображение

В далеком лесу

Если вы занимаетесь в одиночку и не записали упражнение на магнитофонную пленку, важно выполнять это упражнение по частям. Читайте до тех пор, пока не почувствуете, что пора остановиться. Затем закройте глаза и вызовите в памяти предложенные инструкции.

Вообразите, что вы один гуляете по лесу. Вокруг красота и буйная зелень деревьев.

Можете ли вы видеть их? (Или ощущать их присутствие?)

Представьте себе цвета... сфокусируйте на них «глаза» своего сознания. Вслушайтесь в доносящиеся звуки...

Почувствуйте аромат деревьев... Как ваша кожа ощущает свежесть воздуха?

Поблизости протекает небольшой ручей. На миг ощутите наслаждение его журчанием. Теперь переберитесь на другой берег, шагая по большим плоским камням, выступающим из воды.

Медленно идите по лесу до тех пор, пока не попадете на красивый луг, где сможете присесть отдохнуть. Как можно более отчетливо осознайте всё, что чувствуете и видите.

Разнообразна ли гамма цветов? Звуков?

Спокойно посидите некоторое время, оглядите луг и отметьте его особенности.

Вообразите как можно более натуральную картину.

С опушки леса доносятся звуки.

Что это за звуки?

Почувствовав готовность покинуть луг, двигайтесь вглубь леса. Ощутите звуки своих шагов по тропинке.

Определите характер почвы под ногами.

Миновав поворот тропинки, обнаружьте домик, стоящий неподалеку.

Удивились ли вы, увидев его здесь?

(Возможно, всё это время вы точно знали о его существовании.)

Опишите окрестности дома в своем блокноте. Подойдите ближе и убедитесь, что дверь слегка приоткрыта. Не стесняйтесь зайти внутрь, вы никому не помешаете. Войдите и уясните себе, что вы один в доме. Оглянитесь вокруг. Что вы видите? Запишите в блокнот, как выглядит комната.

С фасадной стороны дома открыто окно. Посмотрите в него и запишите, что вы увидели. Исследуйте дом. Пройдите через комнаты к закрытой двери в конце темного коридора. Откройте ее и загляните внутрь Поначалу вам кажется, будто эта комната пуста, однако затем вы обнаруживаете, что в маленькой кроватке в алькове спит ребенок. Вообразите, что он почувствовал ваше появление. Что он хочет сказать вам? Запишите слова ребенка и то, что вы ему говорили (или хотели сказать) в ответ.

Спрашивал ли этот ребенок о чем-либо таком, что напомнило вам о ваших собственных чувствах? Если да, спросите себя, не находились ли они в вашем подсознании на протяжении какого-то времени? Если бы вы могли выразить их одним словом, что это было бы за слово?

Если вы почувствовали сильные эмоции в связи с посещением этого домика и хотите поработать над ними, отведите страницу в записной книжке, чтобы выразить их более подробно. Вы можете нарисовать что-то, сочинить стихотворение или мелодию. Не работайте здесь ради успеха (не забывайте, ваши критики сейчас заняты обедом). Позвольте силе чувств направлять ваши слова, линии иди ноты.

Результаты работы правого полушария

Доктор Роберт Гуд всегда хотел писать, и, по его рассказам, в прошлом даже преуспел в этом занятии. Он хотел разрушить барьер, мешавший заниматься писательской деятельностью на протяжении многих лет. В первый день курса, после подготовительных упражнений с использованием пространственных образов и биологической обратной связи, я провела со своими учениками упражнение, которое вы только что закончили.

Едва ли не самым трогательным из впечатлений, пережитых нами в тот день, когда люди зачитывали свои записи, была одна из строчек Боба. Он описал дом в лесу «широкими мазками», отмечая, что вокруг дома смеялись и играли дети. Тогда прозвучала эта строчка:

«Я стоял по другую сторону изгороди и рыдал».

Боб произнес эти слова тихим, спокойным голосом, почти шепотом. Красноречие этой строки заключалось не только в сказанном, но и в том, о чем умалчивалось. Слушатели каждый по-своему могли воображать, что же заставило ребенка чувствовать себя таким обделенным нежной любовью семьи и так ярко воскрешать в памяти боль, будучи уже зрелым человеком.

Боб говорил очень немного и в последующие четыре дня занятий, прорабатывая все упражнения. Потом, в последний день, сообщил, что ему удалось преодолеть барьер, мешающий писать! Он сочинил рассказ, полный драматизма и страсти. Более того, он уже точно знал название своей. будущей книги.

