Смекни!
smekni.com

Развитие правого полушария мерили Зденек (стр. 9 из 30)

Стимуляция чувств также может помочь вам наслаждаться окружающим миром, глубже испытывая удивление и удовольствие. Слушайте музыку со вниманием, разделяя звуки каждого инструмента, прежде чем позволите себе погрузиться в мечты; прогуливайтесь чуть медленнее по саду, чтобы различить каждый аромат. Наслаждайтесь прикосновением бархата и атласа к вашей коже. Рассматривайте красивые скульптурные произведения, пытаясь научиться различать патину на бронзе, строение и контуры фигур с возрастающие пониманием. Настраивайте свои чувства, чтобы обнаружить новые прекрасные стороны окружающего мира Вы будете удивлены, так как наблюдательность «здесь и сейчас» поможет вам изучить людей и мир вокруг вас. Ощущения не управляются непосредственно правым полушарием мозга, однако способ, с помощью которого они активизируют чувства и воспоминания правого полушария, делает их важным элементом настоящего курса. И в буквальном, и в метафорическом смыслах, когда вы улучшаете свое чувственное восприятие, перед вами открывается огромный новый мир.

Категория 7. Фантазия

Зачастую общество дает противоречивые оценки нашей фантазии и воображению. С одной стороны, людей хвалят, когда продукт их воображения может найти успешное применение. Однако, когда размышления не дают немедленных результатов, творческих людей часто обвиняют в отсутствии фантазии. (И вам наверняка известен тон, которым произносят эту фразу.)

Человек, фантазия которого постоянно подвергается критике, легко может потерять веру в свои творческие способности. И если мечтатель перестанет мечтать, от этого проиграет не только он, но и все общество в целом.

Безусловно, эгоцентричные, эмоционально устойчивые творческие люди найдут способ самовыражения вопреки общественному мнению. Люди с экстраординарным восприятием окружающего - мечтатели, достигшие значительных высот, - хорошо знают цену своему воображению, способному раздвинуть границы реального мира. Альберт Эйнштейн, имевший репутацию очень рассеянного человека, пытался вообразить себе поведение луча света в космическом пространстве. Странно, что так много людей считали его слегка сумасшедшим, когда он говорил, что «воображение гораздо важнее знаний». Эйнштейн утверждал, что мыслит образами, а не словами, и доверяет своей интуиции. Он рассказывал, что наиболее удачные идеи приходили к нему не в лаборатории, а во время бритья.

Фантазия позволяет преодолеть границы возможного. Фантазируя, мы можем беседовать с королями и волшебниками, перенестись в прошлое и встретиться с Моцартом (или Сократом), или путешествовать с Клеопатрой на ее галере. Мы можем переместиться в будущее и стать первыми жителями далекой планеты, подняться высоко над землей и выпрямить радугу для того, чтобы вернуться по ней назад, как по гладкой дороге. Мы можем безо всяких виз отправиться в Китай, пренебречь законами физики, удерживающими нас у Земли, хотя бы на мгновение. Но в это мгновение все будет по-другому.

Выполняя упражнения этой категории, вы также сможете «примерить» результаты поступков, совершаемых вами в настоящем. Когда сознание находится под управлением правого полушария мозга, вы способны перенестись в воображении на 20 лет вперед и посмотреть, куда вас приведет выбранный путь. Такой экспериментальный взгляд в завтрашний день может привести к значительным переменам в ваших сегодняшних планах. Фантазия дает шанс смоделировать незнакомые ситуации, уяснить, чем мы рискуем, до того как мы столкнемся с ними в реальной жизни.

Часто упражнения, в которых вам предлагается пофантазировать, даются вместе с переходными объектами для возможности переосмысления прошлого. Используя свое воображение, вы можете превратить провал в успех, пересмотрев заново произошедшую некогда драму. Естественно, вам не удастся изменить реальные события, имевшие место в прошлом. Однако предложенные упражнения позволят вам конструктивным образом изменить свои чувства, связанные с пережитым. Этот новый взгляд на детские переживания может помочь нам разрушить психологические барьеры, из-за, которых, вместо того чтобы искренне смеяться, мы лишь улыбаемся, а наш энтузиазм раз и навсегда заменила осторожность. Кроме этого, фантазия позволяет нам мыслить образно и эмпирически. После того как мы оцениваем ситуации, используя потенциал правого полушария мозга, результаты - могут быть представлены левому «для рассмотрения».

Категория 8. Работа со сновидениями

Сны волновали и очаровывали людей с самых давних времен. Эти бурные, возбуждающие образы, запутанные метафоры и сложные сценарии - результат работы правого полушария мозга.

