Смекни!
smekni.com

Развитие правого полушария мерили Зденек (стр. 24 из 30)

Убедившись, что с вас в самом деле довольно, прикажите одной из птиц вылететь в ваше левое ухо.

Слушайте утихающий птичий крик, пока она все дальше отлетает от вашей головы.

Теперь потребуйте, чтобы вторая птица вылетела в ваше правое ухо.

Вслушайтесь, как она улетает прочь и издаваемый ею звук затихает вдалеке.

Теперь, когда в вашей голове больше не осталось кричащих птиц, возьмите огромный пылесос и уберите все перья. При необходимости полейте комнату из шланга.

Знайте: когда вы закончите, ваше сознание станет свежим и чистым. Назойливые твари больше не смогут вернуться, поскольку вы не собираетесь давать им разрешения.

Время от времени вы можете слышать вдали пронзительный птичий крик. Но достаточно будет помнить всего лишь: незваные гости не могут вернуться против вашей воли.

Зафиксируйте всю эту визуализацию в блокноте начните с имен нарушителей вашего спокойствия и описания, как они выглядели до и после их превращения в птиц.

Теперь возьмите ручку в недоминирующую руку и укажите других «птиц», продолжающих издавать вредные шумы в вашей голове. Вы могли бы подумать над созданием своего собственного упражнения и посмотреть, удастся ли вам открыть другой способ изгнать их из своих мыслей.

Дружелюбные нарушители покоя также могут мешать вам лучше выполнять работу. Иногда с ними тоже нужно бороться, чтобы преуспеть в жизни. Люди, которых вы любите, нуждаются в вашем внимании, но не обязательно тогда, когда вы работаете. Если нет никого, нуждающегося в вашем внимании в это определенное время, мы можем поработать над изгнанием вашей тревоги о них. Если есть вероятность, что проснется ребенок и ему будет нужно ваше внимание, или пожилому человеку понадобится забота, тогда не выполняйте нижеописанный тип упражнения - вы должны оставаться восприимчивым к их нуждам.

Но если вы уверены, что до конца отведенного для работы времени никто действительно не будет нуждаться в вас, попробуйте следующим способом изгнать тревожные мысли.

Составьте небольшой список людей или ситуаций, которые, как вы считаете, отвлекают ваше внимание во время работы.

Теперь мысленно изобразите место, прекрасно отвечающее их потребностям на несколько часов.

Если вы беспокоитесь о больном родственнике, вообразите его в лечебнице, где превосходные доктора и сиделки будут заботиться о нем, пока вы не закончите свою работу. Вообразите, как уютно и спокойно будет этому человеку в окружении компетентного и сострадательного персонала.

Если вы беспокоитесь о подростке, отправьте его в специальный центр, где мальчики и девочки могут подолгу беседовать с одним из величайших в мире терапевтов или консультантов. Представьте, что любимый вами паренек (или отроковица) вдруг стал довольно восприимчивым к полезным идеям.

Если вы волнуетесь из-за денег, передайте ситуацию на рассмотрение финансового консультанта, который смог разрешить больше денежных кризисов, чем кто-либо другой в этой стране. Знайте, что ваши дела отданы в хорошие руки на несколько ближайших часов.

Просмотрите только что составленный вами список и придуманные решения. Будьте уверены, что люди, которым вы нужны, хотят попасть в эти места (что в некоторых случаях само по себе не является чудом). Вы даже можете представить, как сильно они собираются вас благодарить (за то, что вы для них придумали такую фантастическую окружающую обстановку), когда вернутся после окончания вашей работы.

Теперь отправьте их в приготовленные места, чтобы спокойно приступить к работе.

Возьмите ручку в другую (недоминирующую) руку опишите, что вы чувствуете, будучи свободным от ответственности благодаря этому короткому отдыху от забот.

Категория 6. Стимуляция чувств

Необычное восприятие осязательных ощущении

Закройте глаза и сделайте глубокий расслабляющий вдох. Проведите рукой, которой вы обычно пишете, вдоль тыльной стороны другой и почувствуйте кости, сосуды и строение кожи, как вы делали в первый день занятий. Потрогайте пальцами какую-нибудь надетую на вас вещь и определите ткань, выделку и температуру. Отыщите другой тип ткани на стуле или на полу и прочувствуйте различие.

Откройте глаза и прикоснитесь к предмету, сделанному из дерева... к предмету из стекла или камня...

Пройдите по комнате и отыщите другие осязаемые предметы. Обдумайте различия не с помощью слов, а путем невербального осознания правым полушарием уникальности каждой из этих поверхностей.

Если в комнате есть предмет, изукрашенный множеством сложных деталей, проведите по его поверхности рукой и нарисуйте пальцами в воздухе контуры деталей.

Теперь немного посидите в спокойствии, с закрытыми глазами.

Представьте свои руки погруженными в теплую воду. Вдруг вода начинает остывать и с каждой минутой делается все более прохладной. Держите руки в воде, хотя она кажется все холоднее и холоднее. Когда вода станет холодной, подумайте, что пора убирать руки, но подержите их там на момент дольше. Когда вода станет действительно до невозможности холодной, выньте из нее руки.