Роза Кейб рассказывала, что ни разу в жизни не писала стихов. Мне трудно было в это поверить, но она настаивала на своем. Ни в школе, ни в детском дневнике не было ничего, что бы она могла вспомнить. Она поведала нам, что не могла сочинять стихи, поскольку левое полушарие мозга побуждало ее к более «практичным» занятиям.

Однако в ходе этого упражнения Роза, представив ребенка в комнате, вспомнила свою собственную дочь в кроватке. Также внезапно в памяти всплыли два наиболее значительных события ее жизни: рождение ребенка и смерть матери. Она взяла точные слова, сказанные ей в те времена, и сложила из них текст для лирической песни. Казалось, слова лились сами:

Роза, у тебя есть дочь. Роза, твоя мать в могиле.

У наших истоков и у окончаний мы слышим священную песнь жизни.

Все в жизни продолжается - и затем уходит.

А в середине - борьба, потому что я так их люблю.

Должен быть узор на ткани из ткацкого станка,

Видимый с дальнего расстояния - лишь смерть может дать нам возможность.

Роза, у тебя есть дочь. Роза, твоя мать в могиле.

В многокрасочной ткани мы видим священную песнь жизни.

Неделю спустя композитор и исполнитель Пол Бер ген написал музыку на стихи Розы и исполнил их под аккомпанемент гитары на «Конференции Писателей в Санта-Барбаре».

Категория 4. Переходные объекты

Вы можете снова вернуться домой

Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и затем медленно выдохните. Каждый раз, когда вы выбираете такой способ дыхания, он будет напоминать вам «обусловленное расслабление» из упражнения категории 2 (БОС). И вы можете постепенно достичь умения с помощью одного такого вдоха погружаться прямо в состояние глубокого расслабления.

Если вы чувствуете желание потянуться, сделайте это сейчас. Освободитесь от мышечного напряжения, если оно вернулось. Прикройте глаза.

Позвольте мыслям «нырнуть» в ранние годы вашей жизни. Одни люди с большим трудом вспоминают такое далекое прошлое, другие - достаточно легко. Может быть, вам поможет воспоминание о чем-либо весьма значимом для вас в то время. Была ли это кукла, игрушка или детское одеяло? Что имело для вас большее значение? Если у вас возникли трудности, возможно, вы сумеете вспомнить дом, в котором жили, когда впервые пошли в школу. Позвольте воображению переместить вас внутрь дома, в вашу спальню. Сейчас вам удастся найти там предмет, который так много значил для вас Потратьте время на поиски этого важного предмета, прежде чем покинуть комнату.

Позвольте этому воспоминанию провести вас к другим картинам прошлого. Вы можете воскресить в памяти лица, чувства, события... Попробуйте направить свои мысли сквозь образы прошлого. Позвольте сознанию видеть... чувствовать... заново переживать те времена.

Вернитесь к моменту, когда впервые помните себя сидящим за школьной партой. Сидели ли вы за первой партой? За последней? С правой стороны класса или с левой?

Ваша парта, вероятнее всего, была сделана из дерева. Была ли ее поверхность покрыта царапинами? Что за имена были вырезаны на ней? Водили ли вы когда-нибудь пальцем по следам, оставленным на крышке парты ножом или карандашом?

Кто сидел впереди вас? Помните ли цвета окружающих предметов? Помните ли учителя?

Не важно, если кажется, что вы видите класс «из одного времени», а учителя в нем - «из другого». Люди часто сливают несколько воспоминаний в одно. Гораздо важнее найти ощущения из вашего детства, чем факты. Все воспоминания - обман. Кто может точно помнить, как все было? Это - ваша «внутренняя» истина. И сейчас именно она представляет интерес.

Запишите все посетившие вас воспоминания. Возможно, вы пожелаете излагать их, как сновидения, позволяя описанию перемещаться от одной мысли к другой, перепрыгивать с одной ситуации на другую.

Если по какой-то причине вы просто не можете воскресить в памяти раннее детство, то придумайте его для себя, сочините историю. Какой вы воображаете свою жизнь в те времена? Запишите первые мысли, пришедшие в голову, - отдельное событие или отрывочное воспоминание, на ваш выбор.

Можете ли вы вспомнить какой-нибудь детский секрет? Что-нибудь такое, о чем вы обещали никогда никому не рассказывать? Кто вам поведал этот секрет?

В чем он заключался?

Испытывали ли вы искушение рассказать кому-нибудь о нем?