В упражнениях этой категории вам предлагается несколько способов извлечения пользы из анализа сновидений на сознательном уровне. Готовьтесь к выполнению упражнений, записывая содержание своих снов. Если вы плохо их помните, процесс ежедневной записи поможет подсознательным образам всплыть на поверхность. Вам будет предложено несколько подходов к анализу снов, и вы сможете ежедневно экспериментировать с ними.

Представители древних культур, таких как древнееврейская и древнегреческая, верили, что сны - это послания Господа. Человек, умеющий интерпретировать сновидения, был всеми глубоко уважаем. Библия полна историй о снах и их значении. А сны многих лидеров общества оказывали влияние на ход истории. В двадцатом веке Фрейд отметил психологическое значение снов. Его утверждение о том, что сны выражают сексуальные переживания человека, было в штыки встречено обществом, предпочитающим закрыть глаза на это мощное действие подсознания. Карл Юнг согласился с положением Фрейда о том, что сны представляют собой связь подсознания человека с его сознанием, однако возражал против многих его интерпретаций образов, возникающих в сновидениях.

Ученые, занимающиеся исследованием сна, пришли к выводу, что человек наблюдает сновидения около 20 процентов времени, проводимого в состоянии сна. То есть сновидения занимают примерно девяносто минут из восьми часов сна. Об этом свидетельствуют быстрые движения глаз человека, которые могут быть зафиксированы, когда он видит сон. Если человека разбудить в это время, он достаточно ярко сможет рассказать свое сновидение.

Многие психиатры сравнивают сны с рентгеновскими снимками эмоций. Образы, возникающие в сновидениях, передают тревоги, страхи и желания пациентов. Популярность дневников сновидений возрастает, ибо многие люди узнали, что эти ночные послания правого полушария - лучшее средство постичь свой внутренний мир.

Выполняя упражнения этой категории, вы научитесь более подробно запоминать содержание своих сновидений и использовать сообщения из подсознания в реальных ситуациях. Специальные методы, предложенные вам, позволят более ясно понять важную роль, которую «театр сновидений» играет в вашей жизни.

Сны называют письмами из подсознания. Каждый день, выполняя «Курс тренировки правого полушария мозга», вы будете открывать одно из таких писем и смотреть, есть ли в нем что-нибудь важное. Это могут быть сигналы, предупреждающие о будущих несчастьях, и способы избежать их. Это могут быть письма, раскрывающие вам решение сложной проблемы, или сообщения о том, что вы подсознательно находитесь под властью неприятных чувств, связанных с травмой, нанесенной вам в далеком прошлом. Вы будете использовать специальные приемы для интерпретации различных сложных кодов, с помощью которых правое полушарие мозга представляет эти сообщения.

Джеймс С. Гротштейн, доктор медицины, психоаналитик, многое рассказал мне о тайнах интерпретации сновидений. В своей книге «Отважусь ли я перевернуть Вселенную» он пишет:

«Когда я учился на втором курсе медицинского института, в ночь перед заключительным экзаменом по фармакологии мне приснился сон, который я вспоминаю по сей день. Действие происходило на севере Шотландии, в горной, унылой, покрытой вереском местности. Был сильный туман. Вдруг туман стал медленно рассеиваться, из него появился ангел и спросил: «Где Джеймс Гротштейн?» Голос его звучал торжественно, литанически. Туман медленно окутал фигуры ангела, и казалось уже, что он никогда не существовал и не разговаривал со мной. Затем, как в заранее подготовленной сцене, туман снова расступился, но уже чуть поодаль, и на выступе скалы, окутанном облаками, появился другой ангел. В ответ на вопрос первого он произнес: «Он там, наверху, размышляет над дозой печали на Земле».

...Очнувшись от сна, я задумался над странным смыслом состояния спокойствия, овладевшего мной. Ему я был обязан успешной сдачей всех последующих экзаменов. Эта мысль завладела моим вниманием, и я верю до сих пор, что спокойствие исходило из этого красивого и поэтичного сна...

...Постепенно я начал осознавать, что мой сон был пьесой или малой частью какой-то большой постановки. Сюжет ее задуман опытным драматургом, над ее созданием трудились финансовый и исполнительный продюсеры под началом директора, обладающего великолепным чутьем в выборе острого и драматического момента. Пьеса поставлена сценическим дизайнером, сумевшим облечь сюжет сна в художественное оформление, выдвигающее на первый план максимальную силу чувств, и директором актерского состава, компетентным в средневековой, и романтической природе театральности... В итоге, я желал быть представленным автору.

Именно он сильнее всего интриговал меня и в такой же степени огорчал, потому что я одновременно восхищался его сценарием и чувствовал себя таким чужим ему... Часть моего Я, сочинившая этот сон, была восхитительной, вызывающей зависть, идеальной и совершенно мне незнакомой. Незнакомой настолько, что с таким же успехом это мог быть и кто-то другой, а не я сам».