Теперь заверните руки в воображаемую мягкую салфетку. Пусть она становится теплее и теплее. Пусть это будет электрическая салфетка; поставьте регулятор на значение «Горячо». Держите руки внутри салфетки до тех пор, пока жар не станет нестерпимым, и тогда извлеките их наружу.

Если вы чувствовали изменения ощущаемой температуры, даже на несколько градусов, вы снова продемонстрировали, каким большим влиянием на тело обладает ваше сознание. (Это упражнение можно использовать в особенно холодные или теплые дни.)

Вы можете с помощью мысленного потенциала создавать желаемую температуру в комнате, в которой находитесь. Вспомните йогов, способных гулять в одной легкой маечке и босиком в морозную погоду. Для развития таких способностей, конечно, нужны годы тренировок; большинство же из нас удовлетворились бы возможностью регулировать ощущаемую температуру в пределах 5-10°Р (З-6-С).

Вы также можете экспериментировать в своем воображении с осязанием, используя аналогичное упражнение для извлечения забытой информации.

Если есть что-то, что бы вы хотели вспомнить, используйте свои чувства для возврата к нужному времени. Вспомните ощущения от одежды - тяжелых зимних пальто, или колких шарфов, или легких тканей, или специфическую шершавость замши, или гладкую поверхность бархата.

Пусть память о прикосновениях ведет вас назад на год, еще на один и еще... Откройте заново что-нибудь забытое с помощью воспоминаний об осязательных ощущениях.

Категория 7. Фантазия

Вы - писатель: вот ваш сценарий

Представьте, что вы преуспевающий писатель и садитесь писать рассказ. Будьте уверены, что не станете советоваться со своим левым полушарием насчет окружавшей обстановки, персонажей или сюжета. У правого полушария есть новый рассказ, и, если вы сядете спокойно и будете восприимчивы, этот рассказ появится.

Одни писатели начинают с персонажей, другие - с плана, третьи - со зрительных картин.

Предположите, что вы хотели бы начать с окружающей обстановки. Сидите спокойно, пока ваше сознание исследует возможности; будьте восприимчивы к возникающим образам. (Если вы не видите определенного интерьера или пейзажа в своем воображении, можно использовать вчерашнее упражнение категории 7 на фантазию, чтобы, путешествуя по свету, найти нужный уголок.) Когда вы выбрали свое первое место, опишите его: что вы видите, слышите, осязаете, какие ощущаете запахи и вкусы?

Сядьте спокойно в выбранном правым полушарием месте и подождите, пока к вам приблизится какой-нибудь персонаж. Это может быть кто-то неожиданный. Как выглядит этот человек? Что он чувствует? Каким особым диалогом начнется ваш рассказ?

Сядьте на краю сцены; смотрите, слушайте, чувствуйте и записывайте, что происходит перед вашими глазами. Иногда вы можете пожелать «стать» одним из действующих лиц и почувствовать произошедшее с определенной позиции; в другой раз - другим персонажем и испытать всё, что случилось, с его «колокольни».

Выберите иной, свой собственный подход к этому рассказу из тех форм, что предлагает сейчас правое полушарие.

Начните записывать рассказ. В нем могут встретиться интересные люди. Если действующие лица, сюжет и окружающая обстановка в достаточной мере интригуют вас, доведите произведение до конца. Позвольте действиям самим разворачиваться, пока вы пишете.

Если вы хотите узнать больше о том, как создаются рассказы, переходите к следующему упражнению.

Категория 8. Работа со сновидениями

Скажите «привет» постановщику своих снов

Вспомните, что рассказывают Стив Аллен и доктор Джеймс Гротштейн о театре сновидений. Теперь вы можете использовать их опыт в работе со своими снами. Запишите в блокнот сон, который вам приснился сегодня или вчера.

Сделайте глубокий расслабляющий вдох. Закройте глаза и представьте помещение, в котором создан ваш сон. Эта «студия», расположенная в правом полушарии вашего мозга, вообще не должна напоминать мозг. Фантазируйте. Представьте ее такой, какой хотите. Возможно, она выглядит как затемненная комната, где ночные существа лениво бродят по призрачным углам и специальный постановщик снов отдыхает в мягком кресле. Здесь может присутствовать налет таинственности. Помните, что сон - это, в конце концов, место рождения метафор и символов.

Медленно зайдите в комнату. Дайте глазам привыкнуть к тусклому свету. Теперь, когда вы внутри, медленно подойдите к постановщику и дружелюбно обратитесь к нему. Предложите подарок этой творческой личности. Возможно, вы случайно захватили с собой печенье, бутылку вина или цветы. Объясните ему, что не желаете быть назойливым, а лишь хотите лучше понять произведения, которые ставятся каждую ночь в вашей голове. Объясните, что вы часто видите пленительные картины, приводящие в замешательство и смущающие вас, - иногда (как и принято в хорошем театре) они даже вселяют в вас ужас. (Похвала не может быть плохим способом начала знакомства, поэтому я предлагаю вам начать с благодарностей постановщику за какие-нибудь забавные или приятные ночные «спектакли», оставшиеся у вас в памяти.)